Ссылки для упрощенного доступа

Проклятые вопросы демократии


Участвовать или не участвовать? Этот вопрос, в числе многих, вновь встал в повестку дня демократической оппозиции.
Участвовать или не участвовать? Этот вопрос, в числе многих, вновь встал в повестку дня демократической оппозиции.
Должна ли оппозиция участвовать в парламентских и президентских выборах 2011-2012? И если да, то в какой форме? Инициатором дискуссии на эту тему выступило новое общественное объединение "Демократический выбор", собравшее представителей различных политических партий и движений на конференцию "Выборы 2011-2012: что делать демократической оппозиции?"

Один из организаторов конференции Владимир Милов предложил варианты ответа на извечный вопрос. Первый вариант: попытаться зарегистрировать к выборам новую демократическую партию, а в случае более чем вероятного отказа – доказать нелегитимность выборов. Второй вариант – поддержать кого-то из обладателей, если так можно выразиться, легальной "лицензии на политическую деятельность".

Политик Владимир Рыжков говорил о том, что надежды на Дмитрия Медведева не оправдались. Более того - в последние годы
В октябре 2009 года "Единая Россия" на выборах в Иркутской области триумфально победила везде, где могла. А в марте-мае 2010 года она проиграла везде, где могла. Жесткость конструкции обрушивает конструкцию.
власть, по мнению Рыжкова, окончательно "забетонировала" политическую жизнь, а потому участие в выборах бессмысленно. Статус-кво на самом деле очень зыбок, возражал ему заместитель директора Института современного развития Евгений Гонтмахер: социальная напряженность нарастает, и власть постепенно теряет контроль над происходящим в стране.

В каком-то смысле правы оба - и Рыжков, и Гонтмахер, полагает политолог Сергей Беспалов, приехавший на конференцию из Братска, где совсем недавно партия власти потерпела сокрушительное поражение на выборах мэра.

– И система жесткая, и статус зыбкий. Почему? Я приведу пример. В октябре 2009 года "Единая Россия" на выборах в Иркутской области триумфально победила везде, где могла. А в марте-мае 2010 года она проиграла везде, где могла. Переход из одного состояния в другое занял полгода. Жесткость конструкции обрушивает конструкцию. В том же Братске оппозиция была разгромлена в октябре. Но 23 мая два единоросса вместе набрали меньше голосов, чем один оппозиционер. Все 25 депутатов городской думы были представителями "Единой России"; после майских выборов девять из них одновременно вышли из партии, чтобы просто не ссориться с новым мэром. Мне, конечно, более импонирует позиция Гонтмахера: считаю, что самоустраняться от раскачивания системы нельзя. Грубо говоря, система сейчас похожа на танк. В реальном бою победить его трудно, он смертоносен; но стоит только забыть поменять масло в дизеле, как танк встанет в чистом поле – и будет стоять там, не в состоянии сдвинуться. То же самое происходит сейчас: система не двигается, она стоит, – констатирует Сергей Беспалов.

В очередной раз в центре дискуссии – вопросы возможного предвыборного объединения демократических сил. С кем и вокруг кого
Мы не можем внятно сформулировать, что же мы готовы предложить людям. Мы не можем сформировать повестку дня, которой они поверят, которой они вдохновятся.
объединяться?

Прежде всего демократам необходимо восстановить утраченный контакт с избирателем, убежден член федерального политсовета движения "Солидарность" Алексей Табалов. Он более десяти лет состоял в партии "Яблоко" и был лидером челябинского регионального отделения партии:

– Когда разговариваешь с людьми, чувствуешь, что у них возникает потребность на иной взгляд, на альтернативу. Наша задача как демократов – дать людям эту альтернативную точку зрения. К сожалению, со времен "Яблока" до сих пор мы не можем внятно сформулировать, что же мы готовы предложить людям. Мы не можем сформировать повестку дня, которой они поверят, которой они вдохновятся.

Директор Института современной политики, профессор Российской академии государственной службы Владимир Лысенко вместе с Владимиром Рыжковым пытался сохранить старейшую в России Республиканскую партию, но в 2007 году ей было отказано в перерегистрации. Российская власть находится сегодня в тупике, но вместе с ней - и вся политическая система, считает Владимир Лысенко:

– Фактически все завязли в болоте, и выйти из этой ситуации почти невозможно. Вначале казалось: еще выйдем, сможем как-то уйти из этого, создадим сильные партии, а население нас будет поддерживать. Но ничего из этого не сработало. Мы видим, что сейчас население живет все хуже. Это очень опасная ситуация: вроде бы все тихо, но на самом деле недовольство людей увеличивается в геометрической прогрессии. В то же время власти не дают никаких возможностей для создания демократических партий. А то, что сейчас существует, в общем-то партиями считать нельзя.

* * *
Выход из тупика – только в возвращении к свободным выборам и полноценной демократии. В этом участники конференции "Выборы 2011-2012 годов: что делать демократической оппозиции?" были солидарны.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG