Олег Павлов: В более чем миллионной Казани живут, в основном, татары и русские, но также – и в значительных количествах – чуваши, удмурты, мордва, башкиры и представители всех народов населявших бывший Советский Союз. Инициатива мэрии Москвы создать "Кодекс москвича", вызвала удивление. Михаил Соколов, известный казанский фотограф, вначале даже посчитал, что это шутка такая.
Михаил Соколов: При советской власти был кодекс молодого строителя коммунизма. Там все понятно – там все к этому шло. А в наше время подобные кодексы, на самом деле, немножко непонятно. Во-первых, что это такое? К чему он обязывает? Кого оно обязывает?
Олег Павлов: Действительно, зачем? Может это решение московских властей на самом деле мудрое и является результатом четко просчитанной и продуманной политики? Однако Руслан Зинатуллин, лидер татарстанского отделения партии "Яблоко" называет такую политику, мягко говоря, недальновидной.
Руслан Зинатуллин: В многонациональной стране как наша, такое в принципе невозможно. Именно наша страна должна как-то развивать и показывать всему миру то, что в такой стране могут спокойно сосуществовать внешне такие разные культуры, но в то же время граждане одной страны.
Олег Павлов: Дания Тямаева, главный редактор ленты новостей на татарском языке одного из казанских информагентств, полагает, что Москва просто окончательно оторвалась от реальности.
Дания Тямаева: Это еще одно подтверждение, что Москва вообще оторвалась от жизни. Это совершенно невероятно, совершенно невозможно и, тем более, в Российской Федерации, где столько народов, наций, национальностей. Москва заполнена просто… Я не знаю, там самих-то москвичей, наверное, коренных раз-два да обчелся, если утрированно так говорить. В таких условиях как можно говорить о том, что какие-то такие ограничения по языку, тем более, по языку. Язык – это проявление культуры.
Олег Павлов: А вот культуролог и журналист Наталья Топал, отмечает, что некоторые статьи "Кодекса москвича" и так являются общепринятыми, зато другим его пунктам дает весьма резкую оценку.
Наталья Топал: Насчет того, чтобы жарить шашлыки на балконах, в этом есть то, что называется этика бытового поведения. А вот насчет национальной одежды и языка – это, естественно, перебор. Это сродни даже какого-то экстремистского начала.
Олег Павлов: Между прочим, баранов и в Казани на праздник Курбан-Байрам режут не где попало – на этот счет есть четкие религиозные правила. А что касается одежды, так в той же Москве после войны, вернувшиеся из эвакуации из Средней Азии, еще долго носили тюбетейки. Казанский фотограф Михаил Соколов, отмечает, что почти всю современную одежду, при желании, можно отнести к чужеродной.
Михаил Соколов: Если человек приехал в Москву и не может носить удобную ему одежду, то я не знаю… В конце концов, давайте отменим джинсы тогда. Это же тоже вроде как атрибут не совсем московский, скажем так. И бейсболки тоже.
Олег Павлов: Не только бейсболка, но и кепка – тоже не русский аксессуар. В Казани призыв муэдзина к молитве с минарета сочетается с колокольным звоном церквей. На улицах слышна как татарская речь, так и русская, да и любая другая. Это никого не смущает, а главное – не раздражает. Что и замечает культуролог, журналист Наталья Топал.
Наталья Топал: Тут все татары русскоязычные, а русские большинство говорят по-татарски.
Олег Павлов: Поэтому представить себе ситуацию, что в Татарстане могут сочинить кодекс аналогичный московскому никто не может. Во всяком случае, у Дании Тямаевой не получается.
Дания Тямаева: Это невозможно. Сами власти, прежде всего, даже вопрос такой не будут поднимать, а уж население к этому будет относиться однозначно отрицательно. Как это можно ограничивать?! Тем более, в проявлении национального, самобытного. Бред какой-то.
Олег Павлов: Лидер татарстанского отделения партии "Яблоко" Руслан Зинатуллин фантазию поднапряг, но все равно называет это бредом.
Руслан Зинатуллин: В Казани? Трудно представить. Наверное, все бы ходили в мусульманской одежде - в хиджабах и с бородами.
Олег Павлов: Наталья Топал даже задумываться на эту тему не хочет.
Наталья Топал: Казань - город уникальный. Даже визуализировать это не хочу. Это очередная чушь!
Олег Павлов: Вот уже почти 500 лет русские и татары живут в Казани бок обок. Так исторически сложилось. И за эти полтысячелетия нет ни одного примера взаимной вражды. За прошедшие столетия обиды, может, и были, но мудрость и терпение народов позволяли избежать конфликта. Здесь просто понимают, принимают и уважают обычаи друг друга. Татары не забывают поздравить русских соседей с Пасхой, а русские татар с Курбан-Байрамом. Вот так, по-человечески, по-дружески. И без всякого кодекса.