Ссылки для упрощенного доступа

Британский аналитик Майкл Биньон – о последствиях акции Израиля в Средиземном море


Фрагмент видеозаписи действий израильского спецназа на турецком судне.
Фрагмент видеозаписи действий израильского спецназа на турецком судне.
Операция израильских военных против "Флотилии свободы" продолжает оставаться в центре внимания политиков и экспертов. Для Радио Свобода акцию Израиля и последствия трагического инцидента в Средиземном море комментирует один из ведущих британских политических аналитиков Майкл Биньон.

– В редакционной статье в лондонской "Таймс" отмечается, что операция Израиля в Средиземном море будет стоить ему ухудшения отношений не только с врагами, но и с друзьями. Насколько оправдан такой прогноз?

– Это стало бедствием для Израиля в отношениях с международной общественностью, ухудшило его отношения с собственными друзьями и явно вызвало обеспокоенность Соединенных Штатов. Это стало серьезным ударом по Нетаньяху в преддверии планировавшейся встречи с президентом Обамой в Белом доме. Думаю, что с политической точки зрения эту акцию нельзя назвать разумной, поскольку Израиль теперь окажется более уязвим для своих соседей. Кроме того, это разрушит его отношения с Турцией – единственной мусульманской страной, с которой он поддерживает тесные отношения.

– Какова официальная позиция Великобритании?

– Реакция Великобритании была очень сдержанной по двум причинам. Во-первых, сейчас в Британии у власти новое правительство, которое не хочет занимать слишком жесткую позицию по отношению к стране, с которой у нее хорошие отношения. Консерваторы неизменно поддерживали Израиль. Во-вторых, британское правительство прислушивается к американскому мнению и не хотело бы занимать позицию, отличную от мнения президента Обамы. Великобритания дала ясно понять, что сожалеет о гибели людей и что выступает за смягчение блокады Газы. Правительство заявило, что намерено прежде всего выяснить все подробности случившегося.

– В редакционной статье в "Таймс" отмечается, что Израиль имеет право предотвращать контрабанду оружия в сектор Газа. Есть ли у него право с этой целью проводить досмотры судов в нейтральных водах?

– В международных законах нет полной ясности по этому поводу. Однако существующая практика такова: если страна подозревает, что происходит контрабанда оружия на территорию, которую эта страна контролирует, что это оружие будет использовано против ее интересов, у нее есть право предотвратить контрабанду или провести досмотр судов. Многие государства пользовались этим правом в различных ситуациях. Вспоминается, в частности, недавний такой случай с участием России в Грузии. Независимо от положений международного права, трудно осудить действия страны, останавливающей судно с контрабандой опасного для нее груза – скажем, наркотиков – даже если этот груз и перехвачен в открытом море.

– Насколько оправдано было бы смягчение блокады сектора Газа, к чему призывают Британия и США?

– Думаю, что блокада Газы абсолютно неэффективна. Кроме того, политически она контрпродуктивна. Она выглядит, как провозглашение Израилем осады сектора Газы. Фрукты туда ввозить позволено, а цемент для восстановления разрушенных домов – почему-то нельзя. Многое доставляется в Газу контрабандой через подземные туннели. Так что та контрабанда, которую Израиль хочет остановить, в частности, контрабанда оружия, проникает в Газу.

– Каковы могут быть последствия этой операции Израиля для возобновления израильско-палестинских переговоров?

– В настоящий момент идея переговоров мертва, и нет никакой вероятности, что они возобновятся. Глава палестинской автономии Махмуд Аббас одним из условий их возобновления называет снятие блокады Газы. Израиль сейчас окажется под сильнейшим давлением требований расширить снабжение Газы. Думаю, что это вероятнее всего и произойдет.

– Многое в этой ситуации зависит от позиции США. Чем вы объясняете нейтральную, по сути дела, реакцию Соединенных Штатов?

– Американцы в трудной ситуации, поскольку в Америке очень сильны произраильские настроения. Американо-израильский альянс рассматривается в Вашингтоне как важнейшая часть американских интересов. Правда, у президента Обамы сейчас не лучшие отношения с израильским премьером Нетаньяху из-за проблемы израильских поселений. Кроме того, американцы очень чувствительны в отношении международной реакции, осуждающей Израиль и воспринимающей Америку в качестве соучастника израильской политики. В этой ситуации президент Обама очень осторожен и призывает выяснить все факты. Думаю, что в частном порядке он окажет давление на Израиль с целью снятия блокады Газы и попытается улучшить отношения с нынешним правительством Израиля.
XS
SM
MD
LG