Ссылки для упрощенного доступа

Выставка в стиле модерн



Марина Тимашева: В Фонде народных промыслов России – выставка в стиле модерн. Здесь представлены не только старинные вещи, но и работы современных мастеров, вдохновленных идеями минувшей эпохи. Слово – Лиле Пальвелевой

Лиля Пальвелева: Искусство модерна (другое название - ар-нуво) чрезвычайно рафинировано, эротично и немного жеманно. Более всего эти черты проявились в декоративно-прикладных вещах. Из них-то и составлена выставка. На удивление хорошо сохранившиеся предметы столетней давности предоставили частные коллекционеры. Современные – их авторы. Впрочем, и они используют, вводят в ткань своих произведений антикварные детали, - сообщает куратор выставки “Модерн в прошлом и настоящем” Ирина Соловьева.

Ирина Соловьева: Где-то год назад мы познакомились с совершенно удивительной художницей Татьяной Абрамовой. Она старым вещам – кружевам, тканям, тесьме, и так далее - придает какое-то новое выражение. Ее работы как раз выдержаны в стиле модерн. И когда мы говорили с Татьяной о выставке (вещи у нее плоскостные), мы решили, что это очень здорово, но было бы неплохо сделать экскурс вот в этот мир модера. И мы показали и какие-то предметы интерьера, обихода конца 19-го - начала 20-го века, и мы протянули такую ниточку оттуда сюда, к нам, в 21-й век. Тем более, что сейчас, когда так все трудно, когда вокруг столько агрессии, когда в Москве так ужасно жарко, а у нас - посетители, несмотря на жару. Отдыхаешь просто душой, видя эти прекрасные вещи, просто становится немножко легче. Здесь еще художник Оля Музыкина, которая делает украшения. Бижутерия у нее тоже в стиле ар-нуво. Она прочесала, в буквальном смысле слова, все блошиные рынки Европы и Америки, и она находит какие-то удивительные вещи. Например, есть ожерелье, центр которого - серебряная какая-то штучка. Я никак не могла понять, что же это такое. Выяснилось, что это серебряный спичечный коробок конца 19-го века. Она подумала, как это обыграть, и это превратилось в потрясающей красоты ожерелье. Она создает украшения, которые не чураются носить дамы в Париже, в Вене, в Лондоне, в Нью-Йорке. Даже пресс-секретарь Пьера Кардена носит ее украшения.

Лиля Пальвелева: Выложенные в витринах в продуманном беспорядке, изящные вещицы наводят на мысль о тех самых упомянутых Ириной Соловьевой блошиных рынках, где рядом с бросовой пустяковиной можно найти подлинное сокровище. Здесь вспоминаются вышедшие из повседневного обихода слова - не “женщина”, а “дама”, не банальная “спальня”, а “будуар”. Ароматы, которые витали в этих самых будуарах, давно улетучились, но память о них осталась.

Ирина Соловьева: А вот это вот мы посвятили Востоку. Это коллекция китайских флакончиков от духов. Они расписаны изнутри. Как это делается, я даже не могу сказать, это какая-то тайна, наверное, уже унесенная этими мастерами, потому что эти флакончики - конец 19-го - начало 20-го века. Как раз Восток в начале 20-го века здесь, в России, очень стал моден, популярен, с этими зонтами, совершенно удивительными, веерами. Вот здесь коллекция флакончиков (тоже самый конец 19-го - начало 20-го века) - это фарфор и роспись. Но мне душу греют именно эти, стеклянные. Хотя здесь есть и костяные, кстати говоря, флакончики, и мраморные.

Лиля Пальвелева: Когда предмет связан не с абстрактной представительницей эпохи модерна, о которой только и скажешь, что, наверное, она жила, исключительно дыша духами и туманами, а с прославленными именами, тогда экспонат становится вдвойне притягательным.

Ирина Соловьева: Вот фотографии, которым свыше ста лет, это фотографии с подлинными автографами Екатерины Гельцер, Матильды Кшесинской. У нас представлены вещи, которые принадлежали Матильде Кшесинской и Тамаре Корсавиной - знаменитыми балеринами прошлого. Екатерина Хованская была знаменитой актриса МХАТа, и у нас здесь представлены предметы туалета, ее костюмов - как раз то, что носилось в конце 19-го - начале 20-го века. Она была ведущей актрисой театра, была знаменита, снималась еще в немом кино, кстати говоря, ее можно было увидеть, уже в таком пожилом возрасте, в “Войне и мире” Бондарчука, но это уже много позже. А в пору своего творческого расцвета она снималась в немом кино и была актрисой театра. Здесь ее кофточка из шифона, украшенная хрустальными пуговичками, вот ее же сорочка и вешалка в виде куклы в шляпке - это типичные вещи в стиле модерн. Перчатки ее лайковые – посмотрите, как красиво выделывалась кожа и какие тонкие, изящны руки были. И вот здесь вы видите либретто тех самых лет - это оригиналы, естественно, старинные либретто опер и балетов. Видите, эта сумочка, по преданию, принадлежала Матильде Кшесинской, серебряная сумочка театральная. Она выполнена как кольчужка, и вот с такими слониками застежка. Что сюда можно было положить? Видимо, шелковый платочек или батистовый и, наверное, зеркальце или лорнет. И вряд ли что-то еще, потому что, видите, она вся прозрачная, ажурная. Вот такая красивая вещь. Не то, что нынче мы - с такими рюкзачками ходим на работу и с работы в театр.

Лиля Пальвелева: Занятно, что выставка получилась совершенно женской. Мужской мир здесь не представлен. Несколько старых фотографий Шаляпина, Собинова и Лифаря – не в счет.







XS
SM
MD
LG