Галерист и политтехнолог Марат Гельман уполномочен своей партией спасать страну с помощью культуры. Президиум генерального совета "Единой Россией" поручил ему курировать масштабный проект под названием "Культурный альянс. Региональный аспект".
По сути, это еще один аспект модернизации, связанный с продвижением современного искусства в провинцию. Первые кандидаты на включение в "Культурный альянс" - Ульяновск и Казань.
Марат Гельман, инициатор, а теперь и куратор проекта "Культурный альянс", на своем нынешнем посту директора Пермского музея современного искусства как раз и занимается культурной модернизацией провинциального города с помощью современных арт-проектов. По его мнению, провинция обделена искусством, тогда как все жители России, а не только Москвы и Петербурга, имеют право на доступ к современному культурному наследию.
В комментарии, опубликованном на официальном сайте "Единой России", Гельман заявляет: "Если мы не создадим нормальную культурную жизнь вне столицы, то мы потеряем страну. В этом случае проблема культурной политики станет уже непосредственно политической проблемой". Обеспечить культурную жизнь, даже элементарный досуг, провинция за счет своих ресурсов не способна. Москва, оторванная от остальной страны, в этом деле не помощник, единственный выход, говорит Марат Гельман, создавать альянс городов и проводить децентрализацию культурный жизни.
- Этот проект - сетевой, - говорит г-н Гельман. - В том смысле, что в альянс будут включены города с большой численностью населения. Но они уже должны будут создавать вокруг себя свою сеть. Мы планируем через 2 года иметь где-то 25-30 городов.
Гельман считает "Культурный альянс" альтернативой министерскому, бюрократическому управлению культурой. Цель проекта – забросить в культурную среду провинциальных городов некие дрожжи с тем, чтобы через два года процесс модернизации стал автономным и необратимым. В пример он приводит мультимедийный фестиваль современного искусства "Живая Пермь", который проходил в этом городе с 8 по 12 июня. Из множества фестивальных событий выделяется, например, проект пермского художника Сергея Тетерина "Изобретение поэтофона ". Автор описывает его так: "Водружение в книжном магазине действующего арт-объекта - телефонного аппарата для связи с духами знаменитых поэтов-футуристов - Маяковского, Бурлюка, Каменского".
- Культурный обмен важная, но не единственная часть проекта, - говорит Марат Гельман. - Модернизация сферы культуры должна пройти точку невозврата. Дальше процессы должны пойти стихийно. Успех проекта в Перми начал проявляться именно тогда, когда стало больше частной инициативы и меньше государства. Например, фестиваль "Живая Пермь", в котором около 195 событий, и только 20 – это проекты, инициированные нами, остальное частная инициатива. И я надеюсь, что так же будет и в других городах.
Ульяновск и Казань стали первыми претендентами на включение в "Культурный альянс" благодаря тому, что там городские и областные власти проявили к нему интерес. Директор Приволжского филиала государственного Центра современного искусства в Нижнем Новгороде Анна Гор несколько лет руководила проектом "Культурная столица Поволжья". Она согласна, что "Альянс" не получится без поддержки первых лиц регионов. Важны не столько деньги, сколько политическая воля и желание, которые в провинции - в дефиците.
Директор департамента культуры и архивного дела Ульяновской области Татьяна Ившина пока с осторожностью говорит об участии Ульяновска в "Культурном альянсе". Она лучше других знает, что любой масштабный проект такого рода потребует больших финансовых затрат, но не против того, чтобы пригласить в город актуальное искусство, даже если оно вызовет неприятие, как это было в 2001 году, когда Ульяновск был объявлен "Культурной столицей Поволжья".
- Это дорогостоящий проект, в первую очередь необходимо его материальное воплощение - площадка, где планируется разместить галерею современного искусства; люди, которые должны там работать… Марат приехал и уехал, кураторы проектов приехали и уехали, а галерея должна вести самостоятельную работу.
Идея модернизации городского пространства с помощью культурных проектов не нова. На этом держится программа "Культурная столица Европы". Марат Гельман рассказывает о своем понимании модернизации провинциальной культуры:
- Мы делаем поворот и говорим, что культура обеспечивает базовую потребность человека, одну из важных составляющих качества жизни. Поэтому она является не "социалкой", она является частью развития. Наша политика будет направлена не на деятелей культуры, а на все население, а деятели культуры должны стать инструментами реализации программы.
Тот факт, что "Культурный альянс" стал проектом "Единой России", Марата Гельмана не смущает. Он говорит об этом так: "Путин же воспользовался выставкой в музее Гугенхайма, чтобы поговорить с Клинтоном, но выставка от этого не стала хуже".
По сути, это еще один аспект модернизации, связанный с продвижением современного искусства в провинцию. Первые кандидаты на включение в "Культурный альянс" - Ульяновск и Казань.
Марат Гельман, инициатор, а теперь и куратор проекта "Культурный альянс", на своем нынешнем посту директора Пермского музея современного искусства как раз и занимается культурной модернизацией провинциального города с помощью современных арт-проектов. По его мнению, провинция обделена искусством, тогда как все жители России, а не только Москвы и Петербурга, имеют право на доступ к современному культурному наследию.
В комментарии, опубликованном на официальном сайте "Единой России", Гельман заявляет: "Если мы не создадим нормальную культурную жизнь вне столицы, то мы потеряем страну. В этом случае проблема культурной политики станет уже непосредственно политической проблемой". Обеспечить культурную жизнь, даже элементарный досуг, провинция за счет своих ресурсов не способна. Москва, оторванная от остальной страны, в этом деле не помощник, единственный выход, говорит Марат Гельман, создавать альянс городов и проводить децентрализацию культурный жизни.
- Этот проект - сетевой, - говорит г-н Гельман. - В том смысле, что в альянс будут включены города с большой численностью населения. Но они уже должны будут создавать вокруг себя свою сеть. Мы планируем через 2 года иметь где-то 25-30 городов.
Гельман считает "Культурный альянс" альтернативой министерскому, бюрократическому управлению культурой. Цель проекта – забросить в культурную среду провинциальных городов некие дрожжи с тем, чтобы через два года процесс модернизации стал автономным и необратимым. В пример он приводит мультимедийный фестиваль современного искусства "Живая Пермь", который проходил в этом городе с 8 по 12 июня. Из множества фестивальных событий выделяется, например, проект пермского художника Сергея Тетерина "Изобретение поэтофона ". Автор описывает его так: "Водружение в книжном магазине действующего арт-объекта - телефонного аппарата для связи с духами знаменитых поэтов-футуристов - Маяковского, Бурлюка, Каменского".
- Культурный обмен важная, но не единственная часть проекта, - говорит Марат Гельман. - Модернизация сферы культуры должна пройти точку невозврата. Дальше процессы должны пойти стихийно. Успех проекта в Перми начал проявляться именно тогда, когда стало больше частной инициативы и меньше государства. Например, фестиваль "Живая Пермь", в котором около 195 событий, и только 20 – это проекты, инициированные нами, остальное частная инициатива. И я надеюсь, что так же будет и в других городах.
Ульяновск и Казань стали первыми претендентами на включение в "Культурный альянс" благодаря тому, что там городские и областные власти проявили к нему интерес. Директор Приволжского филиала государственного Центра современного искусства в Нижнем Новгороде Анна Гор несколько лет руководила проектом "Культурная столица Поволжья". Она согласна, что "Альянс" не получится без поддержки первых лиц регионов. Важны не столько деньги, сколько политическая воля и желание, которые в провинции - в дефиците.
Директор департамента культуры и архивного дела Ульяновской области Татьяна Ившина пока с осторожностью говорит об участии Ульяновска в "Культурном альянсе". Она лучше других знает, что любой масштабный проект такого рода потребует больших финансовых затрат, но не против того, чтобы пригласить в город актуальное искусство, даже если оно вызовет неприятие, как это было в 2001 году, когда Ульяновск был объявлен "Культурной столицей Поволжья".
- Это дорогостоящий проект, в первую очередь необходимо его материальное воплощение - площадка, где планируется разместить галерею современного искусства; люди, которые должны там работать… Марат приехал и уехал, кураторы проектов приехали и уехали, а галерея должна вести самостоятельную работу.
Идея модернизации городского пространства с помощью культурных проектов не нова. На этом держится программа "Культурная столица Европы". Марат Гельман рассказывает о своем понимании модернизации провинциальной культуры:
- Мы делаем поворот и говорим, что культура обеспечивает базовую потребность человека, одну из важных составляющих качества жизни. Поэтому она является не "социалкой", она является частью развития. Наша политика будет направлена не на деятелей культуры, а на все население, а деятели культуры должны стать инструментами реализации программы.
Тот факт, что "Культурный альянс" стал проектом "Единой России", Марата Гельмана не смущает. Он говорит об этом так: "Путин же воспользовался выставкой в музее Гугенхайма, чтобы поговорить с Клинтоном, но выставка от этого не стала хуже".