В Словении проходит четырнадцатый Международный фестиваль поэзии и вина. Последняя неделя августа выбрана устроителями фестиваля как неделя отпусков перед началом учебного года, неделя летнего веселья перед наступающей осенью.
Фестиваль поэзии и вина не имеет отношения к сезону молодого вина, но тесно связан с местным виноделием. Он поддерживается не только министерством культуры Словении, но и производителями вина. Последняя неделя августа выбрана устроителями фестиваля как неделя отпусков перед началом учебного года, неделя летнего веселья перед наступающей осенью. В Словении тепло, улицы Любляны и нескольких небольших городков, куда поэты выезжают с чтениями, полны цветов.
Фестиваль открылся 23 августа в Любляне двумя событиями: состоялся вечер, посвященный шведскому современному классику Томасу Транстрёмеру и крупному австралийскому поэту Лесу Мюррею. Оба почетных гостя из-за болезни не смогли приехать в Словению.
Второе собрание, в Доме писателей и ПЕН-центре, было посвящено презентации "Антологии современной русской поэзии", которая открывается подборками Инны Лиснянской и Натальи Горбаневской, уважаемых русских поэтесс. Напомню, что Лиснянская участвовала в запрещенном альманахе "Метрополь", а Горбаневская протестовала против ввода советских войска в Чехословакию. Таким образом, моральный и эстетический вектор антологии, которая включает подборку Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжиева, Алексея Цветкова, Михаила Айзенберга и многих молодых авторов, вполне понятен. Представлял антологию один из старших петербургских поэтов Аркадий Драгомощенко, чье творчество ориентировано на американский модернизм конца ХХ – начала ХХI века.
А 24 августа состоялись выездные чтения в пяти небольших городах Словении. Поэты разъехались небольшими группами и выступали в местных библиотеках и культурных центрах, которые располагаются в живописных замках и бывших церквях. Для местной публики такие вечера – события скорее светские, чем литературные. Чтения сопровождались джазовой музыкой, а в финале гостей ждал ужин при свечах, фрукты и вино. Общение по-английски, поскольку компания международная.
25 поэтов представляют Америку, Англию, Канаду, Швейцарию, Италию, Исландию, Сингапур, страны Центральной Европы, Украину, Литву и, разумеется, страны балканского региона. В содружестве с хорватским ПЕН-центром были организованы и выездные чтения в Загребе, в Музее декоративно-прикладного искусства. Второе открытие фестиваля и основная программа происходит в городке Птуй, недалеко от австрийской границы. Ежедневно в программе фестиваля – выставки книжных иллюстраторов, театрализованные представления для детей, звуковые перформансы. Так что непосвященный зритель не сразу может разобраться, попал ли он на фестиваль уличных театров, который проходит здесь одновременно, либо речь идет все-таки о поэтическом событии.
Некоторые чтения и круглые столы проходят в довольно экзотических пространствах: на улицах, на бывшей свекольной фабрике, в цехах по производству шерсти или в старом хранилище вина. Центром вечерних чтений стали небольшая площадь и литературный клуб с ироническим названием "Дом культуры". Маленькая улочка, ведущая из центра к площади, превращена в инсталляцию: череда пустых винных бутылок змеится, как ручей, а ночью бутылки становятся подсвечниками. Из бутылок сделаны и сиденья для публики, и стены небольшого бара. Несмотря на столь очевидные аллюзии, фестиваль поэзии и вина не становится фестивалем алкоголизма и балканского разгула. Это скорее степенное семейное мероприятие для молодых пар с детьми или ностальгическое времяпрепровождение для пожилых господ, которые с восторгом встречают кумира своей юности, автора рок-баллад Владо Креслина и его группу в ковбойским шляпах и сапогах, все одеты в стиле 70-х. Во время чтения стихов на большой экран транслируется английский и словенский переводы. И даже если публика не успевает вникнуть в тонкости поэтического мастерства, она уже вдохновлена музыкальными балладами и разными актерскими манерами подачи стихов.
Фестиваль поэзии и вина не подразумевает наград и лауреатов, но поэты в кулуарах отдают голоса друг другу. Пока лидирует канадец Джордан Скотт, который читает в экспрессивной манере, имитирующей заикание, преодоление трудностей поэтического языка, и Элвин Пенн из Сингапура, медитативный философ, цитирующей арабского классика современной поэзии Махмуда Дервиша. Обоим неформальным лидерам фестиваля поэзии и вина – за тридцать. В основном здесь авторы такого возраста. Да и делают фестиваль словенские культурные активисты, критики, философы и поэты этого поколения. Но завершать фестиваль 28 августа все-таки будет более взрослый автор – почетный гость фестиваля, самый известный в Европе словенский поэт Нико Графенауэр. По удивительному стечению обстоятельств в тот же день в городе Птуй выступает и самая известная в Европе словенская рок-группа – "Лайбах".
Фестиваль поэзии и вина не имеет отношения к сезону молодого вина, но тесно связан с местным виноделием. Он поддерживается не только министерством культуры Словении, но и производителями вина. Последняя неделя августа выбрана устроителями фестиваля как неделя отпусков перед началом учебного года, неделя летнего веселья перед наступающей осенью. В Словении тепло, улицы Любляны и нескольких небольших городков, куда поэты выезжают с чтениями, полны цветов.
Фестиваль открылся 23 августа в Любляне двумя событиями: состоялся вечер, посвященный шведскому современному классику Томасу Транстрёмеру и крупному австралийскому поэту Лесу Мюррею. Оба почетных гостя из-за болезни не смогли приехать в Словению.
Второе собрание, в Доме писателей и ПЕН-центре, было посвящено презентации "Антологии современной русской поэзии", которая открывается подборками Инны Лиснянской и Натальи Горбаневской, уважаемых русских поэтесс. Напомню, что Лиснянская участвовала в запрещенном альманахе "Метрополь", а Горбаневская протестовала против ввода советских войска в Чехословакию. Таким образом, моральный и эстетический вектор антологии, которая включает подборку Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжиева, Алексея Цветкова, Михаила Айзенберга и многих молодых авторов, вполне понятен. Представлял антологию один из старших петербургских поэтов Аркадий Драгомощенко, чье творчество ориентировано на американский модернизм конца ХХ – начала ХХI века.
А 24 августа состоялись выездные чтения в пяти небольших городах Словении. Поэты разъехались небольшими группами и выступали в местных библиотеках и культурных центрах, которые располагаются в живописных замках и бывших церквях. Для местной публики такие вечера – события скорее светские, чем литературные. Чтения сопровождались джазовой музыкой, а в финале гостей ждал ужин при свечах, фрукты и вино. Общение по-английски, поскольку компания международная.
25 поэтов представляют Америку, Англию, Канаду, Швейцарию, Италию, Исландию, Сингапур, страны Центральной Европы, Украину, Литву и, разумеется, страны балканского региона. В содружестве с хорватским ПЕН-центром были организованы и выездные чтения в Загребе, в Музее декоративно-прикладного искусства. Второе открытие фестиваля и основная программа происходит в городке Птуй, недалеко от австрийской границы. Ежедневно в программе фестиваля – выставки книжных иллюстраторов, театрализованные представления для детей, звуковые перформансы. Так что непосвященный зритель не сразу может разобраться, попал ли он на фестиваль уличных театров, который проходит здесь одновременно, либо речь идет все-таки о поэтическом событии.
Некоторые чтения и круглые столы проходят в довольно экзотических пространствах: на улицах, на бывшей свекольной фабрике, в цехах по производству шерсти или в старом хранилище вина. Центром вечерних чтений стали небольшая площадь и литературный клуб с ироническим названием "Дом культуры". Маленькая улочка, ведущая из центра к площади, превращена в инсталляцию: череда пустых винных бутылок змеится, как ручей, а ночью бутылки становятся подсвечниками. Из бутылок сделаны и сиденья для публики, и стены небольшого бара. Несмотря на столь очевидные аллюзии, фестиваль поэзии и вина не становится фестивалем алкоголизма и балканского разгула. Это скорее степенное семейное мероприятие для молодых пар с детьми или ностальгическое времяпрепровождение для пожилых господ, которые с восторгом встречают кумира своей юности, автора рок-баллад Владо Креслина и его группу в ковбойским шляпах и сапогах, все одеты в стиле 70-х. Во время чтения стихов на большой экран транслируется английский и словенский переводы. И даже если публика не успевает вникнуть в тонкости поэтического мастерства, она уже вдохновлена музыкальными балладами и разными актерскими манерами подачи стихов.
Фестиваль поэзии и вина не подразумевает наград и лауреатов, но поэты в кулуарах отдают голоса друг другу. Пока лидирует канадец Джордан Скотт, который читает в экспрессивной манере, имитирующей заикание, преодоление трудностей поэтического языка, и Элвин Пенн из Сингапура, медитативный философ, цитирующей арабского классика современной поэзии Махмуда Дервиша. Обоим неформальным лидерам фестиваля поэзии и вина – за тридцать. В основном здесь авторы такого возраста. Да и делают фестиваль словенские культурные активисты, критики, философы и поэты этого поколения. Но завершать фестиваль 28 августа все-таки будет более взрослый автор – почетный гость фестиваля, самый известный в Европе словенский поэт Нико Графенауэр. По удивительному стечению обстоятельств в тот же день в городе Птуй выступает и самая известная в Европе словенская рок-группа – "Лайбах".