Его часто называют «нетленным ламой», но российские буддистские иерархи возражают, и, вероятно, они правы: «нетленным» можно назвать то, что может истлеть, испортиться. Нетленными часто называют останки святых. Но, заметьте, останки! А тело Хамбо Ламы Итигэлова – целое, сочленения его работают, более того, оно имеют температуру примерно около 34 градусов, в то время как в комнате, где находится Хамбо Лама у себя во Дворце, температура поддерживается в районе 17 градусов. Те восемь раз в году, когда Хамбо Ламу Итигэлова переносят в Согчен дуган Иволгинского дацана для участия в молебнах и для поклонения ему, температура тела Итигэлова поднимается до 36-37 градусов. Ламы говорят, что таким образом Итигэлов работает. Помогает людям.
Это, наверно, невозможно принять умом, но человек, которому 158 лет, потеет. Я лично видела катившийся градом пот по лицу иерарха 15 июля этого года, когда в Иволгинском дацане Бурятии шло поклонение Итигэлову во время праздника Майдари (бурятское название Будды будущего – Майтреи). Тогда директор Института Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева обратила внимание лам-хранителей тела Итигэлова на этот пот. Даши лама, один из хранителей, взял белый хадак (специальный ритуальный предмет наподобие шарфа, который преподносят в знак уважения и почитания), поднялся по небольшой лесенке к Хамбо Ламе и вытер пот с лица Итигэлова. Очередь, выстроившаяся на поклонение, загудела. А мы с Гавхар Вахидовой, профессором медицины из Ташкента, получили от хранителя по еще одному хадаку, которым он также обтер лицо Итигэлова. Теперь этот хадак лежит у меня дома рядом с портретом Хамбо Ламы Итигэлова.
Позже Хамбо Лама Монголии Чойджамц, который в этот день тоже был в Иволгинском дацане, рассказал, что только за 15 июля под Итигэловым трижды из-за пота менялась специальная подстилка олбок, на которой обычно сидят ламы. Вот почему Буддистская традиционная Сангха России приняла решение называть обретенное в 2002 году тело иерарха российского буддизма Эрдэни Мунхэ Бэе, или Драгоценное Неиссякаемое тело.
С Итигэловым – всё необыкновенно. Например, найдена книга, где перечислены и описаны все двенадцать перерождений Хамбо Ламы – пять в Индии, пять – в Тибете и два – в Бурятии. При жизни он мог передвигаться по воде как по суху, а также изменять русла рек, а затем возвращать их обратно. Когда видишь эти факты, изложенные в полицейских протоколах сухим казенным языком, становится немного не по себе: так что, тогда подобные чудеса, исполняемые ламами, были в порядке вещей?
Первый проректор Российского Государственного Гуманитарного университета Валерий Минаев как-то сказал: «Монгольские народы дали миру двух великих людей: великого менеджера Чингисхана и великого философа и мыслителя Хамбо Ламу Итигэлова».
14 июля 2010 года Институт Хамбо ламы Итигэлова провел первый паломнический тур по местам, связанным с Даша Доржи Итигэловым, в котором участвовала и я. Мы посетили источники, открытые Итигэловым, некоторые из них он открыл сам, потому что был и эмчи-ламой (ламой-целителем). Побывали на месте рождения Хамбо ламы, на развалинах уничтоженного, а некогда большого и сильного Янгажинского дацана, настоятелем которого был Итигэлов. Заехали в Тамчинский дацан – дореволюционную резиденцию российских Хамбо лам. По утверждению Янжимы Васильевой, паломнические туры будут разрабатываться и дальше. Планируется, что один из них пройдет через Анинский дацан – и дальше на север Бурятии, в Еравну, к знаменитому Сандаловому Будде. Еще один тур должен будет связать Бурятию и Петербург – имперский город, где Хамбо Лама Итигэлов освятил в 1913 году, во время поездки на 300-летие дома Романовых, петербургский дацан.
12 сентября – очередной день поклонения Хамбо Ламе Итигэлову в Иволгинском дацане.