Вполне вероятно, что следующее положительное решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге будет вынесено в пользу гражданина России, более того – кого-либо из ростовчан. Такой прогноз вполне можно сделать, исходя из анализа истории обращений жителей региона в Страсбург.
Ведь именно бывший шахтер и ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС Анатолий Бурдов в июне 2002 года стал тем первым россиянином, чью жалобу удовлетворил Страсбургский суд.
Житель города Шахты Бурдов обжаловал в Страсбурге постоянные задержки денежных выплат, которые были положены ему по закону, как ликвидатору. Судьи решили, что в качестве компенсации морального ущерба правительство РФ должно было выплатить Анатолию 3 тысячи евро. Для Бурдова и эта сумма была весьма существенна. Ведь ежемесячный доход семьи складывался из двух пенсий (его самого и жены) и составлял в общей сложности 4 тысячи рублей. По мнению ростовского адвоката Николая Кравцова, который представлял в Страсбурге интересы Бурдова, важен был даже не размер компенсации, а важно то, что был создан прецедент – и после этого в Страсбурге по аналогичным жалобам от российских граждан решения могли приниматься автоматически.
Из-за большого количества, срок рассмотрения жалобы в Страсбурге иногда мог быть непозволительно продолжительным – даже более пяти лет. Буквально несколько дней назад – 1 июня – вступил в силу 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который позволит реформировать деятельность Страсбургского суда, и значительно упростить процедуру рассмотрения жалоб, поступающих в Европейский суд. Несколько лет отказываясь ратифицировать этот протокол, Россия, по сути, препятствовала реформированию суда. Ростовский Центр содействия международной защите» помог жителям Ростовской области подготовить и направить в Страсбургский суд несколько сот жалоб. Поэтому известный донской правозащитник Станислав Великоредчанин внимательно наблюдает за судейской реформой в Европе.
Станислав Великоредчанин: Для рассмотрения переданных дел суд сейчас, если раньше комитет рассматривал, сейчас это дело может рассмотреться единолично. Если раньше комитеты были в составе 6 судей, то сейчас 3 судей. Более того, если раньше палаты могли быть в 17 судей, сейчас палаты стали меньше. Сделали так, что вроде быстрее рассматривалось. Тем более интересный пункт ввели, что судья, который рассматривает дело единолично, не может быть от той страны, жалобу которой рассматривает. Между прочим, Россия протестовала против этого.
Григорий Бочкарев: Безусловно, не все так однозначно, как выглядит на первый взгляд. Благие намерения по сокращению сроков рассмотрения обращений граждан в Страсбургский суд, на практике вполне могут натолкнуться на серьезные препятствия. Продолжает эксперт Общественного Центра массовых коммуникаций Наталия Романенко:
Наталья Романенко: Судьей, рассматривающим дело единолично, не может быть назначен судья, избранный от страны, в отношении которой подана жалоба. Возникает вопрос – как же он может компетентно разобраться в деле? Это действительно большая проблема. Потому что решение, по сути, принимает не высококвалифицированный юрист, а референт или даже несколько референтов. Но все они будут, как правило, представителями той самой страны, которая и нарушила права человека в отношении заявителя. А здесь, как говорится, возможны варианты. Сколько мы знаем случаев, когда из Европейского суда приходили ответы о неприемлемости жалоб, в которых содержались такие вопиющие факты нарушения прав человека, что наши эксперты ни на йоту не сомневались в благополучном их прохождении по сложным лабиринтам Страсбургского суда.
Григорий Бочкарев: Согласно постановлению Европейского суда по делу "Солодюк против России", судом установлено нарушение статьи 1 протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с длительными задержками в выплате текущих пенсий и отказом государства возместить эти убытки. Страсбургский суд принял решение обязать Россию выплатить по полторы тысячи евро за моральный вред каждому из пенсионеров, а также 90 евро – одному, и 96 евро – другому супругу за инфляционные убытки, которые пожилые люди понесли, получая текущие пенсии с задержкой в несколько месяцев.
Эксперты считают это решение Европейского суда крайне позорным для России. Ведь для того, чтобы возместить пенсионерам инфляционные убытки, которые в принципе для государства абсолютно ничтожны, необходимо было обращаться в Европейский суд по правам человека.
Судя по всему, Европейский суд по правам человека вскоре будет рассматривать жалобы шахтеров-пенсионеров из города Зверево Ростовской области. Уведомление о приемлемости уже получили более ста человек. Как рассказал депутат городской думы, сам бывший шахтер Валерий Дьяконов, заявители просят Страсбургский суд по правам человека заставить российские власти выполнить несколько сот решений российских же судов, и предоставить шахтёрам-пенсионерам заслуженные льготы. Так что, бывшие горняки с большим одобрением восприняли известие о начале реформы Европейского суда. Они надеются, что она будет полезной и конкретно для них. С этим согласен и Станислав Великоредчанин:
Станислав Великоредчанин: Сейчас раза в 4 будет ускорено рассмотрение дел. Единственно, что с 1 числа вступил. Я думаю, что где-то месяца через три Европейский суд заработает в полную силу.
Григорий Бочкарев: Если шахтеры-пенсионеры выиграют дело в Европейском суде, то Россия будет вынуждена не только расплатиться с ними за все годы бесправия, на еще и компенсировать моральный вред. Деньги на это, естественно, также будут выделены из государственного бюджета, то есть, изъяты из карманов налогоплательщиков.