Ссылки для упрощенного доступа

Судьба "Жигулей" в Турции


Ирина Лагунина: Как сообщают информационные агентства, премьер-министр России принял участие в автопробеге по трассе "Амур" за рулем "Лады-Калины" желтого цвета. Я не знаю, почему был выбран именно желтый цвет, но, может быть, не исключаю, он способен еще больше помочь отечественному производству. Что характерно, в Турции Владимиру Путину не пришлось бы так поддерживать российский автопром. "Жигули", они же "лады" уже давно пользуются в этой стране довольно неплохим спросом. Раньше их специально покупали, чтобы выразить свою поддержку марксистско-ленинской идеологии. А о том, что турки ценят в "Жигулях" сейчас, рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: В автомобильном салоне в азиатской части Стамбула - самый пик продаж, которыми заканчивается летний сезон. Уставшие от длинного жаркого лета посетители неторопливо осматривают шикарные "Лендроверы", БМВ, "Мерседесы", буржуазные – для среднего класса - "Форды", "Мицубиси", "Тойоты". Но довольно много людей столпилось рядом с новенькими российскими "Жигулями", которые уже давно пользуются довольно большой популярностью в Турции. Продавец салона Ахмет говорит, что покупатели, небогатые горожане, жители провинции, небольших городов приезжают в Стамбул в надежде сэкономить средства и купить автомобиль подешевле. Несмотря на охвативший страну экономический кризис, в месяц продается по десять-двенадцать автомобилей, уточняет Ахмет.

Ахмет: Новая модель "Лада- Калина" привлекает большое внимание. На автомобиль дают два года гарантии. Многие считают, что машины Волжского автозавода в Турции дешевле, чем в России. С нашими ценами на "Жигули" не может сравниться ни одна европейская страна. Хорошо покупают "Ладу-Калину", "Ладу-Вега", "пятерки". Правда, так называемую классику, модели 4-7, покупать уже никто не хочет. Поэтому они падает в цене.

Елена Солнцева: Цена самой дешевой модели в салоне – чуть более шестнадцати тысяч долларов. Подержанный автомобиль можно приобрести еще дешевле. Так, автомобиль две тысячи пятого года выпуска можно приобрести всего за четыре тысячи долларов. А ведь еще недавно, лет восемь назад, всего за пять тысяч долларов можно было приобрести новенькую "Ладу". За свою небывалую дешевизну автомобиль получил прозвище "куруш" - в честь мелкой разменной монеты в Турции. Челноки поговаривали, что в те годы "Жигули" обменивали по бартеру на турецкое пиво. Однако сегодня туркам не удается воспользоваться низкими ценами, за каждую иномарку приходится платить драконовский налог, достигающий половины стоимости машины. Вот что говорит хозяин "Лады". Кстати, его тоже зовут Ахмет.

Ахмет: При покупке автомобиля в цене заложены два налога - налог на предметы роскоши и налог на добавленную стоимость. Я покупал машину в автосалоне пару лет назад. Несколько раз ездил на автомобиле к морю, около шестисот километров пути. В Турции уже давно действует клуб любителей " Лады", в Интернете каждый владелец может поделиться своими проблемами, задать интересующий вопрос, там же продают подержанные машины. По всему Стамбулу дилеры сохраняют приблизительно одинаковые цены.

Елена Солнцева: Кто хочет, тем не менее, торговаться, отправляется прямо в порт. В международном стамбульском порту "Каракей" каждый турок давно овладел десятком русских слов. Российских моряков уважительно называют "коллегами", "братками", многие надписи сделаны кириллицей. Некоторые предпочитают покупать автомобиль прямо в порту. Здесь ВАЗы в среднем на $500 дороже, чем в городе, но фирмы берут на себя все таможенные процедуры. Чтобы застраховать себя от возможных потерь, требуют стопроцентную предоплату. Правда, есть тут один секрет. Даже если турки дают прейскурант, можно смело торговаться, как на базаре. Уважающий себя продавец или покупатель никогда не скажет сразу минимальную цену. Брокер морского порта Айдын.

Айдын: Перевозка одной машины обходится в триста долларов. Таможня а требует лишь ряд документов, пару дней на оформление. Главная трудность в том, что машины далеко не всегда есть на стамбульских складах. Еще год назад была, говорят, золотая эра. Турецкие "Жигули" стоили тогда от трех с половиной тысяч долларов. Машин всегда было достаточно. А теперь часто случаются перебои.

Елена Солнцева: Чтобы подешевле купить российский автомобиль, многие идут на хитрость. В Турции давно действует система "yabancıdan yabancıya", что в переводе означает "от иностранца – иностранцу. Приобрести такие автомобили могут иностранцы, имеющие вид на жительство и разрешение на работу в Турции. Автомобили продаются без налогов, их цена в полтора, а то и в два раза ниже. Даже номера таких машин отличаются от обычных, белого цвета. Они именуются "Mavi plaka" - то есть синие номера. Женившись на иностранке, турки первым делом покупают машину. Ольга из Белоруссии говорит, что именно так поступил ее муж.

Ольга: Турки говорят - русская жена плюс дешевый автомобиль. Мы приехали в Стамбул, денег было не много. Мой муж сразу же после свадьбы стал оформлять на меня машину. Это не заняло много времени. Однако я была довольна, только приехала, и уже стала сосбвенницей авто. Сначала у нас была "Лада", как самый дешевый автомобиль, потом мы пересели на "Форд".

Елена Солнцева: Черноморское побережье Турции. Неширокие асфальтовые дороги, петляющие по побережью и по горам, холмистые спуски, горные перевалы и мосты. Для жителей здешних деревень и поселков неприхотливый российский автомобиль стал спасением. Иными словами, местные пастухи, "чобаны", уже давно пересели с ишаков на "Жигули". Коровы привыкли к мощным звуковым сигналам автомобиля и даже, говорят, научились различать их. На заснеженных горных дорогах автомобили "Лада", в отличие изнеженных немецких или японских, которые требуют зимнюю резину, ведут себя как миленькие. Так, в городе Трабзон, центре одноименного вилайета, за минувший год было продано более десяти тысяч автомашин. Бывший житель черноморской провинции Трабзон, который вот уже пять лет проживает в Стамбуле, Джем Каймак говорит, что на черноморском побережье Турции каждый пятый турецкий крестьянин имеет свой собственный автомобиль "Жигули".

Джем Каймак: Местные устраивают гонки по крутым дорогам, соревнуются в быстрой езде. "Лада" не уступает "Хаммеру", а иногда выигрывает, благодаря своему проворству. Особенно зимой, когда все иностранные машины не могут преодолеть сугробы.

Елена Солнцева: В семидесятые в страну пошел поток автомобилей ярко красного цвета. Турки в шутку называли их "коммунистическими машинами". В стране распространялись идеи социализма. За ношение значка с изображением классиков марксизма-ленинизма можно было запросто угодить в тюрьму. Митинги и демонстрации жестко подавлялись властями. Автомобиль "Жигули" стал символом протеста против "загнивающего" капиталистического мира. Поговаривали, что одна из таких моделей была прислана из Советской России лидеру Рабочей турецкой партии Догу Перинчеку, который в настоящее время ожидает решения суда по обвинению в участии в антиправительственном заговоре. Капот "Жигулей" в Турции частенько использовали вместо трибуны. Импровизированные митинги с колес устраивали в знак протеста против эксплуатации турецкого рабочего класса на предприятиях зарождающегося отечественного автопрома. Бывший активист левого движения в Турции, пятидесятилетний Айдын Куртуглу.

Айдын Куртуглу: Автомобиль "Жигули" стал одним из предметов "джентльменского" набора - наряду с пышными усами, длинными солдатскими сапогами со шнуровкой, курткой цвета хаки, которые в те годы носили все турецкие левые. Прототипом первых "Жигулей" стал итальянский автомобиль "Фиат". От своего прародителя "Лада" позаимствовала много положительных качеств: маневренность, неприхотливость, комфортный теплый салон. Однако автомобилю пришлось вступить в схватку с местным автопромом. Началась здоровая конкуренция с турецкими автомобилями.

Елена Солнцева: В начале шестидесятых годов в Турции появился первый народный автомобиль, который вызвал бум среди потребителей. Газеты с гордостью сообщали, что новое авто отражает все новинки технологической и научной мысли. Говорили, что отечественный автомобиль открыл новую эру экономики и на десятилетия опередил западноевропейские аналоги. Автомобиль получил звучное название "Анадол", в честь Анатолии, Центральной Турции. Его собирали на турецкой фабрике, принадлежащей промышленной группе "Коч". Но на этом его "турецкость" и заканчивалась. За неимением собственных, проектировщики, в основном, использовали импортные запчасти и фордовский двигатель, только корпус отливали в Турции. Многочисленные ироничные усмешки и едкие замечания вызвал тот факт, что создатели автомобиля при производстве капота использовали прессованную солому, за что в народе его прозвали "саман", то есть "стог сена". В газетах шутили, что хваленое турецкое авто можно съесть, запивая айраном. Не обошло вниманием этот факт и турецкое кино. В одном из комедийных фильмов тех лет к попавшему в аварию автомобилю подходит стадо коров и начинает методично уничтожать его корпус, жевать по частям, несмотря на крики и протесты разъяренного хозяина. Стамбульский предприниматель Мурат Тунджу.

Мурат Тунджу: В то время для производства мебели использовали прессованную солому, возможно именно этот факт убедил турецких производителей. Первые турецкие машины были собраны в середине 60-х годов, когда во многих странах Европы автомобильная промышленность уже была полностью сформирована. Радикальные изменения в турецкой автомобильной промышленности вызвало приобретение лицензий на сборку автомобилей у итальянского концерна "Фиат" и французской компании "Рено". Легковые автомобили по лицензии "Фиата" начали собирать на заводе "Тофаш".

Елена Солнцева: Как из рога изобилия, посыпались первые турецкие машины. "Мурат 124", первый народный автомобиль, точную копию итальянского "Фиата", продавали по доступной цене - около шести тысяч долларов. Собственником мог стать каждый пенсионер или деревенский житель. В целях увеличения продаж автомобилям давали звучные имена: " Картал" - орел, "Шахин" - сокол, "Серче" - воробей. За шесть лет были проданы около ста тридцати пяти тысяч автомобилей. Представитель автомобильной компании "Челик мотор" Айше Аркан.

Айше Аркан: Турки с любовью относились к своим машинам. Мужчины любили автомобиль, как жену. В каждой семье, владеющей автомобилем, ему давали собственное имя, как правило, ласковое. "Жигули" чаще всего называли Айше - это популярное девичье имя в Турции. Многие сравнивали свои авто с животными - козочками, барашками, пчелками. Это было на заре автомобилестроения в Турции. Сегодня на турецких предприятиях выпускается значительная часть комплектующих для автомобилестроения, в том числе налажено производство сложных деталей, требующее использования высоких технологий.

Елена Солнцева: А не так давно в местных магазинах появилась еще одна российская новинка. Партнер Горьковского автомобильного завода ("ГАЗ") фирма "Бисан" стала продавать "Газели". Компания заявила, что готова за короткий срок реализовать 10 000 моделей и в ближайшем будущем совместными усилиями с Турцией построить сборочный завод.
XS
SM
MD
LG