Ссылки для упрощенного доступа

Авторское кино накалило "Кинотавр"


В Сочи продолжается фестиваль российских фильмов "Кинотавр". Программа мероприятия, кроме показа кинолент, включает также круглые столы и дискуссии. 9 июня на встрече, посвященной авторскому и фестивальному кино, завязалась бурная дискуссия.

В конференц-зале было жарче, чем на пляже. Тема круглого стола вряд ли волновала общественность столь же сильно, как личность модераторов дискуссии Олега Иванова, главы компании Movie Research, и Сергея Толстикова – руководителя недавно образованного Фонда поддержки кинематографии. Следует напомнить, что после создания этого фонда так называемое авторское кино осталось на балансе Министерства культуры. Денег мало, финансирование сокращается, и кинематографисты забили тревогу: авторское кино в таких условиях не выживет. И вот Сергей Толстиков инициировал круглый стол в Сочи, с тем чтобы обсудить эту животрепещущую проблему.

Поскольку значительная часть кинематографического сообщества к фонду относится плохо и к тому же совершенно не понимает, почему господина Толстикова интересует авторское кино, он объяснил, что не хочет войти в историю как "могильщик авторского кино". Поэтому, предваряя круглый стол, фонд заказал компании Movie Research исследование, результаты которого были предъявлены в Сочи участникам обсуждения. В руки их никому не дали – показывали статистические выкладки на экране и одновременно их комментировали. Усвоить поданный таким образом материал было практически невозможно. В памяти осталось, что 28 процентов фильмов–участников фестивалей не выходит в российский прокат, что смотрят это кино зрители от 16 до 26 лет, что такое кино считается элитарным и так далее. Придя к выводу, что авторское кино нуждается в поддержке, предложили действовать по нескольким направлениям: поддержка производства, продвижение в прокат, поддержка кинотеатров, которые показывают авторское кино, поддержка кинофестивалей и развитие профессиональных общественных организаций, которых, с точки зрения господина Иванова, в России нет.

Затем слово передали Георгию Нерсесову, представляющему одну из прокатных компаний. Он заявил, что единственный критерий оценки фильма – это бокс-офис, то есть кассовый сбор. Страсти в зале накалялись. Заговорил режиссер Попогребский, автор фильмов "Коктебель", "Простые вещи", "Как я провел этим летом". Оказывается, в прежние времена он был специалистом по математической статистике и ее методикам и, как знаток, Попогребский высказал мысль, что статистика аморальна, разные методологии дают разные результаты. Данные Movie Research, по его мнению, не выдерживают критики и на них нельзя ссылаться – в одной из предъявленных таблиц с именами крупнейших режиссеров вообще не оказалось имени Алексея Германа. На чрезвычайно взволнованную речь Попогребского Олег Иванов ответил, что для того всех и собрали, чтобы обсуждать проблемы вместе. На это из зала ему ответили, что совсем не хотят ничего делать вместе с Movie Research, а продюсер Сергей Члиянц заявил, что вообще непонятно, почему именно эта компания, доселе никак себя не зарекомендовавшая, проводит исследования и почему на право таких исследований не объявлен тендер. На этот вопрос ответа не последовало. Как и на другой, который я, например, еще зимой задавала всем продюсерам: зачем вообще создавать фонд поддержки коммерческого кино? И где это видано, чтобы государство финансировало коммерческое предприятие? Разговор не привел ни к каким результатам, и большинство собравшихся людей выразили свое недоверие и фонду, и Movie Research. Господин Толстиков, в свою очередь, заявил, что в таком случае фонд в проблемы авторского кино больше вмешиваться не будет, и из Сочи уехал.

Что же касается фильмов, то в конкурсной программе показали еще две картины. Одна называется "Сатисфакция" - режиссер Анна Матисон, сценарий к фильму написан Евгением Гришковцом (он же исполнитель главной роли). В партнерстве с ним – Денис Бургазлиев, и, как это часто бывает в фильмах Гришковца, это мужской диалог, но разложенный на два голоса, одновременно смешной и печальный. Литературная основа, впрочем, кажется более пригодной для театральной антрепризы, чем для кино.

Вторая картина называется "Перемирие", сняла ее Светлана Проскурина по сценарию Дмитрия Соболева, того самого, что написал сценарий фильма "Остров". Однако "Перемирие" скорее напоминает сценарий "Дикого поля" Луцика и Саморядова, только действие перенесено в российскую глубинку. Абсурдистский юмор и метафорическая глубина отсутствует, зато полно натуралистических подробностей, которые, честно говоря, вызывают вопрос – как женщина-режиссер может показывать отрубленные пальцы и обваренные ноги. На вопрос, кто будет смотреть такое авторское кино, у меня лично ответа нет – даже если его изо всех сил поддержат в прокате.
XS
SM
MD
LG