Ссылки для упрощенного доступа

ЕС оставит Молдавию и Южный Кавказ без особого внимания


Кэтрин Эштон
Кэтрин Эштон
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон предложила отозвать спецпредставителей Евросоюза из стран Южного Кавказа и Молдавии.

Дипломаты утверждают, что предложение отозвать представителей ЕС в Молдавии и странах Южного Кавказа стало сюрпризом как для многих стран-членов ЕС, так и для представителей Евросоюза.

Если это предложение будет одобрено странами-членами ЕС, такая мера сократит присутствие ЕС в этих регионах, ограничит доступ правительств этих стран в Брюссель и даст сигнал Молдавии и странам Южного Кавказа о том, что они ощутимо теряют позиции в списке приоритетов Евросоюза.

Дополнительные дискуссии вокруг этой меры может вызвать и время, когда она была предложена: всего за несколько дней до начала саммита Россия-Евросоюз в Ростове-на-Дону. Предложение высказал в конце встречи послов Евросоюза 28 мая британский дипломат-ветеран Роберт Купер – правая рука Кэтрин Эштон.

Купер подробно пересказал содержание письма, которое Эштон послала министрам иностранных дел стран-членов Евросоюза 21 мая. В письме "с расплывчатыми формулировками", как выразился один из дипломатов, перечислялись основные принципы реорганизации нынешней структуры представителей Евросоюза в разных странах. Так называемые специальные представители Евросоюза подотчетны вышестоящим сотрудникам ведомства ЕС по внешней политике, а назначаются представителями 27 стран-членов ЕС по итогам консультаций с послами стран-членов ЕС в Брюсселе.

Сейчас у Евросоюза есть 11 специальных представителей: в Молдавии, на Южном Кавказе, в Судане, Косово, Македонии, Боснии, Средней Азии, Афганистане и регионе Великих Африканских озер; представители также работают со странами Африканского союза и участниками ближневосточного мирного процесса. Пьер Морель, спецпредставитель ЕС в Средней Азии, был назначен также уполномоченным ЕС по урегулированию конфликта в Грузии после войны в августе 2008 года.

В своем письме Кэтрин Эштон предложила упразднить должности спецпредставителей ЕС для географически отдаленных регионов, введя их в состав существующих делегаций Еврокомиссий. А представителей в наиболее важных для ЕС регионах она предложила оставить, как и тех, кто одновременно представляет международное сообщество и Евросоюз в Косово, Боснии и Македонии.

Недавно был создан консолидированный дипломатический орган ЕС – Служба внешних операций. Его создание предполагало пересмотр системы представителей ЕС, но не в столь радикальной форме, о которой рассказал Роберт Купер.

По схеме Эштон, своих нынешних европейских спецпредставителей Питера Семнеби и Кальмана Мижея потеряют Южный Кавказ и Молдавия – очаги постоянных "холодных" конфликтов в Европе. В Молдавии пост специального представителя "соединится" с постом спецпредставителя Еврокомиссии, а позже и с должностью представителя Службы внешних операций ЕС. Та же процедура произойдет во всех трех странах Южного Кавказа. Одновременно все они фактически утратят в глазах Евросоюзам свой уникальный региональный статус.

Дипломаты, которые критически относятся к новому плану, указывают на то, что Эштон намерена оставить должности спецпредставителей ЕС в Судане, регионе Великих африканских озер и в Средней Азии. Все эти регионы расположены гораздо дальше от Европы, чем Южный Кавказ. Такие действия, по мнению этих дипломатов, могут свидетельствовать о спаде интереса Евросоюза к Южному Кавказу, где европейский спецпредставитель находился с 2003 года – года "революции роз" в Грузии. Также это говорит о склонности к так называемой "политике больших сил" внутри ЕС, когда политику блока формируют наиболее крупные страны-члены ЕС. Германия, Франция и Великобритания заинтересованы в Средней Азии в связи с операцией в Афганистане.

Официальные лица в Брюсселе отмечают, что Эштон, вероятно, согласовала свои планы с Берлином, Парижем и Лондоном, прежде чем их огласить. С Семнеби и Мижеем никаких предварительных согласований при этом не было.

Нововведение Эштон также означает удар по Польше и другим, в основном восточным, странам-членам ЕС: оно толкает блок к тому, чтобы вывести на новый уровень обязательства Евросоюза в отношении Южного Кавказа, назначив в качестве нового представителя более весомую фигуру – в идеале бывшего министра иностранных дел (мандаты Семнеби и Мижея истекают 31 августа этого года). Неясно, была ли Варшава предупреждена о предложении Эштон, но Польше придется покорить неодолимую гору, если Германия, Франция и Великобритания уже выбрали своего кандидата на пост главы внешнеполитического ведомства.

Дипломаты говорят, что к концу этого года, когда новая дипломатическая служба Эштон заработает в полную силу, ЕС назначит на пост ответственного за Южный Кавказ средней руки менеджера Службы внешних операций. Это, как полагают источники в Евросоюзе, существенно укрепит позиции Евросоюза в регионе.

Это отрицательно повлияет на доступ региональных правительств и СМИ в ЕС. Семнеби, нынешний спецпредставитель на Южном Кавказе, большую часть времени проводит в регионе и уполномочен делать заявления от имени ЕС. Его мандат, вероятно, будет расширен после 31 августа, но только до тех пор, пока Служба внешних операций не найдет ему замену.

Снижение интереса к Молдавии в рамках новой дипломатии Евросоюза, возможно, поставит страну в большую зависимость от ее ближайшего европейского соседа – Румынии – через которую та и сможет обращаться в Брюссель.
XS
SM
MD
LG