Ссылки для упрощенного доступа

Хорст Кёлер взорвал информационную бомбу


Президент Кёлер ушел и не обещал вернуться.
Президент Кёлер ушел и не обещал вернуться.
Президент ФРГ Хорст Кёлер заявил, что уходит в отставку в связи с волной критики, которую вызвали его высказывания о миссии бундесвера в Афганистане и других зарубежных операциях вооруженных сил Германии. Многие расценили те слова Кёлера как требование к возврату к тем временам, когда внешняя политика опиралась на демонстрацию военной мощи. Однако сама отставка Хорста Кёлера для всей Германии стала большой неожиданностью.

Причиной отставки является данное Кёлером 22 мая интервью немецкому радио после посещения им контингента бундесвера в Афганистане. Хорст Кёлер, отвечая на вопрос о понимании населением цели присутствия бундесвера в Афганистане, сказал:

– Мы находимся на пути, на котором будет достигнуто понимание широкими слоями населения, что страна такого размера, как наша, с ориентацией на внешнюю торговлю и, таким образом, зависимая от нее, должна знать, что в некоторых случаях военные акции являются необходимыми для защиты наших интересов, например, для обеспечения свободы торговых путей. Для этого могут понадобиться действия, препятствующие региональной нестабильности. Именно благодаря торговле мы можем гарантировать у нас рабочие места и доходы граждан. На эти темы нужно дискутировать. Я полагаю, что мы здесь на верном пути.

Именно на этот пассаж из речи Хорста Кёлера пошла волна критики со стороны оппозиции, которая обвинила его в приписывании экономических интересов военной миссии в Афганистане и вообще в противоречии его высказываний Конституции. Из ведомства президента поспешили заявить, что Хорст Кёлер вовсе не имел в виду конкретно Афганистан, а имел в виду, в частности, борьбу с пиратами. Но понять высказывание Кёлера именно так, вне связи с Афганистаном, было трудно, так как именно Афганистану и было посвящено интервью. Комментаторы сошлись тогда на том, что президенту необходим толковый советник для общения с прессой. Но именно в этот момент предыдущий советник президента уволился, а новый еще по-настоящему не приступил к своим обязанностям. Хорст Кёлер заявил 31 мая:

– Я сожалею, что мои высказывания в очень важном и трудном для нашей страны вопросе дали возможность их неверно понять. Критика, однако, зашла так далеко, что заподозрила меня в одобрении акций бундесвера, выходящих за рамки, предписанные Конституцией. Такая критика не может быть ничем оправдана. В ней проявилось отсутствие необходимого уважения к моей должности. Я объявляю о своем уходе с поста президента. Решение вступает в силу немедленно.

Комментаторы отмечают, что решение Хорста Кёлера, по мнению многих политиков, является неадекватной реакцией на произошедшее. Это говорит о том, что Кёлер оказался гораздо более чувствительным человеком, чем его привыкли считать. Вот что сказал об этом вице-канцлер Гидо Вестервелле:

– Я попытался все-таки переубедить его. Но это решение было им принято, и мы должны его уважать. Я не могу не выразить, тем не менее, своего сожалению по поводу решения Хорста Кёлера.

Хорсту Кёлеру 67 лет. На пост президента он был избран 1 июля 2004 года, а 23 мая 2009 года переизбран на новый пятилетний срок. До вступления в должность президента Хорст Кёлер в течение четырех лет занимал пост директора МВФ в Вашингтоне. Обязанности президента страны до выборов нового главы государства, которые должны состояться в течение месяца, по Конституции возложены на президента бундесрата (верхней палаты парламента) Йенса Бернзена.

Комментируя отставку Хорста Кёлера в интервью Радио Свобода, работающий в Германии политический эксперт из Центра стратегических исследований имени Джорджа Маршалла в Гармиш-Партенкирхене Александр Гарин высказал мнение, что, возможно, корни нынешней отставки в том, президент Кёлер никогда не был "изощренным политиком":

– Президент обычно – это фигура интеграционная, стоящая над партиями. Если вспомнить Вайцзеккера и других, то им это здорово удавалось. Президент Кёлер, к сожалению, как все сейчас говорят, не изощренный политик. Этим он и нравился, конечно. Но он специалист по экономике более чем кто-либо другой – таких президентов до сих пор не было. И когда он выразился насчет того, что иногда приходится защищать свою страну, конечно, это было нарушением табу. Тем самым позиция президента в Германии, стоящего "над партиями", была нарушена. Левый лагерь ухватился за неудачное высказывание Кёлера – типично марксистский подход, что вот, наконец-то, власти признали, что мы ведем в Афганистане имперскую войну ради низменных интересов и т. д. Повторяю, он не очень хороший, не изощренный политик, вот он и не выдержал.

Тем не менее, то, в какой форме происходит его отставка и в какой форме обсуждают ее в Германии политики, вызывает у меня искреннее восхищение. Сам посыл президента Кёлера состоит в том, что он чувствует, что не может дальше выполнять эту роль. Потому что вторгся в табуированную зону. Позиция Германии всегда была в том, что никогда больше никакого военного империализма. И задача президента страны состояла в том, чтобы нести этот посыл.

Однако ни в коем случае не стоит говорить, что Германия вступила в фазу политического кризиса. Это неожиданность, но не кризис, хотя левый лагерь именно таким образом пытается подать эту ситуацию. Сейчас речь идет прежде всего о том, чтобы найти новую личность, возможно, несколько более удачную на этом посту, чем ушедший президент.
XS
SM
MD
LG