Людмила Кузьмина: В этой якобы реставрации оперного театра, а на самом деле перестройки, проявилось желание осваивать и осваивать деньги, благо они бесконтрольные, потому что 3 млрд. …. И, я думаю, что будет еще не меньше 3 млрд.! Потому что ту степень завершенности, которую мы видели, она совсем не предполагает, что там он скоро закроется и освоение на 3 млрд. закончится. Второе. Откуда 3 млрд. – совершенно непонятно. Поэтому, я думаю, что это не реставрация века и не театр века в Самаре. Это – афера века.
Сергей Хазов: "За время реставрации памятника архитектуры исчезли уникальные бронзовые люстры, выпущенные в тридцатых годах прошлого века", - продолжает бывший руководитель самарского управления Росохранкультуры Дмитрий Лакоценин.
Дмитрий Лакоценин: По аналогии тех предметов, которые продаются на западных аукционах, скажем так, "Сотбис", "Кристи", мы видим, что западная общественность относится более грамотно к таким предметам. Уровень оценки данных предметов на аукционах составляет десятки сотни тысяч долларов и евро!
Сергей Хазов: "Возмущавшийся безграмотной реставрацией памятника архитектуры руководитель местного управления Росохранкультуры Дмитрий Лакоценин был уволен с работы, а чиновники в отчетах заявили о том, что отреставрированный оперный театр будет лучшим в Европе", - комментирует культуролог Владимир Долонько.
Владимир Долонько: Для того чтобы без серьезных проблем начать сезон, театр должен иметь как минимум 12 названий – по два проката одного названия в месяц. Иначе при любви самарцев к классической музыке не выживешь. Старое оформление использовать невозможно – его либо нет, либо оно рассчитано на иные параметры сцены. Два спектакля планируем поставить. А на остальные запланировали аж 2 млн. рублей. При том что затраты на декорации не самые, прямо скажем, сложные в этом отношении "Жизели" обошлись в 5 млн. Открыть театр предполагают концертом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. Однако право первого представления должно принадлежать своим! На приезд оркестра министерство испросило у правительства 10 млн. рублей! Это в пять раз больше, чем на возобновление всего текущего репертуара, что наводит на размышление – хорошо ли встречать гостей в рваных носках?!
Сергей Хазов: До 1917 года в крупных российских городах были хорошие труппы, да и в советские времена иногда они складывались. Если раньше в Самаре процветала местная культура, то сегодня главное событие для самарских зрителей - просмотр телеспектаклей по телевизору. "Самарцы мечтают, чтобы после реконструкции оперного театра талантливые молодые люди вновь могли набираться опыта в культурной провинции, а зрители получали бы удовольствие от свежих и талантливых постановок. Тем более что руководителем самарского оперного назначен известный певец Михаил Губский", - рассуждает самарский театрал Михаил Авдеев.
Михаил Авдеев: После реставрации, конечно, ждут чего-то нового, необычного. И сейчас идут классические постановки великих авторов – Чайковский "Евгений Онегин". Но я бы вот хотел увидеть, как старый театрал, который с детства туда ходил, хотел бы услышать оперы Вагнера. Когда я в первый раз попал в театр, это было при большевиках. Пригнали класс. Было сделано все для того, чтобы дети никогда больше в театр не попали. Давали оперу Мейтуса "Братья Ульяновы". Опера была непотребная, хотя там пели, конечно, люди хорошо, но… Если бы "Золушка" Россини, понятное такое, что дети читали. Нет! Вот "Братья Ульяновы". И если бы не моя семья, где звучала постоянно музыка, начиная от Чайковского, России, Моцарта и прочие кончая Вертинским, Утесовым, конечно бы, я тогда в театр не попал.
Сергей Хазов: "На одной реставрации с позолотой за 3 миллиарда рублей настоящее искусство не возникнет", - убеждена правозащитница Людмила Кузьмина.
Людмила Кузьмина: Безусловно, все это останется пусто без настоящих мастеров, которых холят, лелеют, выращивают и предоставляют возможность достойно жить и работать.
Сергей Хазов: Самарская культурная общественность скептически относится к тому, что уже осенью открывшийся после реставрации театр оперы и балета соберет аншлаг.