В Выборге подходит к завершению кинофестиваль "Окно в Европу". Корреспондент Радио Свобода рассказывает о фильмах конкурсной программы, о принципах государственного финансирования российского кинематографа и о пресс-конференциях звезд российского кино.
Один фильм называется "Зона турбулентности". Это режиссерский дебют киноведа, продюсера и отборщика Московского кинофестиваля Евгении Тирдатовой. Вроде бы следовало ожидать искусствоведческой зауми, но – ничуть не бывало. Евгения Тирдатова написала простой и трогательный сценарий про женщину, которая одна воспитала сына, а ее сын расстался со своей девушкой, не зная, что та беременна, и, естественно, растит она его сына теперь тоже одна. Две неполные, неполноценные семьи в финале соединяются в единую здоровую. Отныне бабушка, мать, отец, сын, да еще кот будут жить вместе. Главные роли очень хорошо и трогательно сыграны Ингой Оболдиной и Сергеем Епишевым.
Тут следует заметить, что той же проблеме неполной семьи, помимо "Компенсации" Веры Сторожевой, о которой мы уже рассказывали, посвящен еще и внеконкурсный фильм "Бесконечные мечты о счастье". Здесь девочка, потрясенная разводом родителей, заболевает. Она почти все время спит, а во сне видит сказочную страну, в которой Король-отец и Королева-мать не то что сильно любят друг друга, но, по крайней мере, соблюдают правила приличия и не едят друг друга поедом. К сожалению, картина очень усложнена по форме, а потому непонятно, детской или взрослой аудитории она адресована. В финале игровой картины по экрану ползут сухие цифры: "В мире разводится каждая вторая пара. В России процент разводов достигает 80".
И еще два фильма конкурса принадлежат так называемому "фестивальному" – то есть снятому для нескольких друзей и коллег – кино. Рамиль Салахутдинов показал картину под необычным названием "Которого не было". В первой ее части речь идет о человеке, которому нагадали, что он умрет в 44 года. Он напугался и пошел к ученым, а те перепрограммировали его личность. А во второй части появляется эта новая личность – телесная оболочка другая, а характер наполовину свой, наполовину чужой. Найти логическую развязку двум разнородным историям режиссер не сумел – и запутался окончательно. Ясно было только, что от смерти не убежишь и что опыты на людях ставить опасно. Чтобы это осознать, пришлось проскучать весь фильм.
А с картиной "Каденции" Ивана Савельева и того пуще – два часа тоски безо всякой ясности. Несколько новелл из жизни разных женщин, которые не любят свою работу и своих мужей, если таковые имеются, а по вечерам сходятся вместе на сцене театра. Хорошие актрисы (среди них – Полина Кутепова, Ингебора Дапкунайте, Мария Миронова) бьются, как рыбы об лед, в клетке режиссерского умозрения. Вообще-то, каденция – это виртуозное исполнение соло, но для виртуозного исполнения нужен соответствующий материал, которым в этом фильме и не пахнет.
Интересно, что в последние годы становится все больше фильмов, снятых, как альманах, то есть составленных из разных новелл, герои которых как-то друг с другом знакомы или где-то встречались. Это связано, на мой взгляд, с тем, что режиссерского дыхания хватает только на короткий метр, и режиссеры складывают несколько короткометражек в один большой фильм.
Помимо конкурсных просмотров, на фестивале "Окно в Европу" происходит много еще разных вещей. Интересной была, кстати, пресс-конференция, в которой участвовал Виктор Сухоруков. Это был настоящий театр одного выдающегося актера. Он был значительно интереснее подавляющего большинства российских фильмов. И те же слова следует отнести к пресс-конференции Людмилы Гурченко.
А еще в Выборге прошел круглый стол "Российское кино: прогноз на завтра". Выступали представители Министерства культуры и Фонда развития кинематографии. Выяснилось, что лидеры проката, компании, собравшие на свой фильм в 2008/09 году более миллиона зрителей, получат дополнительные деньги. Вопросом, почему надо помогать и без того богатым, фактически никто не задается. Да и что тут удивительного, если Министерство культуры и фонд определили как социально значимые проекты фильмы "Святитель Алексий", "Генерал Скобелев" и так далее.
Один фильм называется "Зона турбулентности". Это режиссерский дебют киноведа, продюсера и отборщика Московского кинофестиваля Евгении Тирдатовой. Вроде бы следовало ожидать искусствоведческой зауми, но – ничуть не бывало. Евгения Тирдатова написала простой и трогательный сценарий про женщину, которая одна воспитала сына, а ее сын расстался со своей девушкой, не зная, что та беременна, и, естественно, растит она его сына теперь тоже одна. Две неполные, неполноценные семьи в финале соединяются в единую здоровую. Отныне бабушка, мать, отец, сын, да еще кот будут жить вместе. Главные роли очень хорошо и трогательно сыграны Ингой Оболдиной и Сергеем Епишевым.
Тут следует заметить, что той же проблеме неполной семьи, помимо "Компенсации" Веры Сторожевой, о которой мы уже рассказывали, посвящен еще и внеконкурсный фильм "Бесконечные мечты о счастье". Здесь девочка, потрясенная разводом родителей, заболевает. Она почти все время спит, а во сне видит сказочную страну, в которой Король-отец и Королева-мать не то что сильно любят друг друга, но, по крайней мере, соблюдают правила приличия и не едят друг друга поедом. К сожалению, картина очень усложнена по форме, а потому непонятно, детской или взрослой аудитории она адресована. В финале игровой картины по экрану ползут сухие цифры: "В мире разводится каждая вторая пара. В России процент разводов достигает 80".
В последние годы становится все больше фильмов, снятых, как альманах. Это связано, на мой взгляд, с тем, что режиссерского дыхания хватает только на короткий метр, и режиссеры складывают несколько короткометражек в один большой фильм
И еще два фильма конкурса принадлежат так называемому "фестивальному" – то есть снятому для нескольких друзей и коллег – кино. Рамиль Салахутдинов показал картину под необычным названием "Которого не было". В первой ее части речь идет о человеке, которому нагадали, что он умрет в 44 года. Он напугался и пошел к ученым, а те перепрограммировали его личность. А во второй части появляется эта новая личность – телесная оболочка другая, а характер наполовину свой, наполовину чужой. Найти логическую развязку двум разнородным историям режиссер не сумел – и запутался окончательно. Ясно было только, что от смерти не убежишь и что опыты на людях ставить опасно. Чтобы это осознать, пришлось проскучать весь фильм.
А с картиной "Каденции" Ивана Савельева и того пуще – два часа тоски безо всякой ясности. Несколько новелл из жизни разных женщин, которые не любят свою работу и своих мужей, если таковые имеются, а по вечерам сходятся вместе на сцене театра. Хорошие актрисы (среди них – Полина Кутепова, Ингебора Дапкунайте, Мария Миронова) бьются, как рыбы об лед, в клетке режиссерского умозрения. Вообще-то, каденция – это виртуозное исполнение соло, но для виртуозного исполнения нужен соответствующий материал, которым в этом фильме и не пахнет.
Интересно, что в последние годы становится все больше фильмов, снятых, как альманах, то есть составленных из разных новелл, герои которых как-то друг с другом знакомы или где-то встречались. Это связано, на мой взгляд, с тем, что режиссерского дыхания хватает только на короткий метр, и режиссеры складывают несколько короткометражек в один большой фильм.
Помимо конкурсных просмотров, на фестивале "Окно в Европу" происходит много еще разных вещей. Интересной была, кстати, пресс-конференция, в которой участвовал Виктор Сухоруков. Это был настоящий театр одного выдающегося актера. Он был значительно интереснее подавляющего большинства российских фильмов. И те же слова следует отнести к пресс-конференции Людмилы Гурченко.
А еще в Выборге прошел круглый стол "Российское кино: прогноз на завтра". Выступали представители Министерства культуры и Фонда развития кинематографии. Выяснилось, что лидеры проката, компании, собравшие на свой фильм в 2008/09 году более миллиона зрителей, получат дополнительные деньги. Вопросом, почему надо помогать и без того богатым, фактически никто не задается. Да и что тут удивительного, если Министерство культуры и фонд определили как социально значимые проекты фильмы "Святитель Алексий", "Генерал Скобелев" и так далее.