Ирландская рок-группа U2 25 августа дала первый и единственный концерт на стадионе "Лужники" в Москве. Внимание к российским гастролям U2 оказалось привлечено еще и в силу встречи лидера этого коллектива Боно с президентом России Дмитрием Медведевым, для чего рок-музыкант специально летал в Сочи. Боно - из тех звезд шоу-бизнеса, которые не меньше, чем стадионными концертами, известны своей общественной деятельностью.
Европейское турне группы U2 во главе с Боно началось 6 августа в Турине. Московский концерт - седьмой по счету. Всего же группа даст 22 концерта за два месяца. Выступления, в частности, пройдут в Вене, Афинах, Париже, Брюсселе, а последний концерт состоится 8 октября в Риме. Перед этими гастролями было опасение, что Боно не успеет обрести нужную форму. В конце мая его оперировали в Мюнхене: грыжа позвоночного диска. Операция серьезная - полтора месяца он провел в больнице. Однако первое же выступление в Турине убедило его фанатов, что 50-летний музыкант в отличной форме.
Боно всегда отличался мужественным и целеустремленным характером. Когда в 1976 году он и трое его соучеников по средней школе в Дублине решили создать рок-группу, 16-летний Пол Дэвид Хьюсон, взявший впоследствии псевдоним Боно, сразу же стал ее лидером. Группа была уличной, петь приходилось в подворотнях, в автобусах, в переходах метро. Впоследствии лидер U2 признался: "Мы начали выступать еще до того, как научились играть".
Начало музыкальной карьеры Боно (что по-латыни "хороший"; это часть слова "bonovox" - хороший голос) пришлось на 70-е годы, когда в Северной Ирландии шла кровавая борьба католической и протестантской общин. Многие песни Боно раннего периода были посвящены этому противостоянию. Политические и социальные мотивы с самого начала звучали в песнях группы U2. Музыкальная и общественная деятельность Боно шли рука об руку. И сейчас благотворительность и правозащитная деятельность занимают в его жизни не меньшее (а возможно, и большее) место, чем музыка. В 1985 году он собирал средства для детских приютов в Эфиопии, Никарагуа и Сальвадоре. Позднее участвовал в благотворительных рок-концертах, организованных Бобом Гелдофом в помощь африканским странам, выступал на фестивалях против расизма и апартеида. Уже много лет Боно проводит кампанию за списание долгов африканским странам. Основанная им благотворительная организация DATA оказывает помощь бедным странам и больным СПИДом. В 2006 году королева Великобритании возвела Боно в рыцарское достоинство за заслуги в музыкальной и гуманитарной деятельности. Трижды ирландский музыкант номинировался на Нобелевскую премию мира.
Зачем успешному и богатому рок-музыканту вообще заниматься общественной проблематикой? Почему с рок-звездами встречаются президенты? На эти вопросы отвечает знаток британской рок-музыки и специалист по британской истории, обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин:
- Группа U2, которая существует уже не первый десяток лет, это действительно одна из лучших групп, которые возникли в последние десятилетия. По крайней мере из стадионных рок-групп это, наверное, сейчас группа №1. И те, которые появились в последние, "нулевые", например, Cold Play и так далее - они просто идут по этому пути.
U2 может нравиться, может не нравиться, но это действительно очень важная часть современной поп-музыки. Когда-то у них были выдающиеся альбомы, вроде The Joshua Tree, да и сейчас они довольно сильны. Безусловно, слава Боно как общественного деятеля подпитывает его известность как музыканта, а его известность как музыканта в свою очередь подпитывает его известность и славу общественного деятеля.
Почему рокер, человек, который в 1960-1970-е годы - это обычно деструктивная личность, человек, который устраивает погромы в гостиничных номерах, который пьет, принимает наркотики, почему вдруг он становится моральным авторитетом? В 1970-е годы было невозможно себе представить Марка Болана, или Дэвида Боуи, или еще кого-то в качестве морального авторитета. Но вот в 1980-е годы, начиная со знаменитого концерта в помощь Эфиопии, потихоньку, вместе, кстати говоря, с другими отрядами поп-культуры, такими как Голливуд, деятели поп-культуры становятся моральными авторитетами. Это говорит, во-первых, о том, что поп-культура является, видимо, сейчас чуть ли не главной составной частью жизни людей. Это, может быть, самая важная сфера, что бы там ни говорили те люди, которые не любят поп-культуру. И второе - недостаток моральных авторитетов. Тот вакуум, который оставила после себя, уходя, церковь, и тот вакуум, который оставила после себя, уходя, идеология в странах диктаторских, тоталитарных, этот вакуум заняли как раз эти люди. Поэтому ничего удивительного в этом нет.
- Они сознательно берут на себя такую ответственность или это часть имиджа?
- На самом деле написаны тысячи страниц на тему Боно - обманщик он или, наоборот, святой. Есть разные точки зрения. Но здравый смысл говорит нам, что, безусловно, это обдуманная позиция. Он лепит свой имидж, он лепит свой образ как музыканта, как морального авторитета, как человека, который разговаривает с небожителями, сам небожитель и разговаривает на равных с Папой Римским, с президентами. Здесь нет особой хитрости и особого ханжества, потому что если человек берет на себя такую ответственность, то, значит, он прекрасно понимает и все те вещи, которые из этого вытекают - и возможную критику, и недоброжелателей, и неэффективность, потому что он не может быть специалистом сразу и в экологии, и в политическом примирении, и в чем-то еще. Какая-то природная ирландская живость ума позволяет ему с этой ролью, мне кажется, справляться.
- Ирландия - совсем небольшая страна, которая тем не менее дала миру не только блестящую литературу, но и блестящий пример рок-музыки. Пожалуй, одно из самых свежих направлений в мировом роке - это ирландские рокеры. С чем это связано?
- Это происходит примерно последние 30 лет. Потому что до этого, когда говорили "ирландская музыка", подразумевали, как правило, группы, которые играли ирландскую традиционную музыку, - как The Dubliners, например. Такого понятия как "международная ирландская поп-музыка" практически не существовало. Она была локализована в национальном, этническом гетто. И дальше из этого гетто было два выхода, и оба были использованы. Первый вариант - хотя бы на время забыть, что ты ирландец, и играть международную музыку. Вот это сделали U2, это сделала Шинейд О'Коннор, это сделали очень многие, Cranberries, например. Вы можете в текстах постоянно рассказывать о проблемах Ирландии, о Северной Ирландии, о католиках, о протестантах, о чем угодно, но музыка интернациональная, поэтому это хорошо идет во всем мире. Второй вариант - более сложный: перерасти и вырасти из традиционной ирландской музыки в международное событие. Это, конечно, группа Pogues, которая играла ирландскую музыку. Благодаря Pogues ирландская музыка превратилась в очень важное международное явление. Как и литература, ирландская музыка - это настоящий бренд.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» вы можете найти на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»
Европейское турне группы U2 во главе с Боно началось 6 августа в Турине. Московский концерт - седьмой по счету. Всего же группа даст 22 концерта за два месяца. Выступления, в частности, пройдут в Вене, Афинах, Париже, Брюсселе, а последний концерт состоится 8 октября в Риме. Перед этими гастролями было опасение, что Боно не успеет обрести нужную форму. В конце мая его оперировали в Мюнхене: грыжа позвоночного диска. Операция серьезная - полтора месяца он провел в больнице. Однако первое же выступление в Турине убедило его фанатов, что 50-летний музыкант в отличной форме.
Боно всегда отличался мужественным и целеустремленным характером. Когда в 1976 году он и трое его соучеников по средней школе в Дублине решили создать рок-группу, 16-летний Пол Дэвид Хьюсон, взявший впоследствии псевдоним Боно, сразу же стал ее лидером. Группа была уличной, петь приходилось в подворотнях, в автобусах, в переходах метро. Впоследствии лидер U2 признался: "Мы начали выступать еще до того, как научились играть".
Начало музыкальной карьеры Боно (что по-латыни "хороший"; это часть слова "bonovox" - хороший голос) пришлось на 70-е годы, когда в Северной Ирландии шла кровавая борьба католической и протестантской общин. Многие песни Боно раннего периода были посвящены этому противостоянию. Политические и социальные мотивы с самого начала звучали в песнях группы U2. Музыкальная и общественная деятельность Боно шли рука об руку. И сейчас благотворительность и правозащитная деятельность занимают в его жизни не меньшее (а возможно, и большее) место, чем музыка. В 1985 году он собирал средства для детских приютов в Эфиопии, Никарагуа и Сальвадоре. Позднее участвовал в благотворительных рок-концертах, организованных Бобом Гелдофом в помощь африканским странам, выступал на фестивалях против расизма и апартеида. Уже много лет Боно проводит кампанию за списание долгов африканским странам. Основанная им благотворительная организация DATA оказывает помощь бедным странам и больным СПИДом. В 2006 году королева Великобритании возвела Боно в рыцарское достоинство за заслуги в музыкальной и гуманитарной деятельности. Трижды ирландский музыкант номинировался на Нобелевскую премию мира.
Зачем успешному и богатому рок-музыканту вообще заниматься общественной проблематикой? Почему с рок-звездами встречаются президенты? На эти вопросы отвечает знаток британской рок-музыки и специалист по британской истории, обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин:
- Группа U2, которая существует уже не первый десяток лет, это действительно одна из лучших групп, которые возникли в последние десятилетия. По крайней мере из стадионных рок-групп это, наверное, сейчас группа №1. И те, которые появились в последние, "нулевые", например, Cold Play и так далее - они просто идут по этому пути.
U2 может нравиться, может не нравиться, но это действительно очень важная часть современной поп-музыки. Когда-то у них были выдающиеся альбомы, вроде The Joshua Tree, да и сейчас они довольно сильны. Безусловно, слава Боно как общественного деятеля подпитывает его известность как музыканта, а его известность как музыканта в свою очередь подпитывает его известность и славу общественного деятеля.
Почему рокер, человек, который в 1960-1970-е годы - это обычно деструктивная личность, человек, который устраивает погромы в гостиничных номерах, который пьет, принимает наркотики, почему вдруг он становится моральным авторитетом? В 1970-е годы было невозможно себе представить Марка Болана, или Дэвида Боуи, или еще кого-то в качестве морального авторитета. Но вот в 1980-е годы, начиная со знаменитого концерта в помощь Эфиопии, потихоньку, вместе, кстати говоря, с другими отрядами поп-культуры, такими как Голливуд, деятели поп-культуры становятся моральными авторитетами. Это говорит, во-первых, о том, что поп-культура является, видимо, сейчас чуть ли не главной составной частью жизни людей. Это, может быть, самая важная сфера, что бы там ни говорили те люди, которые не любят поп-культуру. И второе - недостаток моральных авторитетов. Тот вакуум, который оставила после себя, уходя, церковь, и тот вакуум, который оставила после себя, уходя, идеология в странах диктаторских, тоталитарных, этот вакуум заняли как раз эти люди. Поэтому ничего удивительного в этом нет.
- Они сознательно берут на себя такую ответственность или это часть имиджа?
- На самом деле написаны тысячи страниц на тему Боно - обманщик он или, наоборот, святой. Есть разные точки зрения. Но здравый смысл говорит нам, что, безусловно, это обдуманная позиция. Он лепит свой имидж, он лепит свой образ как музыканта, как морального авторитета, как человека, который разговаривает с небожителями, сам небожитель и разговаривает на равных с Папой Римским, с президентами. Здесь нет особой хитрости и особого ханжества, потому что если человек берет на себя такую ответственность, то, значит, он прекрасно понимает и все те вещи, которые из этого вытекают - и возможную критику, и недоброжелателей, и неэффективность, потому что он не может быть специалистом сразу и в экологии, и в политическом примирении, и в чем-то еще. Какая-то природная ирландская живость ума позволяет ему с этой ролью, мне кажется, справляться.
- Ирландия - совсем небольшая страна, которая тем не менее дала миру не только блестящую литературу, но и блестящий пример рок-музыки. Пожалуй, одно из самых свежих направлений в мировом роке - это ирландские рокеры. С чем это связано?
- Это происходит примерно последние 30 лет. Потому что до этого, когда говорили "ирландская музыка", подразумевали, как правило, группы, которые играли ирландскую традиционную музыку, - как The Dubliners, например. Такого понятия как "международная ирландская поп-музыка" практически не существовало. Она была локализована в национальном, этническом гетто. И дальше из этого гетто было два выхода, и оба были использованы. Первый вариант - хотя бы на время забыть, что ты ирландец, и играть международную музыку. Вот это сделали U2, это сделала Шинейд О'Коннор, это сделали очень многие, Cranberries, например. Вы можете в текстах постоянно рассказывать о проблемах Ирландии, о Северной Ирландии, о католиках, о протестантах, о чем угодно, но музыка интернациональная, поэтому это хорошо идет во всем мире. Второй вариант - более сложный: перерасти и вырасти из традиционной ирландской музыки в международное событие. Это, конечно, группа Pogues, которая играла ирландскую музыку. Благодаря Pogues ирландская музыка превратилась в очень важное международное явление. Как и литература, ирландская музыка - это настоящий бренд.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» вы можете найти на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»