События последних месяцев – охватившие страну пожары – вскрыли огромное количество недостатков и достоинств нашего общества. И речь в первую очередь даже не о том, что официальные власти вообще и МЧС в частности не были готовы к такому развитию событий, а о том, как наши руководители реагировали и реагируют на происходящее, и о том, как само общество консолидировалось и дало отпор стихии.
По началу пресса и телевиденье практически молчали о происходящем, давая лишь короткие репортажи, не отображающие в полной мере масштаб происходящего. И лишь в интернете, благодаря записям очевидцев, можно было узнать о реальном положении дел. Очень быстро силами добровольцев был создан специальный сайт и колл-центр, собирающие всю оперативную информацию о пожарах и нуждах тех, кто от них пострадал, кто их тушит. В Синодальный отдел и в фонд Справедливая помощь потянулись люди. Самые разные – от стариков-пенсионеров, до гламурных девушек. Все они несли мешками помощь – одежду, белье, еду, бытовую химию, технику, мебель, деньги. Потом оказалось, что огнеборцам нужны пожарные рукава, помпы, топоры, пилы, защитная одежда, еда, вода – оказалось, что МЧС отправил их бороться с огнем «пирогами и блинами, да сушеными грибами». В день только фонд Справедливая помощь отправлял более 10 машин с «гуманитаркой», причем развозили ее опять же добровольцы на своих авто – от стареньких жигулей до дорогих джипов. А в это время московские власти рапортовали, что «москвичи не очень активно откликнулись на беду, в помощь погорельцам переведено всего 50 000 руб».
Диссонанс в информационном потоке нарастал – интернет-сообщество писало о бездействии властей, подвергая жесткой критике каждый их шаг, каждый репортаж по ТВ, народный гнев нарастал. Через какое-то время власти уже не могли молчать и начали обороняться, обвиняя блогеров в паникерстве и кликушестве . В блоги тех, кто писал особо острые заметки, тут же набегали «тролли», оскорбляли авторов, «забивали» их ЖЖ спамом, так что тем приходилось удалять свои журналы (так был удален журнал врача, описавшего ситуацию в одной из московских больниц). Но уже через неделю властям пришлось признать – блогеры не врали, смертность в Москве из-за дыма и жары действительно выросла в 1,5-2 раза, морги и скорая помощь не справляются. А мэр Лужков наконец-то прервал свой отпуск и вернулся в задыхающуюся столицу.
Особо яркой вышла история с рындой. Сам премьер не замедлил ответить автору и пообещал ему персональную рынду, которую действительно незамедлительно повесили в деревне. А телевизионщики уже на следующий день отреагировали парой бодрых репортажей о том, что в деревнях есть и рынды, и пожарные пруды. Другие же журналисты потратили редакционные деньги и время и нашли автора громкого поста, выставив его в своем репортаже мало вменяемым человеком, скорее всего – алкоголиком. Эта история наверняка войдет в учебники истории как яркий пример необдуманного фарса.
Апофеозом стал полет премьера на «самолете-амбиции». За «самим» тут же подтянулось молодое поколение с бравыми поддельными фоторепортажами о том, как они тоже тушат пожары. Градус лжи зашкалил окончательно.
Власти попытались отвлечь разгоряченное во всех смыслах слова общество на что-то «позитивное» - переименование милиции в полицию, борьба с коррупцией на примере закупок томографов. Но все тщетно. Теперь любая новость из телевизора порождала лишь нервный смех и острую сатиру.
На днях С.Шойгу сделал официальное заявление – огненная стихия отступила под напором МЧС и помощь добровольцев больше не нужна. Верит ли кто-то ему? Верит ли теперь вообще кто-то властям?
В заключении я хочу привести без купюр текст Анны Баскаковой, искусствоведа. В этом тексте – вся правда о событиях последних месяцев и вся соль нынешнего отношения общества к властям.
Уважаемый Сергей Кожугетович!
Огромное Вам спасибо. В последнее время исключительно благодаря Вам я решила множество проблем.
Во-первых, я наконец похудела и готова поделиться секретом своей диеты. Вы, конечно, в курсе, что нашу страну тушат почти исключительно лесники, а также инженеры, акробаты, режиссеры-документалисты, аспиранты философского факультета МГУ и прочие представители физиков и лириков. Так вот, поскольку им нечего есть и нечем тушить пожар, то добрые люди несут им еду, сапоги и лопаты. Склад всего этого добра - в моей двухкомнатной квартире, несут почти круглосуточно, и мне самой поесть просто некогда. Наконец-то на мне без труда застегнулись шортики, купленные 13 лет назад, ура!
Во-вторых, Вы помогли мне разобраться с моей личной жизнью. Почти три года я страдала от неразделенной любви. Но после того, как объект моей страсти заявил, что привезет добровольным пожарным отрядам ящик православной литературы, потому что лично ему этот ящик не нужен и девать его некуда, я вдруг почувствовала непреодолимое отвращение к этому человеку и больше о нем не думаю. Потому что на пожаре нужны топоры, лопаты и сапоги, и пожарные рукава, а не книжки. И если человек этого не понимает, то кому такой нужен?
В-третьих, если бы не Вы, я никогда не познакомилась бы с настоящими мужчинами - скромными лесниками, которые тушат пожары, будучи обутыми в горелые кроссовки и старую строительную униформу, не имея в своем хозяйстве даже бензопил и тем более кусторезов для прокладывания просек, с единственной пожарной машиной, скажем, на 11,5 тысяч га высохшего от жары леса и ржавым трактором. До этого я думала, что такие герои встречаются лишь в голливудских фильмах. Теперь я знаю, что они существуют на самом деле, и мечтаю выйти замуж исключительно за лесника, а кинооператоры меня больше не интересуют.
В-четвертых, Вы подарили мне новых подруг. Это гламурные девушки, которые каждый день несут мне гуманитарную помощь, а также помогают искать транспорт и добровольцев, пакуют консервы, подписывают коробки с обувью и одеждой и отвечают вместо меня по телефону. С ними мы очень мило щебечем о том, какой длины пожарные рукава модны в этом сезоне и чем запасные цепи для бензопил "Штиль" отличаются от цепей для бензопил "Хускварна". Девушки сами покупают в магазинах и сами доставляют в мою квартиру пожарные шланги, костюмы сварщика, бензопилы, кусторезы и кирзовые сапоги для тех, кто спасает Россию от лесных пожаров. Конечно, очень странно, что в Вашем ведомстве ничего этого нет, и если хотите, я могу спросить у девушек адреса магазинов и телефоны дилеров, вам могут сделать оптовую скидку, если скажете, что от меня.
В-пятых, теперь я постоянно просвещаюсь и узнаю что-нибудь новое. Например, что на свете существуют грунтометы, мотопомпы и лесные плуги. Или выясняю, что не нужно тушить торфяные болота, потому что торф перестает гореть, лишь будучи измельченным и растворенным в воде, а нужно их исключительно окапывать. Вы, наверное, так же плохо разбираетесь в технике и в экологии, как и я, иначе в России не было бы сейчас экологической катастрофы. Поэтому я очень советую Вам спросить обо всем у лесников, но Вы вряд ли до них доедете...
В-шестых, у меня исчезли последние детские иллюзии, связанные с тем, что кто-то там, наверху, о нас заботится и нас защищает (нет, я не о Боге, я говорю о руководстве страны и о Вас в том числе). Теперь я стала взрослым человеком и рассчитываю только на себя.
В-седьмых, я поверила в человеческую доброту. Потому что мне отовсюду под честное слово шлют вещи, деньги и продукты, чтобы я потратила все это на тушение пожаров. Даже совсем незнакомые люди из-за океана говорят, что мне доверяют, и переводят суммы на мою карточку. Вам не шлют, Сергей Кожугетович? Странно. Отчего они не хотят вам помогать??
В-восьмых, если бы не Вы, жизнь моя была бы абсолютно пресной. К вам никогда в час ночи не приезжала известная писательница, чтобы приготовить ужин, а потом до четырех утра рассортировывать гуманитарную помощь по коробкам? Вы никогда не искали в три часа ночи своих друзей, чтобы предложить им поехать в огонь в незнакомую деревню на том транспорте, который они должны отыскать самостоятельно? Как же вы скучно живете, Сергей Кожугетович.
В-девятых, благодаря лесным пожарам я поняла, что такое настоящая беззастенчивая ложь. Например, что можно спокойно уверять людей с экранов телевизора, что лесные пожары стихают, когда они бушуют и ветер усиливается. А я думала, что так никто не делает, потому что врать нехорошо. Теперь у меня расширился кругозор.
В-десятых - спасибо еще раз. И не волнуйтесь - когда мы потушим пожары, несмотря ни на что, вам все равно дадут орден.
С уважением и благодарностью - Анна Баскакова, искусствовед