Давид Тухманов за полвека создал десятки советских популярных хитов, среди которых комсомольские и патриотические песни "День Победы", "Родина моя" и "Мой адрес - Советский Союз", а также романтические композиции "Любовь - дитя планеты" и "Как прекрасен этот мир".
В историю советской рок-музыки Тухманов вошел как создатель концептуального альбома "По волне моей памяти", написанного в середине 1970-х годов на стихи мало приветствовавшихся советской властью отечественных и зарубежных поэтов. О феномене Давида Тухманова Радио Свобода рассказала музыкальный критик Елена Черемных:
– Для меня Давид Тухманов - это как бы два человека. Один из них написал всенародно любимый хит "День Победы", и это как бы человек без возраста, в мундире, застегнутый на все пуговицы. И есть Давид Тухманов совсем другой, который живет в широком музыкальном контексте, им мыслит. Это тот Давид Тухманов, который написал диск "По волне моей памяти". Почему он так назван? Что, собственно, представляет эта "волна памяти"? Прежде всего, с литературной точки зрения это поток классических и малоизвестных тогда поэтов – Бодлер, ваганты, Волошин. С музыкальной точки зрения "волна его памяти" представляет совершенно определенное обращение к битловскому диску 1967 года "Сержант Пеппер". Это была, по-моему, первая попытка осмыслить диск как некое концептуальное целое, то есть сделать его не набором случайно собравшихся треков, а по типу некой драматургии. "По волне моей памяти" потому и запомнился, что представляет собой редкостный для 1975 года тип апелляции к тому опыту, который в общем-то в СССР не допускался. У нас в это время идеологию возвышенного с позиции хиреющей государственной власти транслировали Кобзон и Пахмутова. Это была идеология при полном отсутствии возвышенного, при полной девальвации возвышенного. И куда идти дальше – было непонятно. Тухманов тогда и сделал это движение, шаг внутрь себя, соединив его метафорическим образом с шагом внутрь культуры. Наверное, бог его поцеловал в ту минуту, когда он решил поступить так, а не иначе.
К этому комплексу музыкально-поэтической комбинации, найденной Тухмановым, прибавляется еще образ самого Тухманова, некоего столичного стиляги, денди советского образца. Сегодня, думая об этом диске, я немного страдаю от того, что все это направление дальше у Тухманова не было развито. Он сделал шаг, за которым ничего не последовало. Этот человек мог мыслить куда более художественно, мог рассуждать куда более смело, но почему-то вот эта стезя государственной востребованности и соцзаказа – она его в конце концов победила.
Материалы по теме
Популярное
1