Елена Годлевская: 1 июля шестеро предпринимателей центрального рынка города Орла объявили бессрочную голодовку. Их поддерживают несколько десятков коллег, дежуря на рынке днем и ночью. Акция протеста вызвана решением орловской мэрии - освободить переулок Рыночный и улицу Левый берег Оки от торговых палаток и вернуть этим территориям статус дорог, что определено генпланом города Орла.
На крайнюю меру предприниматели пошли от отчаяния. Почти половина из тех, кто торговал на этом месте, определенном еще в 2007 году самой городской администрацией как место сезонной ярмарки, имеют лишь одну торговую точку, которая и кормит их семьи. И предпринимателями они стали не по призванию, а от отчаяния – здесь, в основном, располагались палатки пенсионеров, инвалидов, бывших инженерно-технических работников, потерявших работу после закрытия орловских промышленных предприятий.
- Нас лишают работы. Мы хотим хлеба.
- Это считается социальный рынок. Здесь мы продаем по самым низким ценам.
- Я тоже пенсионерка. На моем иждивении свекровь. И что моя пенсия в 6 тысяч рублей? Это только оплатить квартиру.
Елена Годлевская: Фактически городская власть лишила рабочих мест порядка семисот человек. При этом в Орле нет иного места для ведения более-менее прибыльной мелкорозничной торговли, а именно она давала кусок хлеба протестующим предпринимателям центрального рынка и их продавцам, и практически нет других рабочих мест, куда можно было бы трудоустроиться. Говорит председатель совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Орловской области Николай Варламов:
Николай Варламов: Умышленно у нас сегодня занижается показатель безработицы. Говорят – 2%. Ну, как это! В городе Орле в реальном секторе экономике четверть всего трудоспособного населения. А где три четверти. Вот они на рынках в Москве, в Петербурге, в других местах работают. Вот из этих, те, которые заняты сегодня полный рабочий день и полную рабочую неделю, только 20% людей на заводах. Представляете! А остальные мизер получают, и которых еще ухитряются выдирать эти налоги. И мне обидно. Я 31 год отработал в высшей школы, и мои студенты сегодня не устраиваются по специальности, а идут на рынок. Они же не от хорошей жизни идут.
Елена Годлевская: Предприниматели предложили изменить статус спорной территории, обозначить ее не как дорогу, благо по ней никто не ездит уже лет пятнадцать, а как общественно-деловую зону. Однако власть считает это невозможным, ссылаясь на Земельный и Градостроительный кодексы. Предпринимателям настойчиво предлагают другие точки торговли. Как пояснила заместитель главы администрации города Орла Татьяна Степина:
Татьяна Степина: Предлагаем на сегодняшний день общее количество – более 900 торговых мест и более тысячи квадратных метров площади.
Елена Годлевская: Однако то, что для чиновника видится как выход из ситуации, для нищего малого бизнеса равносильно потере последних средств к существованию. Муж голодающей предпринимательница Татьяны Жильцовой – Владимир Жильцов - поделился секретами своего бизнеса.
Владимир Жильцов: То, чем мы торгуем на дороге – это товары мелкие, дешевые. Они рассчитаны на деревенских, в основном, либо на беднейшие слои населения. Это какие-нибудь тапочки, дешевые платочки, очечки, шапочки. С нашим товаром невозможно работать, допустим, в торговом центре. Потому что аренда в торговом центре… Там большие площади. Торговое оборудование стоит около 30 тысяч. Естественно, наши шапочки, наши платочки и наши очечки не будет там продаваться. Нас обрекают на то, что мы зайдем от безысходности в этот торговый центр, магазины и, в конце концов, разоримся. Я брал точку в торговом центре всего лишь 8 кв. м. Я вложил в оборудование 30 тысяч. Первый месяц (это был март) я заработал целый 4 тысячи. Второй месяц – это был апрель – я заработал минус 2 тысячи. Это аренда и еще зарплата продавцу. В мае месяце у меня – минус 8 тысяч. Только благодаря тому, что у нас еще есть точка на дороге, мы можем ждать осени. А вдруг осенью начнется торговля в торговом центре.
Елена Годлевская: Городская власть настроена решительно. Как заявила госпожа Степина...
Татьяна Степина: Это все равно процесс, который идет и будет идти. Улица в любом случае будет освобождена.
Елена Годлевская: А начальник правового управления городской администрации Жанна Горбатенкова добавила.
Жанна Горбатенкова: Если у нас генеральный план города, значит, мы его должны выполнять. Мы не можем бесконечно нарушать законодательство. Говорить, конечно, о том, что они лишены работы нельзя ни в коем случае. Просто такая ситуация. Ведь они предприниматели. Они занимаются деятельностью на свой страх и риск. Но трудоустроить, предложить… Администрация сделала все, что от нее зависело. Отказ и желание добиться незаконных действий путем вот таких мероприятий, ну, они имеют право. У нас свобода.
Елена Годлевская: Мэрия обратилась за помощью к милиции. Так что лишенные своих рабочих мест предприниматели готовятся к борьбе с бульдозерами, поливомоечными машинами и ОМОНом. И продолжают голодовку.