Ссылки для упрощенного доступа

Кому выгоден поджог старинного дома в центре города (Ростов-на-Дону)


Григорий Бочкарев: Этот четырехэтажный дом в центре города был построен в самом начале прошлого века, а сгорел в начале века нынешнего – 18 января этого года. Без крыши над головой остались 204 человека. Жильцы дома почему-то считают причастными к случившемуся пожару местные власти. Почему – рассказывает Анна Гречишкина, у которой огонь уничтожил практически все имущество.

Анна Гречишкина: Вот начиная с того, что было накануне, за два дня, самим тушением, потому даже экспертизами, так называемым расследованием, в том числе и судебным, ответами чиновников… Все это указывает на то, что это был хорошо спланированный и организованный поджог, то есть заказной. Самое главное – он был с ведома и под прикрытием местной власти.

Григорий Бочкарев: По словам очевидцев, вначале пожарные почему-то не очень спешили, не спеша приехали, не спеша приводили в боевую готовность свое оборудование, зато затем воды не жалели, и залили все сверху донизу. Вспоминает жительница соседнего дома – № 44 – Валентина Толмачева:

Валентина Толмачева: И только когда весь четвертый этаж ровным пламенем взялся, загорелись квартиры, вот тогда они поставили водяную пушку, сильной струей начали бить, сбивать пламя. Но этаж уже выгорел. Потом это было где-то в 12, в 1. Основное пламя уже погасили, и до утра следующего дня два пожарных расчета все время лили. Все говорят – зачем вы поливаете, уже все давно погасили. Но такое впечатление, что надо было привести дом в состояние, не пригодное для проживания. И вот последствия.

Григорий Бочкарев: Холода тогда превратили здание в буквальном смысле в ледяной дом. Была прекращена подача воды и электричества, мороз вывел из строя систему отопления, и дом, вернее, то, что от него осталось, тут же пришел в негодность.
По разным причинам несколько человек продолжают жить в этом доме с момента пожара и по сей день. "Во время первой встречи погорельцев и представителей администрации бывший в то время главой Ленинского района Виктор Бережной спросил: есть ли среди жильцов участники войны? И торжественно, при всех пообещал, что я как участник получу квартиру к девятому мая!", – вспоминает участник Великой Отечественной войны Валентина Васильева. Но с этого эпизода, как оказалось позднее, началась эпопея круговой обороны против нее. Оборону заняли чиновники.
Валентина Васильева, награжденная несколькими боевыми орденами и медалями, в этом доме живет 85 – из своих 87 – лет. И уезжать из этого дома в самом центре города никуда не собиралась, никогда ничего у властей не просила. Если бы не случилась это горе в мирное время.

Валентина Васильева: Получилась большая волокита. Начали то нужно, то нужно. Да, я не имею права, потому что я не просила на улучшение квартиры. И по сей день мы находимся вот здесь.

Григорий Бочкарев: Дело в том, что в коммунальной квартире у Валентины Васильевой было две комнаты, и в одной из них прописан ее внук. По словам ветерана, чиновники утверждают, что у нее 56 квадратных метров площади – они к коммунальной квартире прибавили общий коридор, и поэтому она вполне обеспечена жилой площадью. По словам Валентины Андреевны, в качестве компромисса ей предложили поменять двухкомнатную в центре на однокомнатную на самой окраине города. Участница войны согласна, что новая квартира уютная, но ведь всего 16 квадратных метров жилой площади! Кроме того, из окна – вид на свалку! Район-то новый, еще не обустроенный.
Почему жильцы считают, что местные власти таким образом пытаются их просто выселить из этого дома, рассказывает Анна Гречишкина.

Анна Гречишкина: Дом этот выгоден для того, чтобы сдавать, с одной стороны, каким-то бизнесменам, коммерческим организациям. С другой стороны, там можно либо часть квартир поставить, достроить еще два этажа, чтобы дом стал инвестиционно привлекательным для бизнеса. Он уже начал приоткрывать карты, для чего, собственно, его и подожгли.

Григорий Бочкарев: Районные власти тем временем рапортуют, что намерены завершить ремонт памятника истории и архитектуры регионального значения уже через год. Умалчивая при этом, что будет с его жильцами, и как развивается расследование материалов о поджоге – ведь специалисты Государственного пожарного надзора подтвердили самые смелые предположения погорельцев. Дом загорелся не сам по себе – его подожгли.
XS
SM
MD
LG