Ссылки для упрощенного доступа

Год без Натальи Эстемировой


Россия помнит Наталью Эстемирову
Россия помнит Наталью Эстемирову
15 июля исполнился год со дня убийства известной российской правозащитницы, сотрудницы грозненского отделения общества "Мемориал" Натальи Эстемировой.

К настоящему времени была известна только одна фамилия человека, возможно причастного к убийству. Это вербовщик боевиков Алхазур Башаев, убитый в ноябре 2009 года. Правозащитники опасаются, что в случае, если следствие выберет именно эту версию, дело об убийстве Натальи Эстемировой не дойдет до суда. Правда, 15 июля президент Дмитрий Медведев заявил, что убийца Натальи Эстемировой установлен и находится в розыске. Медведев также сообщил, что следствие работает над тем, чтобы установить и заказчика этого преступления. Однако ни одной фамилии президент не назвал.

Год назад сотрудники центра "Мемориал" политическую ответственность за это убийство возложили на президента Чечни Рамзана Кадырова, который, по мнению правозащитников, создал в республике условия, при которых убийства и похищения в Чечне стали обыденностью.

О похищении в Грозном правозащитницы Натальи Эстемировой стало известно утром 15 июля 2009 года. Ее тело с огнестрельными ранениями в области головы и груди нашли во второй половине того же дня в 100 метрах от федеральной автодороги "Кавказ", вблизи села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии. Расследование убийства Натальи Эстемировой еще не завершено, но уже появилась информация о том, кто входит в круг лиц, подозреваемых в совершении этого преступления.

Среди них – вербовщик боевиков Алхазур Башаев, входивший в состав бандформирования под руководством Ислама Успахаджиева. Оба были убиты в ноябре прошлого года. Ранее "Кавказский узел" со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщал, что в принадлежащем Алхазуру Башаеву схроне, который бойцы спецназа обнаружили после завершения спецоперации, было найдено фото Натальи Эстемировой.

"Башаев и другие не установленные следствием лица, – говорится в документе, оказавшемся в распоряжении сотрудников центра "Мемориал", – с применением физической силы поместили Эстемирову в автомобиль ВАЗ-2107 белого цвета, на котором вывезли ее в лесной массив, прилегающей к южной окраине села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии, где из пневматического газобаллонного пистолета, переделанного под пистолетный патрон калибра 9 миллиметров, оснащенного прибором для бесшумной и беспламенной стрельбы, совершили ее убийство, причинив множество огнестрельных ранений головы и туловища". Это постановление оказалось в руках адвоката семьи Эстемировой Романа Карпинского до того, как он дал подписку о неразглашении тайны следствия. Теперь же адвокат очень осторожен в комментариях:

– Из общения, которое у меня было с членами следственной группы, я понял, что расследование будет продолжаться еще как минимум несколько месяцев. К сожалению, я связан подпиской о неразглашении данных предварительного следствия, поэтому не могу ссылаться на конкретные материалы дела, которые мне известны к настоящему моменту. Хочу пояснить, что основной массив и доказательств, и процессуальных документов пока от нас, как от потерпевшей стороны, сокрыт. И процессуально расследование должно двигаться дальше, должны быть предъявлены обвинения тем лицам, которые, по мнению следствия, причастны к преступлению. Если они убиты, то в этом случае дело будет прекращено со смертью обвиняемых, – предполагает Роман Карпинский.

Родственники и коллеги Натальи Эстемировой встревожены тем, что одним из возможных исполнителей ее убийства называется уничтоженный боевик. Ведь в таком случае велика вероятность того, что имена реальных заказчиков и исполнителей этого преступления останутся неизвестны.

Глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов недоволен ходом расследования дела об убийстве Натальи Эстемировой, полагая, что следователи не заинтересованы в раскрытии этого преступления, равно как и в расследовании тех преступлений, на которые в своей правозащитной деятельности обращала внимание Наталья Эстемирова:

– Там, где есть ниточка, которая ведет к руководителям государственных силовых структур, следствие начинает буксовать и расследование саботируется.

В свою очередь председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина считает, что бригада, расследующая дело об убийстве Натальи Эстемировой, находится в затруднительном положении, в том числе и из-за того, что связана политическими установками:

– Следствие работает в условиях тотального страха в Чечне. Те же самые следователи сетовали на то, что не могут допросить людей, которые могли быть свидетелями, но отказываются ими быть. Однажды мне с раздражением сказали: "Вот видите, что это за люди, с которыми мы работаем! А за них жизнь отдала ваша Наташа". Так что эта глобальная ситуация страха оказывает влияние и на следствие. Но, с другой стороны, я убеждена, что есть некие установки, которые направляют действия следователей в определенное русло. И общая установка направлена в любом случае против нашей работы здесь. Российские власти хотят того же, чего хотят и чеченские – сервильного гражданского общества.
XS
SM
MD
LG