Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт по алкогольному рынку Вадим Дробиз – о борьбе с пьянством


Алкоголь станет менее доступным. Снизится ли количество алкоголиков?
Алкоголь станет менее доступным. Снизится ли количество алкоголиков?
Решение московских властей ограничить с 1 сентября время продажи крепкой алкогольной продукции периодом с 10 утра до 10 вечера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал шагом правильным, хоть и недостаточным. Однако не все специалисты считают, что запретительные меры помогают уменьшить масштабы пьянства.

Как подчеркивают в департаменте потребительского рынка и услуг правительства Москвы, постановление о запрете розничной торговли алкогольной продукцией крепостью свыше 15 процентов в ночное время было принято в связи со вступлением в силу "Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ". Эта концепция была утверждена российским правительством в конце 2009 года.

По просьбе Радио Свобода ситуацию с российским пьянством и перспективы борьбы с ним анализирует Вадим Дробиз, директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя:

– Уже понятно, что ночная торговля алкоголем будет в России запрещена, по крайней мере крепкого алкоголя. Я не исключаю, что будет запрещена и продажа низкоалкогольной продукции – пива, вина и слабоалкогольных напитков. Ситуация действительно в России сложная, тяжелая, но в большей степени Россия сама на себя навесила ярлык спивающегося государства. В каждой стране есть определенные причины алкоголизации населения, и в России они обострены.

Обычно первое, с чего государство начинает борьбу с алкоголизмом, – введение запретительных и ограничительных мер. Повышение цены на алкоголь и ставки акциза, ограничения по времени продаж, по месту расположения торговых точек, по возрасту покупателей, по количеству торговых точек на душу населения и так далее. Считается, что в этом плане есть позитивный мировой опыт, тем более что подобные рекомендации активно распространяет Всемирная организация здравоохранения. Но пора открыто сказать, и об этом наконец-то появилось много честной информации: никакого позитивного эффекта ограничительные и запретительные меры не дают – именно об этом свидетельствует мировой опыт. Есть страны, которые строго действуют по рекомендациям ВОЗ – например, Швеция, Финляндия. В этих странах – и государственная монополия на розничную торговлю, и ограничение торговли по времени, по месту… Тем не менее эти меры и там не сработали. Алкоголизация населения не только не сократилась, но и продолжает расти.

Рост потребления алкоголя я считаю общемировым трендом, причем в рамках этого тренда растет потребление прежде всего крепкого алкоголя. Еще одна тенденция: в процесс алкоголизации активно втягивается женская часть населения – равенства прав во всех прочих сферах женщины добились, и сейчас они активно добиваются равенства и области потребления алкоголя. Что мы видим? Например, в Швеции за последние 10 лет произошел 70-процентный рост розничных продаж алкоголя. В Финляндии за последние 30 лет (20 из которых они живут по запретительным рекомендациями ВОЗ), в два раза выросла мужская алкоголизация, в шесть раз – женская. То есть запретительные меры не дают ожидаемого эффекта.

Есть еще один нюанс. Несмотря на рост потребления алкоголя, цивилизованные западные страны смогли за последние 30 лет увеличить продолжительность жизни своего населения на 10 лет. Причина проста: в западных странах в последние десятилетия активно реализовывались социальные программы, направленные на повышение качества жизни населения, в частности, уровня доходов, улучшение медицинского обеспечения и так далее. Активно шла борьба с бедностью. Благодаря этому в западных странах маргиналы, "алкоголезависимые" люди составляют 10 процентов населения (и они выпивают до 50 процентов потребляемого в стране алкоголя). Россия же – страна нищая, к сожалению. Основная масса населения – либо очень бедные, либо нищие люди. Доля маргиналов в российском населении составляет как минимум 20 процентов, не менее. То есть вдвое больше, чем в развитых западных странах. Поэтому и объем выпиваемого нашими маргиналами больше, и выше их влияние на общую алкоголизацию.

Дело в том, что умеренно пьющие россияне пьют не больше умеренно пьющего англичанина, американца. Более того, я сам был в Америке, месяц изучал эти вопросы и могу сказать, что средний умеренно пьющий американец пьет больше среднего умеренно пьющего россиянина. Молодежь западная пьет не меньше российской молодежи, а, пожалуй, даже больше, особенно учащаяся молодежь…

Теперь подробнее про Россию. В России 140 миллионов человек населения и 100 миллионов из них употребляют алкоголь (что составляет, как во всех других странах, примерно 65-70 процентов населения). Из этих 100 миллионов 70-75 миллионов – нормальные, умеренно пьющие люди. А 25-30 миллионов человек, или 20 процентов российского населения, – это как раз алкоголезависимые. Причем значительная часть из них пьет не просто водку, а суррогаты, спиртосодержащие жидкости.

Россия – единственная страна, где малоимущие не имеют доступа к легальному алкоголю из-за его высокой цены. В России очень дорогой алкоголь. Неправильно сравнивать, как это делают обычно: в Швеции, в Финляндии водка стоит 10 евро и выше, а у нас – 3 доллара. Наша водка дороже относительно минимальных и средних зарплат. Наше вино дороже, чем в Европе, в 5 раз… Бедность и нищета – вот основная причина алкоголизации России.

Теперь непосредственно о том, что произошло в Москве. Возьмем розничную московскую торговую точку, которая работает 24 часа в сутки и продает алкоголь: здесь около 10 процентов алкогольной продукции продается в ночное время. Кстати, с 2006 года существовал запрет, и из более 10 тысяч московских магазинов только 800 продавали ночью крепкий алкоголь. Никто этого ограничения даже не заметил, люди отнеслись к нему совершенно спокойно: всех абсолютно устраивало то количество, которое было. Что изменится теперь? Да ничего. Бизнес абсолютно не пострадает. Нормальные, умеренно пьющие люди будут покупать алкоголь днем, как это было в советское время. Я сам был уже взрослым человеком в советское время, и мы прекрасно обходились без ночных продаж. Другое дело, что алкоголезависимые люди, те, кто пьет суррогаты, так и будут их пить. А к услугам тех малоимущих, которые пойдут ночью за водкой, будут альтернативные системы продаж, так что водку они всё равно найдут. Так что и потребитель не пострадает.

Многие апологеты новой запретительной меры говорят, что население, может быть, ночью перейдет в связи с этим с крепкого алкоголя на пиво, вино и слабоалкогольные напитки. Не перейдет. В России это совершенно разные продукты. Пиво вообще не взаимозаменяемый с водкой продукт, вино в какой-то степени еще тоже – поскольку для перехода на вино в России не созданы социально-экономические предпосылки, вино слишком дорого стоит в России относительно зарплат и уровня жизни населения. Реально только вино в России может стать альтернативой алкоголизации населения и стать основой для изменения структуры потребления населения. Но с этим еще работать и работать.

Так что объявленное сокращение времени торговли крепким алкоголем никакого отношения к снижению алкоголизации не имеет. Но это очень хорошая пиар-акция для правительства Москвы: на носу выборы и в местные органы власти, и в Госдуму, и об этой мере будут очень много говорить, рассуждать.

Есть, конечно, и позитивный момент. Я считаю, например, что ночного хулиганства будет меньше – поскольку будет меньше бродящих по ночам людей.

Кстати, я не разделяю опасения, что эта мера будет способствовать развитию теневого рынка. Больше чем теневой рынок развит, он уже не разовьется по одной простой причине: в России в два раза подорожала легальная водка, и значительная часть населения и так ушла из сегмента легальной розничной продажи алкоголя в альтернативную систему.
XS
SM
MD
LG