Сергей Хазов: На традиционном педсовете для самарских учителей, что состоялся в конце августа, перед самым началом учебного года, много говорилось о необходимости усиления патриотизма среди школьников. Особое внимание уделялось преподаванию такого предмета как история. Выслушав чиновников, педагоги в кулуарах начали рассуждать, как надо преподавать историю и в особенности новейшую – со времен 1917 года, историю России. Говорит учитель истории Светлана Петрова.
Светлана Петрова: Для меня это не простой вопрос, потому что я являюсь преподавателем истории в школе. В общем-то, я считаю, что школа государственная обязана патриотизм этот в сознании своих учеников внедрять. Но я не считаю, что для этого необходимы специальные какие-то уроки. Это и так напрягает без того занятых детей. Я считаю, что гуманитарные предметы такие, как история, литература, русский язык – это как раз и есть те предметы, которые должны по своему содержанию прививать школьникам любовь к своему отечеству. Также, наверное, учителя своим отношением к этому вопросу должны личным примером учеников также направлять.
Сергей Хазов: Самарский писатель Марк Солонин, автор шести книг на темы новейшей истории России говорит, что современная школа - командная система с давлением на учеников, а учителя истории на уроках до сих пор рассказывают советские мифы.
Марк Солонин: Это ужасно плохо, потому что это с малых лет приучает будущую надежду нашей страны к двоемыслию, то есть в школьном учебнике он читает одно, на экзамене по ЕГЭ он обязан отчитаться о том же самом. В то же время, если он имеет неосторожность совмещать традиции в семье интеллигентной, то он знает о чем говорят его родители, он видит и, может быть, читает книги, которые читают его родители, он читает в Интернете. Его голова должна развалиться на две части. Такое издевательское обращение с подростками очень плохое. Или он должен просто закрыть свою голову всякой информацией, тогда мы получаем то, что мы имеем. Я имею в виду совершенно потрясшие меня результаты опроса Левада-центра, которые он проводил в прошлом году, когда была 70-я годовщина начала Второй мировой войны. Двузначными цифрами, двузначными числами выражалось количество наших сограждан, которые не знали, что Советский Союз воевал против Германии. Я не говорю о том, что абсолютное большинство не знает о том, что был пакт Молотова-Риббентропа, что был период сотрудничества Гитлера со Сталиным. Это уже высший пилотаж! Так нет, у нас что-то порядка 15% вообще не знают о том, что была война против немцев. Вот к такому уровню дебилизации мы приближаемся, в частности, и с помощью такой системы преподавания истории в школе.
Сергей Хазов: "Как и в советское время на уроках истории во многих школах ученикам преподносится, что Америка – главный враг России. Учеников не учат мыслить и рассуждать самостоятельно, пичкая идеологическими штампами", - рассказывает политолог, в прошлом – учитель истории Валерий Павлюкевич.
Валерий Павлюкевич: В основном, в ту пору, когда я преподавал, мы пропагандировали произведения бровастого Леонида Ильича Брежнева, его знаменитую трилогию. И на этом строилась вся база тогдашнего преподавания истории в школе. Сейчас есть, конечно, определенная часть учителей, которая страдает определенным антизападническим таким направлением. Существуют антиамериканские настроения, но детей нагружают.
Сергей Хазов: Многие учителя, особенно педагоги со стажем, думают, что патриотизм заключается, как и в советское время, в ненависти к Западу. Все западное по-прежнему считается враждебным, а не прогрессивным. Писатель-историк Марк Солонин продолжает.
Марк Солонин: Слово "патриотизм" здесь надо бы убрать. Речь не о воспитании любви к своей стране, а о пятиминутках ненависти к окружающим, восстанавливается преемственность в составе советской самоидентификации, то есть мы советские люди – это те самые, которых все ненавидят. Вот такая позиция озлобленного дворового хулигана. Мы самые правильные, поэтому все вокруг козлы, они все нас ненавидят, и мы готовы их всех мочить в сортире. Назвать это патриотизмом просто невозможно.
Сергей Хазов: А вот как отвечают на вопрос: "должны ли на уроках истории учить патриотизму?" самарские школьники.
- Может быть для чего-то надо, а может быть для чего-то и нет.
- Можно учить, но так, чтобы необязательно, чтобы не нудно было все это.