Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о Химкинском лесе и усадьбах Москвы


Химкинский лес пытаются отстоять экологи и немногочисленные общественные защитники
Химкинский лес пытаются отстоять экологи и немногочисленные общественные защитники
Защитники Химкинского леса добились приостановки на сутки вырубки деревьев на месте предполагаемого строительства платной автотрассы Москва-Петербург. Как сообщил корреспондент Радио Свобода, об этом в понедельник, 26 июля, договорились представители сторон конфликта. В этот же день пресс-служба Общественной палаты РФ сообщила, что считает необходимым восстановить снесенную в Москве в воскресенье, 25 июля, усадьбу купца Алексеева и ввести персональную уголовную ответственность должностных лиц за принятие решений о сносе памятников истории и культуры.

Владимир Кара-Мурза: Конфликт вокруг Химкинского леса, через который согласно правительственному постановлению должна пройти будущая автомагистраль Москва – Санкт-Петербург, далек от завершения. Активность экологов, требующих от ООО "Теплотехник" прекратить вырубки в районе международного аэропорта "Шереметьево", заставляет строителей прибегать к более изощренным методам, но вместе с тем идти на уступки защитникам, блокирующих любые попытки уничтожения дубравы. Сегодняшний день принес очередную победу защитникам Химкинского леса. Представители строителей договорились с общественниками о временном приостановлении вырубок на сутки и представили наконец обещанные ранее документы по проведению работ. В среду ожидаются слушания в Общественной палате о ситуации вокруг вырубки Химкинского леса. Параллельно столица лишилась одного из лучших особняков Замоскворечья. Защитники старой Москвы не смогли приостановить снос усадьбы купца Алексеева в охранной исторической зоне. Противостояние продолжалось несколько дней. Общественная палата требует восстановить снесенную усадьбу и ввести персональную уголовную ответственность за принятие решения о сносе памятников истории и культуры. Напомню, что противостояние общественности и властей в борьбе за сохранение Химкинского леса и московских усадеб мы сегодня обсуждаем с депутатом Государственной думы от фракции "Справедливая Россия" Антоном Беляковым, лидером партии "Яблоко" Сергеем Митрохиным и координатором движения "Левый фронт" Сергеем Удальцовым. На каком этапе сейчас находится противостояние против вырубки Химкинского леса?

Антон Беляков:
С ведущим не поспоришь, вы практически все сказали. Если совсем коротко, когда я сегодня отправлялся в Химкинский лес, у меня стояли три задачи. Первая: я так же, как и все остальные россияне, увидел по телевизионным каналам
Если действительно трасса четыре полосы движения в каждую сторону, по три метра каждая полоса, трижды восемь – 24, просто для школьника, пусть еще какие-то откосы, обочины пару метров в каждую сторону, но это все равно 30 метров, 40 метров. Почему вырубают сто?
возрождение времен Ку-клукс-клана 50 годов, когда люди с матерчатыми пакетами на голове, с прорезями для глаз избивают москвичей и жителей Химок. Первая задача была разобраться, как это может происходить при том, что сотрудники милиции рядом находятся, кто эти негодяи и как-то предпринять усилия для того, чтобы разобраться и привлечь к ответственности. Вторая задача, которую я сам себе ставил утром: это, когда вдруг выступают уважаемые организации как Гринпис и говорят, что есть альтернативные схемы движения трассы, разобраться, что это за альтернативный вариант. И действительно, идея прокладки трассы вдоль железнодорожных путей, она подкупает, как и во всем мире сделано, не говоря о том, что железнодорожные пути, как правило, прямолинейно идут, не по дуге, не серпантином - это намного проще и вырубать меньше. Действительно, сегодня такой вопрос мы обсуждали, в том числе и с представителями Гринпис. И третья задача, которую я сам себе ставил: если предположить на мгновенье, что другого маршрута прокладки трассы нет и не может существовать, то проверить соблюдение природоохранного законодательства на месте и соответствие проектной документации. С этой целью мне очень хотелось понять, простой арифметический расчет: если действительно трасса четыре полосы движения в каждую сторону, по три метра каждая полоса, трижды восемь – 24, просто для школьника, пусть еще какие-то откосы, обочины пару метров в каждую сторону, но это все равно 30 метров, 40 метров. Почему вырубают сто? Объяснения такие: там будут какие-то инфраструктурные проекты. В переводе на русский язык - это, видимо, автозаправки, закусочные и банно-прачечные комплексы, то есть бордели. Есть прибрежные трассы по всей Европе, Монте-Карло, Италия, Испания, где с одной стороны скала вверх идет отвесная, а с другой стороны обрыв вниз, и две стороны в каждую сторону, но нет там банно-прачечных комплексов. Может быть тогда можно как-то сберечь лес. Проложили трассу, хорошо, может быть мы через 5 километров, когда лес закончится, поставим, если кому-то нужен срочно бордель немедленно, может там его поставим, чуть позже. Три задачи, которые стояли, со всеми тремя мы разобрались.
Что касается негодяев в пакетах на головах, к несчастью или к счастью, они сегодня напали и во время нашего рейда на группу журналистов, экологов и защитников леса и, к счастью или к несчастью, тем не менее, правда, пострадали несколько моих товарищей, но они были задержаны сотрудниками правоохранительных органов, около 10 человек по информации милиционеров были доставлены в ближайший УВД, в отношении них были составлены протоколы, мы добьемся, я уверен, возбуждения уголовного дела. Помимо всего прочего, очевидно, что в ходе следствия необходимо будет разобраться и в возможной причастности этих задержанных сегодня людей к событиям, которые произошли в пятницу, когда было совершено нападение на палаточный лагерь и очень многие, включая журналистов, физически пострадали, в том числе журналистка "Новой газеты", у нее были сломаны два позвонка. Поэтому одна задача решилась, виновные задержаны, сейчас проверяется их причастность к пятничным событиям, один вопрос сняли.
Что касается альтернативных вариантов, тоже отчасти я рассказал, Гринпис и юристы Гринпис, которые сегодня были ,действительно об этих вариантах меня проинформировали. Я не разбираюсь в проектировке дорог настолько хорошо, чтобы спорить, но на мой примитивный взгляд, то, что они говорят - логично. Строительство вдоль железной дороги оправдано. И наконец, что касается ширины трассы, третья задача, которая была поставлена мною перед самим собой, мы договорились сегодня с застройщиком о том, что остановлены работы на сутки. Поскольку лес не валят и нет угрозы для безопасности для наблюдателей, их не пускали в лес только потому, что дерево может упасть на человека, и он погибнет, допущены для того, чтобы контролировать этот мораторий. И сегодня и экологи, и эксперты могут перемещаться в том числе по территории, где валятся деревья, и контролировать, что не идет вырубка деревьев.
И третье: мы договорились, что мы на свое усмотрение берем 10-15 точек в разных местах вырубки, фактически меряем ширину вырубки, допустим, она оказывается сто метров, 110 или 90, после чего, изучив документацию, как находящуюся на объекте, так и находящуюся в офисе компании-подрядчика, сегодня туда отправились представители и мои, и проверяющих организаций, сопоставляем, сколько по проекту нужно было деревьев рубить, а сколько рубят в реальности. К сожалению, сегодня вечером мы свериться окончательно с проектом не смогли, потому что защитники Химкинского леса и эксперты-экологи попали в офис, когда там почему-то никого не было, то ли рабочий день закончился, то ли его закрыли раньше времени, но это мы завтра разберемся - это нестрашно. Но очевидно одно: если в проект: написано 50 метров или 60 метров, а рубят сто, за это кто-то должен ответить. Значит нужно тогда останавливать работы, оценивать ущерб, который был нанесен экологии и природоохраняемой территории, привлекать к ответственности тех, кто допустил это, оценивать компенсацию, видимо, начислять штрафы. Если подрядчик, если действительно такие нарушения будут выявлены, после этого не окажется банкротом, в чем я сомневаюсь, потому что это бешеные деньги за каждое дерево нужно получать, тогда будем действовать дальше. Пока остановлены работы, задержаны негодяи, которые нападали на людей, и мы ждем оценки независимых экспертов в результате общественного мониторинга соответствия проектной документации и фактов о нарушении или не нарушении природоохранного законодательства на объекте. Вот три задачи, которые были поставлены, на мой взгляд, все три решены сегодня.

Владимир Кара-Мурза: Как, по-вашему, способны ли власти услышать голоса протеста против произвола?

Сергей Митрохин: Да, я думаю, что есть шанс, что протест будет услышан. На самом деле тот срок, который прошел с начала реализации проекта, еще с начала разработки проектной документации, это уже почти несколько лет, он свидетельствует о том, что власть не может силовым путем, нахрапом продавить этот проект. Он тормозится многими способами, в первую очередь с участием защитников Химкинского леса, на разных стадиях подключалась и партия "Яблоко" к этому вопросу. В частности, мы добились того, что Мосгордума направила обращение премьер-министру по поводу того, что незаконно были приняты правовые акты, касающиеся данного проекта, проходили слушания в Мосгордуме и так далее. Было очень много акций протеста, и рубить начали, к сожалению, только сейчас. Но я думаю, что и сейчас есть шанс остановить реализацию этого проекта, и как минимум, предложить другой маршрут.
Здесь говорилось об одном варианте - вдоль железной дороги. Есть и другой вариант на самом деле, про который тоже нужно говорить. Можно поступить таким образом: не вести трассу через Химкинский лес, вместо этого расширить Ленинградское шоссе до поселка, который, по-моему, называется Большая грязь, и от него вести платную автотрассу. Дело в том, если сейчас трассу вести, как ее хотят, от этого не выиграют ни москвичи, ни жители Химок. Не так много транспорта уйдет из Москвы на эту платную трассу. Очень важной задачей является расширение самой Ленинградки. Если ее не расширять сейчас, то та 8-полосная Ленинградка, которая идет через Москву, она будет упираться в четыре полосы в Химках Московской области, и огромные миллиарды, сколько денег было вложено правительством Москвы в реконструкцию Ленинградского шоссе, на самом деле просто обернутся ничем. Потому что эта расширенная московская Ленинградка упрется в узкое горлышку в Химках, и будут такие же пробки, какие были всегда и существуют сейчас. Поэтому рационально не только с экологической точки зрения, с точки зрения спасения Химкинского леса, но и с точки зрения решения транспортной проблемы в этом районе, который, конечно, сейчас катастрофическая, целесообразно расширять Ленинградское шоссе за пределами МКАДа на территории Химок, на этом участке, на котором я сказал.
Да, для этого придется поработать. Во-первых, нужно будет убрать торговые комплексы, которые сейчас находятся слева по Ленинградке, если ехать от Москвы. Я считаю, что это было крайне непродуманным, а скорее корыстным решением строить там Ikea, "Гранд", "Три кита", эти комплексы, которые скапливают вокруг себя огромное количество автомобилей и делают транспортную ситуацию просто катастрофической. Нужно просто предложить всем этим комплексам переехать оттуда в другие места, какие - пусть об этом позаботятся власти Московской области. В Московской области есть такие территории, которые никому не мешают, пусть там и размещают. Да, естественно, выплатить им компенсацию, то есть поступить цивилизованно. Да, такой проект затронет несколько жилых домов. Но все-таки жилые дома можно построить в другом месте и предложить жителям туда переселиться, жители не очень сильно от этого пострадают, можно построить для них более комфортные дома, с более благоприятными жилищными условиями, но самое главное, что не будет затронут Химкинский лес, за который сейчас так отчаянно борются жители Химок и который, кстати, является одной из частей лесозащитной полосы города Москвы. То есть эти люди защищают не только себя и свои экологические права, они защищают всех москвичей. Без лесозащитного пояса Москвы город не сможет ничем дышать.
Поэтому этот проект, о котором я говорил, он, мне кажется, является перспективным, он неоднократно уже выдвигался, но и задвигался властями, которым он, видимо, невыгоден, потому что придется договариваться со всеми арендаторами, которые там находятся, платить им деньги. Конечно, это будет дороже, чем просто взять и вырубить участок леса, за который не надо платить никаких компенсаций. Но с точки зрения интересов граждан, жителей Химок, да и всех без исключения москвичей этот проект, конечно, гораздо выгоднее, чем то, что делается сейчас. И конечно, мы понимаем, что делается в коммерческих целях и не только в целях обеспечить движение и быстрый приезд транспорта в аэропорт "Шереметьево" и дальше из Москвы в Санкт-Петербург, но во многом делается под влиянием интересов тех структур коммерческих, которые готовы строить всю инфраструктуру. Для этого и делается, я совершенно согласен с предыдущим выступающим, что делается такая ширина полосы исключительно в интересах данных коммерческих структур.
Теперь, что касается избиений, я направил обращение в Генеральную прокуратуру с требованием разобраться по фактам избиений. К сожалению, мы имеем дело здесь с Московской областью и с одним из самых криминальных районов Московской области. Правда, их в ней хватает, но Химкинский округ – это один из самых криминальных. Хочу напомнить, что один из деятелей этого движения по защите Химкинского леса Михаил Бекетов был почти убит, то есть огромными усилиями удалось его спасти, сейчас он стал инвалидом. Все это делалось, все эти покушения, не только на Бекетова, ранее на других активистов совершались на территории этого района, я неоднократно заявлял о том, что за всем этим стоит администрация городского округа Химки во главе с господином Стрельченко, который, кстати, первый подписал распоряжение о строительстве этой трассы. И все это делается при попустительстве генерала Громова, губернатора Московской области, который, я еще раз повторяю, уже требовал оштрафовать меня на полмиллиона рублей и до сих пор эта судебная тяжба длится. Но я еще раз повторяю, что без покровительства губернатора вот такие криминальные выходки, как устройство параллельных митингов, срывающих выступления защитников Химкинского леса, защитников Лобани, нападения на независимых журналистов, на редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова и вот эти маски-шоу с избиением защитников леса, без поддержки Химкинской администрации все бы это не смогло происходить. Поэтому, если мы сейчас не объединиться для того, чтобы сменить власть в Химкинском округе, по-хорошему и во всей Московской области, то, к сожалению, бороться дальше с этим беспределом будет очень трудно. Но, по крайней мере, называть истинных виновников всего этого беспредела. Господин Стрельченко является одним из таких виновников.

Владимир Кара-Мурза: Алексей Клименко, вице-президент Академии художественной критики, приветствует борцов с коррумпированной властью.

Алексей Клименко:
Страна в руках воров, в руках бандитов, которые делают, что хотят. В этой ситуации единственное, что остается - это общественное противостояние гражданского общества. Несмотря на то, что выращенные специально в качестве боевых отрядов цепные псы власти набрасываются и убивают и доводят до инвалидности приличных людей, единственное, что остается - это вопреки всему противостоять. Эти люди, те, которые борются за Химкинский лес, и те, которые пытаются отстаивать артефакты, подлинные остатки исторической Москвы, еще недоуничтоженной этими невежественными алчными Лужковыми и лужковской всей мерзкой командой, эти люди настоящие герои.

Владимир Кара-Мурза: По каким адресам и направлениям ваши единомышленники ведут борьбу с властью, попирающей закон?

Сергей Удальцов: К сожалению, можно констатировать, что и в Москве, и в Московской области идет перманентная война и властей с гражданами. К сожалению, все это делается в угоду интересам чиновников, строительных компаний, связанных с этими чиновниками. Если говорить про Химкинский лес, проводились соответствующие исследования международными структурами, там четко прослеживается коррупционная составляющая, в частности, не только местной администрации Химкинской, не только Московской области, но и федеральных структур. Например, министр транспорта господин Левитин параллельно курирует работу ряда коммерческих организаций, которые, в частности, действуют в аэропорту "Шереметьево-2", и это странное решение прокладывать трассу самым варварским способом, хотя есть альтернативные варианты, о которых говорилось, наводят на мысль, не только на мысль, но есть и факты определенные, что здесь есть интерес господина Левитина и афилированных к ним структур, чтобы эта трасса проходила как можно ближе к аэропорту со всеми вытекающими отсюда коммерческими выгодами. Здесь уже на федеральном уровне, естественно, вся эта система, необходимо ее чистить, менять, иначе, к сожалению, мы будем постоянно воевать.
У нас с начала года уже несколько таких точек боевых действий было и в Москве, и в области. В начале года в страшные морозы в "Речнике" вынуждены были обороняться от варваров, которые людей из домов выкидывали на улицу. Потом была целая эпопея в Кадашах, слава богу, удалось отстоять права граждан и архитектуру историческую, кстати, как и в "Речнике" удалось защитить жителей. Теперь мы брошены в страшную жару в Химкинский лес. То есть идет действительно война властей с гражданами, при этом они не стесняются задействовать бандитов. Сегодня то, что было – это бандиты, братки местные, которые, конечно, за деньги отрабатывают, кидаются на людей, угрожают. Если ночью с ними встретиться, могут и под ребро нож сунуть, я не удивлюсь, по их виду можно спокойно предположить.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG