Ссылки для упрощенного доступа

Пока леса горят, зерном не торгуют


Пожарники в горящем лесу возле Шатуры, август 2010
Пожарники в горящем лесу возле Шатуры, август 2010
Политически-противопожарные итоги лета 2010-го. Новый способ борьбы с коррупционерами. Международные последствия запрета на экспорт российского зерна. Перспективы проекта российской универсальной электронной карты. Эти вопросы привлекли внимание российских еженедельников.

Журнал "Коммерсантъ Власть" в номере от 23 августа подводит политические итоги лета 2010-го. Главный из них состоит в том, что пожары высветили все слабые стороны выстроенной за последние десять лет вертикали власти.

Первопричиной катастрофического масштаба нынешних пожаров все-таки следует признать реформу российского лесного хозяйства, начатую после принятия в 2006 году нового Лесного кодекса. Между тем Лесной кодекс принимался точно так же, как и большинство других законов в нынешней Госдуме – в полном соответствии с отведенной парламенту в рамках вертикали ролью безотказной машины для голосования. По-другому в выстроенной Кремлем вертикали быть и не могло. Ведь если законодательная власть является не самостоятельной ветвью, а лишь ответвлением исполнительной, то на нее неизбежно распространяется и логичное требование о том, что приказы начальства обсуждению не подлежат.

В ходе героической борьбы с пожарами отчетливо выявилась и другая особенность российской вертикали власти – ее ориентированность на ручное управление. Лето-2010 убедительно подтвердило, что пока гром с федерального олимпа не грянет, ни один руководящий мужик на местах креститься не начнет. Ведь проявление инициативы в рамках вертикали наказывается так же безжалостно, как и попытка за эти рамки выйти – подчеркивает журнал "Коммерсантъ Власть".

Журнал "Русский Newsweek" пишет, что глава департамента собственной безопасности МВД Юрий Драгунцов предложил нетривиальный способ борьбы с коррупционерами. Он считает, что госслужащих нужно проверять на честность, провоцируя их взятками. К ним планируется подсылать особых посетителей, которые и будут искушать их деньгами: взял – увольнение и пожизненный запрет занимать госдолжности. Никаких других уголовных или правовых санкций пока не предусматривается. Эта идея уже оформлена в проект внутриведомственного документа. Если юристы профильных институтов его одобрят, он может стать законодательной инициативой.

Так милиционеры собираются бороться с чиновниками, которых им никак не удается поймать с поличным. "Например, есть сигнал о том, что некий госслужащий берет взятки, но вот доказать это по каким-то причинам невозможно, – объясняет официальный представитель Департамента Андрей Московкин. – Сначала люди дают деньги, а заявление пишут через несколько месяцев, когда поезд уже ушел". Милиционеры рассчитывают и на профилактический эффект: чиновники испугаются и в каждом посетителе будут видеть потенциального провокатора, – предполагает журнал "Русский Newsweek".

Журнал "Коммерсантъ Деньги" в номере от 23 августа сообщает о том, что в России стартовал проект по созданию универсальной карты, которая соединит в себе обычную банковскую карту и электронный идентификатор гражданина. Такая карта, безусловно, создаст конкуренцию международным платежным системам на внутреннем российском рынке безналичных платежей: все платежные операции по данным картам будут проходить внутри создаваемой российской платежной системы.

Если российская платежная система получит эксклюзивные права на обслуживание внутрироссийских платежей, международные платежные системы получат очень мощного конкурента. Ведь универсальную карту хотят выдать всем гражданам, так как она будет содержать идентификационные приложения – своего рода электронный паспорт. До 2014 года эти карты будут выдавать желающим, а с 1 января 2014-го – и всем остальным, кто не успел оформить официальный отказ от ее получения.

Если проект будет реализован и картой, которую выдадут каждому, можно будет расплатиться везде, государству удастся не только существенно снизить оборот наличных, но и усилить контроль над финансами граждан – подчеркивает журнал "Коммерсантъ Деньги".

О свободе слова, виртуальной и вполне реальной пишет журнал The New Times. Популярность Джулиана Ассанджа, обнародовавшего на сайте "Викиликс" свыше девяноста двух тысяч секретных документов Пентагона растет прямо пропорционально температуре скандала вокруг него.

У тридцатидевятилетнего Ассанджа нет ни семьи, ни постоянного дома, он бесконечно меняет свои телефоны и электронные адреса. Ему аплодируют за желание создать глобальную надгосударственную площадку общественно важной информацией. И обвиняют в невероятной безответственности – подчеркивает журнал The New Times.

Полный запрет на экспорт российского зерна вступил в силу с 15 августа – напоминает журнал "Русский репортер". Предполагается, что он будет действовать до конца года и поможет сбить цены внутри страны. Между тем реакция в мире показала, насколько заметным игроком на мировом зерновом рынке стала страна за последние годы

Решение о запрете экспорта правительство принимало, судя по всему, в очень нервной обстановке. По мнению экспертов, окончательное решение нужно было принимать уже после завершения уборочной кампании, понимая, сколько зерна собрали и действительно ли необходим этот запрет. Но поспешность решения правительства как раз и связывают с прогнозами на урожай, которые все лето стремительно снижались. Естественно, усилились страхи, что недостаток зерна не удастся покрыть даже из государственного интервенционного фонда.

Между тем внешняя реакция на решение Москвы последовала сразу: в первый же день зерно на мировом рынке подорожало на 8%, и на этом движение вверх не остановилось. Всемирный банк призвал другие страны-экспортеры не следовать примеру России во избежание мирового продовольственного кризиса. Президент Медведев дал понять, что сроки эмбарго могут быть и пересмотрены. Иначе Россия рискует потерять позиции на мировом рынке зерна. Ведь как только первая волна паники в западной прессе прошла, стало ясно, что желающих сменить Россию на зерновом пьедестале достаточно – пишет журнал "Русский репортер".

С ростом общественных сетей в России рождается публичная политика – констатирует журнал "Эксперт". Бюрократия и политические партии пойдут за той повесткой, которую предложат эти сети. Иначе очередная попытка демократизации нашей страны будет сорвана.

Текущие новости из условной рубрики "Общество" сильно смахивают на повестку перестроечных газет. Борьба с привилегиями – мигалки-ведерки. Борьба за сохранение историко-культурного наследия – Кадаши. Борьба за экологию – Химкинский лес. Для кого-то это повод ждать грядущей "перестройки" со всем ей сопутствующим. Общность тем говорит, что какие-то важные социальные конструкции в России остались неизменными с поздних советских времен. В конце концов, взятки мы как давали-брали, так и даем-берем. Наши власти как сидели, так и сидят в помещениях старых обкомов и райкомов. А повседневность сильнее любых конституций. Трагедия перестройки состояла в том, что едва ли не единственным и точно главным пространством политического творчества стали медиа. Растущие сейчас общественные сети немедийны, если не сказать что порой и антимедийны. медиа и общественные сети сейчас существуют в разных реальностях. И похоже, проблема не у сетей. Людям хочется второй раз окунуться в реку гласности.

Новые общественные сети шарахаются от "политики". Но быть вне политики на самом деле невозможно, понимать ли это слово в смысле управления полисом, или в смысле борьбы за власть и распределения власти. Общественные сети проявляют себя политически в той серой зоне, где задеваются их интересы, где есть очевидная властная воля, но нет четкой позиции государства как легитимного института – пишет журнал "Эксперт".

История ареста за неуважение к волгоградской милиции рэпера Ивана Алексеева, известного как Noize MC, стала сенсацией не только в мире шоу-бизнеса, но и в политической жизни страны – напоминает журнал "Русский репортер". Между тем популярность избранного им жанра кажется неожиданностью лишь для тех, кто совсем не интересуется современной музыкой и настроениями молодежи. Последние несколько лет рэп распространяется по России бешеными темпами, преодолевая монополизм отечественного шоу-бизнеса при помощи интернет-технологий.

В русских рэперских текстах получается вывести формулу поведения простого русского человека: быть отстраненным от всего, что происходит вокруг. Дуракаваляние – это маска, способ скрыться и отстраниться от системы ценностей, которая ему навязывается, чтобы сохранить свои истинные ценности. Мат, пацанский язык, ритмичное и наступательное слово рэпа – это способ проговорить открыто то, что нельзя проговорить обычным языком, способ рассказать о том, что ценно.

К сожалению или к счастью – это дело вкуса, – районно-пацанский рэп никогда не станет "музыкой на все времена". Поэтичность этого жанра в быстроте и сиюминутности. Должно соблюдаться единство чтения о событии, времени события и пространства события. То, что мы воспринимаем сегодня как рэп, по сути, превратилось в своеобразное ответвление современной журналистики – уверен журнал "Русский репортер".

Очень жарким летом туристические компании с удовольствием обманывают туристов – констатирует журнал "Русский Newsweek". В 2007 году, когда количество обманутых туристов уже зашкаливало, государство отменило лицензирование туроператоров и одновременно начало требовать с них финансовые гарантии, что должно было застраховать от мошенничества. Нынешний сезон показал, что туристов продолжают обманывать.

Летняя жара и августовский смог вызвали небывалый подъем на туристическом рынке. Все хотели сбежать из Москвы, и путевки раскупались как горячие пирожки. Рынок вернулся на докризисный уровень, а то и превзошел его. Но вместе с ним вернулись и старые проблемы. Все дело в системе, которая призвана защищать потребителя, но на деле его не защищает. По закону туроператоры предоставляют финансовые гарантии на свои услуги – на сумму от 30 до 100 млн рублей, в зависимости от оборота. Но они-то как раз разоряются редко и, что важнее, в основном напрямую с туристами не работают. Для этого есть посредники – туристические агентства, связанные с туроператорами и уже от своего имени торгующие туристическими услугами.

Если агентство разоряется или обманывает клиента, претензии оператору предъявлять бессмысленно. А сами агентства свою ответственность страховать не обязаны. Турагентство – это два компьютера, факс, несколько буклетов и стопка учредительных документов в сейфе. Такая фирма может исчезнуть за несколько секунд – предупреждает журнал "Русский Newsweek".
XS
SM
MD
LG