Ссылки для упрощенного доступа

Почему все больше сербов отдыхают на хорватском побережье Адриатики


Отдыхающие на морском побережье
Отдыхающие на морском побережье
Ирина Лагунина: Отношения между Сербией и Хорватией в последнее время существенно улучшились. Постепенно заживают раны войны начала 90-ых годов и распада общей страны, в котором хорваты обвиняли сербов, а сербы - хорватов. В октябре 1991 года Хорватия вышла из состава Социалистической федеративной республики Югославии и провозгласила независимость. Хорватия туристическая страна, на берегах её части Адриатического моря летом отдыхают более 10 миллионов туристов. Годовая прибыль от туризма – 10 миллиардов евро. В последние годы на отдых в Хорватию начинают отправляться и туристы из Сербии. Как они себя там чувствуют? Кто и почему едет, а кто и не собирается этого делать? С туристами – состоявшимися и потенциальными – беседовала Айя Куге.

Айя Куге: Спустя пятнадцать лет после войны с Хорватией граждане Сербии всё чаще размышляют о том, не провести ли свой летний отпуск на хорватском берегу Адриатического моря. И не только размышляют. В июле и августе этого года все автобусы, ведущие на хорватское побережье, переполнены - из Белграда туда ежедневно отправляются сотни туристов. Другая часть едет на собственных автомашинах – ведь до моря в Хорватии по автомагистрали можно доехать за пять-шесть часов. Однако число сербских туристов в Хорватии пока все равно незначительное – около ста тысяч за этот сезон, предположительно. До недавнего времени сербы считали опасным посещать Хорватию, но сегодня ситуация изменилась. Любопытно, что одновременно с ростом интереса сербов к отдыху на хорватском берегу, в этом году упало число тех, кто отправляется туда через туристические агентства. Это объясняется тем, что большинство людей, не чувствуя страха, теперь едут самостоятельно, останавливаясь не в дорогих гостиницах, а в частных домах.
Правда, отдых сербов в Хорватии в отдельных случаях превращается в неприятный опыт. Сербская и хорватская пресса скрупулёзно регистрируют каждый инцидент, имеющий националистические корни. Молодая белградка Ясмина в июле впервые отдыхала в Хорватии. Вот что она рассказывает.

Ясмина: На взморье я провела целый месяц, и мой опыт хороший – у меня не было никаких проблем. Кроме одного: на пляже, вблизи города Задар, я присутствовала при инциденте, о котором писали все газеты. Подростки из соседней хорватской деревни начали дразнить двоих сербских мальчиков из-за их языка. Страсти между ними так разбушевались, что хорватские дети привели отца. Пришёл совершенно пьяный отец, который начал выгонять людей из воды, чтобы проверить, кто из туристов серб. Он хвастался, что зарезал много сербов и будет резать снова. Потом кто-то вызвал полицию. Я была совершенно растеряна из-за того, что можно так унижать людей на национальной почве. Однако я считаю, что для каждого конфликта нужно иметь две стороны. Каждый человек с плохими намерениями, может вызвать конфликт, а кто желает конфликта – всегда может в него вступить. Не исключаю, что в схожей ситуации и в Сербии мог бы случится подобный инцидент. Но кроме этого случая, у меня лично, действительно, не было никаких проблем, даже напротив: меня приняли прекрасно.

Айя Куге: Ясмина отдыхала в центральной Далмации, которая традиционно является главной опорой хорватских националистов и где ещё не забыта война с сербами. В минувшем году на хорватском взморье, причем главным образом в Далмации, официально было зарегистрировано 26 инцидентов, в которых потерпевшими на национальной почве стали граждане Сербии: 2 физических нападения, 4 устных провокации, 3 разбитых автомашины и 10 украденных авто номеров из сербских городов. Этим летом таких случаев, кажется, меньше, и хорватская полиция на них энергично реагирует. Однако инциденты случаются. Так, один хорватский мотоциклист из-за дорожной ссоры избил автоводителя серба. В городе Сплит семья из Сербии, отдыхавшая там с маленьким ребёнком, нашла привязанную к совей автомашине ручную гранату с посланием: "сербам и собакам вход на пляж запрещён". Вот что об этом думает инженер из Белграда Митар.

Митар: Это отдельные случаи, такое случается и у нас. Но несмотря на это, мне было бы неприятно думать о том, поставит ли кто-то мне в машину гранату с запиской. Я понимаю, что в газетах многое выглядит по-другому, чем в реальной жизни. Ведь в Хорватии в течение двух летних месяцев было, может быть, пять таких случаев, и статистически они не значительны. Однако, если такое случается с тобой, и если ты ещё и вместе с детьми, то должен серьёзно задуматься, стоит ли рисковать. Ведь у нас есть возможность поехать на море в Черногорию – да, там на нас смотрят как на "вонючий сыр", но никто на национальной основе нападать не будет. Есть и Греция, где никаких проблем не ожидается, как и в Болгарии. Не смотря на то, что хорватский берег прекрасный, очевидно, что многие хорваты к нам относятся с неприязнью. И не важно, что это один человек из тысячи или один из десяти тысяч, кто готов затеять конфликт, – мне такая лотерея не нужна. Было бы очень неприятно попасть в такую ситуацию, особенно когда не знаешь, как отреагирует на все их полиция. Это моя логика, и ей, вероятно, следуют и те мои соотечественники, которые в Хорватию ехать не хотят.

Айя Куге: Момир, экономист среднего поколения, только что вернулся с отдыха в Хорватии. В течение последних десяти лет он несколько раз там был и, в отличие от многих сербов, не боится туда ехать на машине с сербскими номерами.

Момир: Было отлично во всех отношениях. Прекрасный сервис, хорошая гостиница, отличные дороги. У меня нет совершенно ни одного замечания. Кроме что дороговато. Мы ездили на своей машине. У гостиницы было припарковано несколько машин с номерами разных городов Сербии, и от сербских туристов я не услышал ни одного плохого слова про то, как их приняли. У них не было ни одного инцидента. Я езжу отдыхать в Хорватию потому, что хорватский берег для меня - самый красивый в Европе, а с новыми автодорогам он совсем близко к Сербии. В старые времена я тоже часто отдыхал в Хорватии, и мне там было хорошо. Да и сегодня у меня мотивов хватает.

Айя Куге: То есть вы считаете, что сербы без страха и подозрений могут отдыхать на хорватском берегу Адриатики?

Момир: От своего имени могу сказать, что не чувствовал никакого страха ни на этот раз, ни два года назад, когда тоже там отдыхал. По-моему, всё зависит от личного отношения. Если человек отправляется в Хорватию с опасениями и предубеждениями, то лучше не ехать. Мой опыт очень хороший. Правда, не могу говорить о Далмации, долго там не был. Однако, в Истру, северную часть хорватского взморья и на острова сербы могут ездить без проблем. Нас там никто и не спрашивает, откуда мы и почему. Мое мнение: ситуация, к счастью, нормализовалась, с каждым годом всё лучше и лучше. Те сербы, кто не чувствует боязни, могут спокойно отдыхать в Хорватии.

Айя Куге: Социологические опросы показывают, что четверть сербов боятся ехать в Хорватию и говорят, что не собираются там отдыхать. Среди них пенсионер Милан. Он, кстати, глубоко обижен тем фактом, что большая часть Адриатического побережья бывшей Югославии теперь принадлежит независимой Хорватии.

Милан: Я туда не поехал бы, если бы мне даже за это заплатили. Уже при мысли быть в хорватском окружении я себя чувствую ужасно неприятно. Отчасти это последствие войны с ними.
Раньше все мы воспринимали Адриатическое море как наше море. Это было никакое не хорватское море! Всегда на открытках оттуда писали: "Большой привет из нашей синей Адриатики!" А теперь синяя Адриатика у нас отнята и для меня она стала серой. Это потому, что я считаю хорватов виновными в развале Югославии. Чтобы иметь своё государство, они пожертвовали целой Югославией.

Айя Куге: Наша следующая собеседница – Таня Тагирова, журналистка из Хорватии, живущая в Белграде. Что подсказывает ваш опыт: кто те сербы, кто отправляется на отдых в Хорватию? На одном сербском интернет сайте ведутся бурные дискуссии на тему отдыха на хорватском берегу - под заголовком: "ностальгия или мазохизм?"

Таня Тагирова: Насколько я заметила, из Сербии приезжают главным образом те люди, кто раньше любил хорватский берег Адриатики – это среднее и старшее поколение. Приезжают также и сербы, имеющие в Хорватии родственные связи. Хорошо то, что всё чаще встречается и молодёжь, которая про хорватское побережье только читала или слышала от родителей - причем их воспоминания были хорошие. Туристов из Сербии всё больше, больше чем в минувшем году. Правда, их число по сравнению с туристами из других стран незначительное, но нужно учесть и то, что для сербов отдых в Хорватии стоит дороже, чем, например, в Греции, куда они часто отправляются.

Айя Куге: Помню, лет семь-восемь назад, когда первые сербские туристы начали посещать хорватское взморье, они старались быть незаметными и говорить тихо. Но и сейчас всё ещё, кажется, есть места, где хорваты сербский язык, очень схожий с хорватским, понимать отказываются.

Таня Тагирова: Нет таких проблем ни в Истрии, ни на островах. Там сербы могут спокойно отдыхать, нормально говорить на своем языке. Хозяева даже будут специально стараться, когда узнают, что они из Сербии. Ведь на Хорватском побережье не достает туристов именно из бывшей Югославии – из Словении, Боснии, Сербии. Граждане бывшей Югославии известны тем, что, в отличии от европейцев, не очень экономны и домой возвращаются тогда, когда деньги иссякли. По-моему, рассказы о том, что сербам опасно ездить в Хорватию, преувеличены. Такое мнение разжигается каждый раз, когда случается какой-то инцидент. А при этом масса людей возвращается с хорватского берега в Сербию с очень и очень хорошими впечатлениями.

Айя Куге: Однако пока ещё большинство сербов с неохотой представляют себе поездки в Хорватию, отмахиваясь, дескать, что "мне лишние проблемы не нужны". Белградский политолог Ратко Бубало считает, что на сербских туристов, решивших отдыхать в Хорватии, большинство инцидентов имеют лишь короткое эмоциональное воздействие и со временем отношения наладятся.

Ратко Бубало: Нельзя забывать, что военные раны и всё то, что происходило в 90-ых годах, оставили глубокие шрамы в обществе. Поэтому не надо удивляться, когда случаются инциденты. Они неизбежны. Но нужно стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше. Кстати, их невозможно предотвратить репрессивными мерами. Для этого необходима, прежде всего, перемена климата в обществе – а это означает, что все мы должны расчистить с собственной стороны всю грязь войны.

Айя Куге: Министерство туризма Хорватии ведет в Сербии рекламную кампанию под двумя главными лозунгами: "Хорватия так красива, а так близко" и "Отдыхайте там, где отдыхали ваши родители".
XS
SM
MD
LG