Сергей Гогин: Берег Финского залива. На берегу огромный шатер. В шатре люди. Они двигаются по кругу, взявшись за руки, совершая при этом простые движения, снова и снова пропевая на каком-то языке одну и ту же музыкальную фразу. Понимаю, что происходит некая коллективная молитва. И называется все это "Танцы всеобщего мира". Сегодня танцевальные круги существуют в 15 российских городах.
С 1999 года в России ежегодно проводится фестиваль "Инлакеш", что в переводе с языка древних индейцев означает "Я, другой, ты". Говорит организатор фестиваля, ведущая "Танцев мира" из Санкт-Петербурга Джамила Назарова. На самом деле ее зовут Светлана, но большинство знает ее как Джамилу.
Джамила Назарова: "Танцы всеобщего мира" – это танцы мира, танцы покоя внутри, приятие другого человека, приятие всех традиций. Потому что пока мира нет в сердце, его вокруг тоже не будет. Когда нас спрашивают, какая мы организация, мы говорим, что мы не организация и не партия. Мы просто миротворческое движение, которое существует около 40 лет по всему миру. "Танцы мира" проводятся в тюрьмах, проводятся с инвалидами, с людьми, у которых различные проблемы. Это танцы служения.
Сергей Гогин: "Танцы всеобщего мира" основал американец из Сан-Франциско Сэмюэл Льюис. Он родился в семье джинсового короля и, казалось бы, судьба его была предрешена. Но он не пошел по проторенному пути. Изучал дзен-буддизм, йогу, христианский мистицизм и древнееврейскую Кабалу. Свой разносторонний опыт он воплотил в первые 50 танцев, которые проводил среди хиппи. Танцующие пропевают строки священных текстов, пришедших из разных духовных традиций. И в этом смысле "Танцы всеобщего мира" – это экуменическая практика, то есть она объединяет множество духовных направлений – буддизм, индуизм, иудаизм, христианство, ислам, языческие верования американских индейцев, африканских племен и других народов мира.
Предприниматель Михаил Шандриков из Санкт-Петербурга ежегодно приезжает с семьей на фестиваль "Инлакеш".
Михаил Шандриков: Когда танцуешь танцы, иногда возникает ощущение, что ты находишься немножко в другом измерении. И эти ощущения, которые возникают, очень сильные, яркие, эмоциональные. Они очень притягательные. Хочется повторять. Танцуя танцы разных религий, испытываешь разный диапазон этих ощущений, понимаешь, что происходит некая молитва, обращение. Ты являешься активным участником этой молитвы.
Сергей Гогин: Сегодня существует более тысячи танцев всеобщего мира. Многие из них авторские или адаптированные. Американский славист Марк Хэвел, который в конце 80-х вместе с группой друзей привез в Россию "Танцы мира", сам изобретает танцы. Для одного из них он приспособил мотив известной русской песни.
Почему "Танцы всеобщего мира" прижились в России? Ведущая танцев Азима высказывает свою версию.
Азима: Такая форма молитвы Господа присуща человеку изначально. Она очень естественна для него. В католическом храме допускается музыка и пение, в православном – тоже музыка и пение. Буддисты слушают музыку – колокольчики, различные чаши, поющие у них. Например, южные страны, та же самая Африка, они славят бога в танце. Взять те же самые Гавайи или народы маури Новую Зеландию. У них подключается еще и тело.