Ссылки для упрощенного доступа

Сутягин на свободе – но не свободен


Ученый Игорь Сутягин в зале суда (2004 год). Только спустя шесть лет его вынудили-таки "признать свою вину".
Ученый Игорь Сутягин в зале суда (2004 год). Только спустя шесть лет его вынудили-таки "признать свою вину".
Ученый Игорь Сутягин, осужденный в России как американский шпион и освобожденный в обмен на возвращение в Москву российских агентов, задержанных в США, дал первое интервью российским изданиям.

Игорь Сутягин, живущий сейчас в Лондоне, в интервью журналу New Times и "Новой газете" вспоминает о своем освобождении.

Утром 5 июля ученому сказали, что его срочно этапируют, потом погрузили в автозак и повезли в Архангельский аэропорт, откуда отправили самолетом в Москву. По его словам, конвой за это время сменился трижды. В Москве, по дороге в "Лефортово", Сутягин услышал, как один из сопровождавших его конвоиров сказал: "Да нет, вряд ли его отпустят..." О самой идее обмена ученый услышал только в десять утра на следующий день, 6 июля, когда его привели в кабинет начальника "Лефортова", где не назвавший себя генерал сообщил о соглашении, достигнутом двумя президентами, российским и американским. Ему объяснили, что это соглашение – зеркальное, что с американской стороны поставлено условие, чтобы российские агенты, задержанные в США, признали свою вину (и они это уже сделали), а потому и от него требуют того же самого. Сутягин сразу стал возражать, чем вызвал у своего собеседника нервозность, смешанную с растерянностью. Однако после раздумий Игорь Сутягин, просидевший в тюрьме почти 11 лет по обвинению в шпионаже и за это время не признавший свою вину, все-таки подписал нужные документы. Одной из главных причин, кроме, конечно, огромного желания выйти на свободу, была мысль о семье, родных людях.

Первое интервью российской прессе Игорь Сутягин дал спустя месяц после того, как произошел обмен. По словам его брата Дмитрия, это связано с тем, что освобожденный ученый испытывал сильный шок после пережитого:

– Никакого обета молчания не было. Он долго не связывался с журналистами по другой причине. Первое время ему нужно было просто отойти от стресса, от шока после такого обмена. Потом он все силы бросил на то, чтобы переговорить по телефону или письменно с теми людьми, с которыми он в течение всех этих лет переписывался, сидя в колонии. Для него поблагодарить людей, которые его поддерживали, причем поблагодарить лично, а не через обращение в прессе, было гораздо важнее, чем рассказать обо всем этом прессе. Сейчас он более или менее закончил с этой частью проблем и перешел к общению с прессой. Он с самого начала заявлял, что готов всем СМИ дать интервью, ответить на все вопросы, но готов сделать это чуть-чуть позже… Теперь просто пришло время, когда он занялся этим.

– Каково сейчас состояние его здоровья?

– Когда Игорь находился в колонии, ему поставили диагноз "энцефалопатия". Это заболевание, связанное с нарушением мозгового кровообращения, характеризуется очень быстрой утомляемостью; он не может подолгу работать. До ареста у брата такого диагноза не было, его поставили буквально пару лет назад. Врачи говорят, что заболевание спровоцировано переживаниями, условиями жизни в колонии, – рассказал Дмитрий Сутягин корреспонденту Радио Свобода.

Общаясь с российскими журналистами, Игорь Сутягин отметил, что его освобождение стало возможным благодаря не "разведкам и контрразведкам", а кампании поддержки осужденных ученых, которая велась в России и за рубежом. Ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, беседуя с корреспондентом Радио Свобода, признался, что ожидал от интервью осужденного за шпионаж ученого большего, чем простого описания последних дней в заключении и переезда из Архангельска в Лондон:

– Я предполагал, что прежде всего должна была быть дана политическая оценка всему этому сфабрикованному делу. От начала – до приговора суда. Но Сутягин, видимо, считает, что сделать нужно иначе… В общем, он написал хороший, вполне приличный, на мой взгляд, рассказ. Вы знаете, мы недавно издали сборник его рассказов. И вот этот последний его рассказ – вполне нормальный материал, чтобы при переиздании книжки включить его в качестве некоего дополнения… По-видимому, Игорь Сутягин просто не готов к тому, чтобы давать какие-то оценки. Не оценку его перемещению из Архангельска в Москву, а из Москвы в Вену и далее в Лондон, не самому этому транспортному процессу, а тем процессам, которые происходили вокруг его дела. Ведь много вопросов остается без ответа. Кто это придумал? Зачем? Кому и какую выгоду принесло? Чем это вообще все закончилось и почему? Мне бы хотелось, чтобы такую оценку дал сам Сутягин, а не я и не мои коллеги, которые занимались этим делом, пока он сидел за решеткой. Мне казалось, что это было бы правильно, – говорит Эрнст Черный.

В этой истории с обменом пока не поставлена точка. На руках у Игоря Сутягина еще нет справки об освобождении. Об этом в эфире Радио Свобода рассказала адвокат ученого Анна Ставицкая:

– Я подала ходатайство в изолятор "Лефортово", чтобы мне объяснили, на каком основании Сутягин был освобожден, какие правовые основания были для того, чтобы его обменяли и выпустили. Но пока ни ответа, ни привета. Возможно, просто не прошел месяц – срок, в который отвечают на всяческие заявления. Возможно, они вообще не ответят. Что касается последствий… В случае, если Игорь захочет вернуться, а у него нет этой справки об освобождении, то, если рассуждать с точки зрения логики, я не вижу никаких препятствий. Ведь весь мир знает, почему Сутягин был освобожден и что с ним произошло. Но если рассуждать с точки зрения логики наших правоохранительных органов… Я работаю адвокатом уже достаточно давно и могу сказать, что в их действиях зачастую вообще нет никакой логики. Так что мне сложно рассуждать, к чему может привести отсутствие у человека справки об освобождении. В принципе, они могут сделать все. Но, повторяю, поскольку это дело и так уже вылилось в международный скандал, мне кажется, особенных препятствий быть не должно. Другое дело, что в нашей стране лучше, когда у человека есть нужная бумажка...

По словам Анны Ставицкой, у Игоря Сутягина есть все основания не доверять государству, которое надолго отправило его за решетку. Поэтому его представители будут добиваться выдачи Сутягину справки об освобождении - чтобы ученый при желании смог приехать в Россию, не опасаясь, что может вновь оказаться в заключении.
XS
SM
MD
LG