Ссылки для упрощенного доступа

Как Стамбул стал самым чистым азиатским городом


Турция. Стамбул
Турция. Стамбул
Ирина Лагунина: В 2010 году Стамбул перенял эстафету культурной столицы Европы. В городе прошли и проходят десятки выставок, концертов, других мероприятий, на которые съезжаются туристы со всего мира. В связи с этим турецкие власти обещали превратить город в самый чистый в Азии и один из чистейших – в Европе. Не так давно в пригороде Стамбула была открыта фабрика по переработке мусора. А еще - появились сообщения о том, что городские мусоровозы будут работать на биогазе, получаемом со свалок. Рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Крысы у здания мечети, верующие в испуге бегут прочь. Полчища крыс осаждают бедестан, торговый базар, который раньше располагался в центре Стамбула, на месте Капалы Чарши, Крытого рынка. Такие зловещие картины красуются в музее современного искусства на выставке "Стамбул в период страшной чумы". " В старину Стамбул не даром называли городом крыс", - говорит сотрудница музея Айнур Откан. В середине восемнадцатого века разразившаяся в Азии "черная смерть" добралась до Стамбула. "Веда", так называли эту эпидемию турки, ежедневно уносила тысячи жизней. Живыми переносчиками инфекции стали черные крысы, распространители блох, носителей бацилл бубонной чумы. Остановить чуму помогли голодные бездомные стамбульские кошки, которые стаями бродили по городу.... В сороковые годы прошлого века случилась похожая трагедия. В целях очистки улиц от бродячих животных власти свезли всех кошек на Принцевы острова близ Стамбула. После проведения кампании по очистке улиц популяция крыс увеличилась. Сотрудница музея Айнур Откан

Айнур Откан: Говорят, что в годы второй мировой войны город наводнили полчища крыс. Власти никак не могли справиться с этой бедой. Крысы жили в стамбульских портах. Вибрации, вызванные экскавационными работами, вынуждали их выбраться наружу, они находили комфортное прохладное пристанище, питание в нижних этажах зданий. Они обитали даже в стамбульских музеях. Невозможно было точно оценить величину популяции крыс. И помогли бездомные животные в городе - коты и собаки. Крысы были уничтожены. За долгие годы жизни в Стамбуле я никогда не видели этих животных.

Елена Солнцева: Мусорные свалки, в которых роются крысы и мыши. Мешки с мусором, которыми завалены переулки и лестничные пролеты. Такой привычной для многих мегаполисов картины невозможно увидеть в Турции. Стамбул называют одним из самых чистых городов Европы. Вывоз мусора организован по часам - точность работы мусорных служб турки в шутку сравнивают с работой муэдзина в мечети. Каждый вечер горожане выставляют пакеты с мусором за дверь, в семь часов вечера мусор собирает "капыджи", капельдинер, - за это жильцы обычно платят ему вскладчину заработную плату. К вечеру у каждого здания образуется горка пакетов. После десяти вечера подъезжает оранжевый мусоровоз, который вывозит все скопленные за день отходы. На подножках машины стоят двое мужчин в ярких оранжевых люминесцентных жилетах. Они, как заправские акробаты, спрыгивают по ходу движения грузовика, собирают пакеты с мусором, да еще успевают загрузить в машину мусорный бак. За мусоровозом следует уборочная машина "пылесос", снабженная специальными насадками, которая засасывает оставшийся на дорогах мелкий мусор и распрыскивает дезинфицирующий раствор для предотвращения распространения опасных насекомых. Вот что говорит стамбульский мусорщик Эркан.

Эркан: Каждую ночь Стамбул очищают и моют щетками. Бывает довольно трудно. Улицы Стамбула порой узкие. Каждый мусоровоз полностью блокирует движение, многие водители нервничают, ругаются, кричат. Однако у горожан наблюдается высокая культура сборки мусора. Домашние отходы упаковывают в специальные пакеты, которые продаются в каждом магазине. Разного размера и степени прочности. Каждый горожанин после еды ставит свой пакет с отходами за дверь.

Елена Солнцева: Турецкий мусорщик – самый высокооплачиваемый государственный служащий в стране. Официальная заработная плата стамбульского мусорщика чуть более двух тысяч долларов - это больше, чем зарабатывает клерк среднего звена национального турецкого банка. Каждый из мусорщиков имеет официальный статус работника "беледие", местной мэрии. Государство оплачивает медицинскую страховку, солидную пенсию, предоставляет бонус на покупку квартиры. Профсоюз турецких мусорщиков представляет собой довольно грозную силу для властей. Вывоз мусора можно использовать как мощное средство давления. Когда бастуют мусорщики, на улицах скапливаются тысячи тонн отходов, 16 миллионный Стамбул, особенно в жаркое летнее время, превращается в зловонную яму. Государство вынуждено идти на уступки. Так что каждая стачка обычно заканчивается прибавкой к жалованию. Правда, бастуют мусорщики крайне редко. Представитель городской организации "Гринпис" Мелек Тайнур

Мелек Тайнур: Не так давно стамбульский мэр обещал нам, что к 2023 году город будет полностью очищен от мусорных отходов. Сегодня город производит ежедневно 14 тысяч тонн мусора. Есть проблемы с его сортировкой. Вот, например, в стамбульском районе Кадыкей в азиатской части города, поначалу сортировали по пять тонн мусора в день, постепенно эта цифра увеличилась до двадцати тонн, в ближайшее время планируется перерабатывать около ста тонн- это только четверть общего мусора, который собирается в этой части города каждый день.

Елена Солнцева: Популярная турецкая певица Седа Саян призывает жителей Стамбула разделять пластик и пищевые отходы. Такие плакаты в азиатской части Стамбула можно увидеть на каждой улице. Инициатором проекта стал руководитель муниципалитета Кадыкей, Селями Озтюрк, известный в Турции борец за чистоту улиц. В ходе выборов в местные органы власти, которые состоялись в минувшем году, он обещал избирателям превратить свой район в рай. Выступая на митингах, мэр неоднократно обращался с призывами к жителям района сортировать мусор, чтобы было легче переработать отходы. Для каждого вида мусора был организован специальный мусорный бак. Так в городе появились разноцветные мусорные урны, ведра и евро контейнеры для мусора. Огромные, в человеческий рост, голубые бочки для стекла с отверстием, куда можно опустить бутылку, не опасаясь, что она разобьется. Пластмассовые баки для макулатуры с плотно закрывающейся крышкой и двумя колесиками. Контейнеры для использованных батареек, которые крепили на всех столбах и заборах, на уровне человеческого роста. И даже баки для сбора консервных банок. Впрочем, как замечает жительница Стамбула пятидесятилетняя Айше Моркал, не все еще проходит гладко.

Айше Моркал: Не так давно открылась фабрика по утилизации мусора, которая может перерабатывать около сорока процентов всех отходов. По идее, каждый муниципалитет обязан обеспечивать инфраструктуру, которая бы смогла переработать все виды отходов, начиная от бутылок из под растительного масла и заканчивая батарейками, шинами, электронным, строительным мусором, который наиболее труден в транспортировке. Однако до сих пор муниципалитеты не сообщили гражданам о программах утилизации, не обеспечили специальными пакетами, чтобы помочь сортировать мусор. Сами чиновники оказались недостаточно сведущими в этих вопросах.

Елена Солнцева: В одном из стамбульских районов с 94-го года стоит величественный монумент жертвам трагедии, которую называют "Турецким Чернобылем". Жители столицы, не задумываясь, в течение многих лет выбрасывали мусор на местную свалку. Долгое время огромное количество отходов никого особо не беспокоило. В накопившейся за десятилетия куче происходили всевозможнейшие химические реакции, собирались газы, концентрация которых в определенный момент составила "гремучую смесь". В 1993 году гигантская свалка взорвалась. Сила взрыва была такой, что взрывной волной было разрушено десять жилых домов, на месте погибли около сорока человек, несколько сотен получивших ранения затем скончались в больницах. После этого все городские свалки были уничтожены или вывезены за пределы города. Город от зловонных мусорных куч избавил нынешний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, бывший в те годы мэром Стамбула. "Конечно, власти понимали, что уничтожать мусор нельзя, - говорит бывшая служащая стамбульской мэрии Айше Анкал,- муниципалитеты обязали организовать переработку мусора, но это оказалось трудоемко и дорого. Поначалу город не мог справиться с этой задачей. Бывшая служащая стамбульской мэрии Айше Анкал.

Айше Анкал: Утилизация или переработка? Конечно уничтожать или сжигать мусор гораздо выгоднее. Переработкой мусора стали заниматься десятки лицензированных мелких фирм, которые подписали договоры с муниципалитетами. Частные компании показали себя более мобильными, чем государственные службы.

Елена Солнцева: Лет тридцать назад по городу на дорогих Кадиллаках разъезжали "мусорные короли", богатые курды, которые контролировали всю мусорную мафию. Сегодня бизнес перешел под контроль вполне реальных лицензированных фирм. Однако оказалось, что это плохо организованный процесс, который до сих пор связан с коррупцией. Переработка тонны городского мусора стоит около восьмидесяти долларов. Однако, как показало журналистское расследование одной из турецких газет, в отчетах муниципальных чиновников эти суммы завышены в десятки, а то и в сотни раз. Так, например, в отчете одного из стамбульских муниципалитетов фигурируют данные о том, что уборка мусора обходится городской казне в сумму около пятисот долларов за тонну. Чиновники заявили, что не вычисляли стоимость, таков договор с подрядчиком. Большинство фирм по переработке мусора, в свою очередь, отказываются обнародовать свои доходы, утверждают, что проводят переработку бесплатно. Однако ежегодные прибыли компаний по переработке мусора сравнимы чуть ли не с доходами нефтеперерабатывающих компаний. Как сообщает газета "Хюрриет", в минувшем году около ста лицензионных фирм, занимающихся вывозкой мусора, заработали не менее восьмисот миллионов турецких лир, более пятисот миллионов долларов. Независимый журналист Джем Кормай.

Джем Кормай: Чтобы увеличить прибыль, до сих пор власти по старинке обращаются к услугам стамбульских безработных, которые сортируют городской мусор вручную. Собирают, отделяют упаковочный мусор: бумагу, пластмассу, металл, макулатуру, стекло. Каждая такая фирма имеет на службе несколько десятков "чекчекчи".

Елена Солнцева: "Чекчекчи" невесть откуда появляются на стамбульских улицах уже под вечер. Каждый из них тащит за собой пластиковый, в человеческий рост мешок на колесиках. Управляя длинным железным крючком, они погружаются по пояс в мусорные баки, вытаскивают пластиковый мусор, стеклотару, жестяные банки. У каждого своя специализация - макулатура, пластик, батарейки, жестяные консервные банки. И они уже давно поделили между собой все стамбульские мусорные баки. Каждый квартал обслуживают по несколько десятков человек. Такие группировки называют себя именами птиц и зверей: "шахины" - орлы, "белки" - синджабы, "серчи" - воробьи. Одетые кое-как, в обноски, они, тем не менее, имеют знаки отличий, которые позволяют издали видеть своих и не заходить на чужую территорию. "Воробьи", например, втыкают в шапку птичье перо. "Орлы" имеют ярко красную метку на спине. Среди тружеников мусорного фронта встречается много детей и подростков. Это, в основном, малолетние курдские дети, которые несколько лет назад в поисках лучшей жизни покинули мятежный юго-восток страны, где вот уже который год продолжаются военные действия между курдскими сепаратистами и турецкими военными. Оказавшись в Стамбуле, они пытаются как-то сводить концы с концами. Закон запрещает работать подростками моложе пятнадцати лет, однако власти смотрят на это сквозь пальцы. Детей, копающихся в мусорных баках, никто не замечает, пешеходы, отвернув голову, проходят стороной. Независимый журналист Джем Кормай.

Джем Кормай: Сборщики мусора аккуратно раскладывают свой "улов" по разным пакетам и контейнерам, за это муниципалитеты им платят. Отобранный пластик, бумагу, железо сдают в соответствующие предприятия по переработке. В день каждый такой сборщик мусора может заработать до тридцати-сорока долларов. Особенно выгодно сдавать жесть и металл. Если бы в Стамбуле внедрили европейскую систему отдельных контейнеров для металла , их труд стал бы легче, или потерял бы смысл.

Елена Солнцева: "Мусорный бак - опасно для жизни". Статья под таким названием появилась недавно в одном из центральных изданий. "В каждый мусорный бак, - сообщает газета, - может быть заложено взрывное устройство". Вот уже много лет представители запрещенной в Турции Курдской рабочей партии устраивают террористические акции на улицах турецких городов. Каждый такой теракт обычно совершается по одной и той же схеме. Сепаратисты закладывают взрывное устройство обычно в мусорный бак, в местах наибольшего скопления людей, на автобусных остановках, в магазинах, супермаркетах, в туристических центрах. Их задача - посеять панику, унести жизни наибольшего количества людей. "Сообщения о том, что взорвалась очередная бомба, заложенная в мусорный контейнер, появляются регулярно", - говорит бывший сотрудник стамбульской полиции Ахмет Алтынкек. В 2006 году, по меньшей мере, 31 человек получил ранения в результате взрыва в жилом квартале в европейской части Стамбула. Бомбу заложили в мусорный бак возле магазина. В 2008 году серия взрывов прогремела на турецких курортах - бомбы были спрятаны на автобусных остановках в мусорных баках. В Стамбуле в минувшем году произошел еще один взрыв. Погибли два человека, еще четверо получили ранения. Погибшие – женщины: мать и ее 21-летняя дочь, женщины садились в такси, когда взорвалась бомба, находившаяся в стоявшем неподалеку мусорном баке. Бывший сотрудник стамбульской полиции Ахмет Алтынкек

Ахмет Алтынкек: Мусорный бак – довольно крупная железобетонная конструкция, которая имеет два колеса. Иногда бомбу бросают внутрь вместе с пакетом, иногда закрепляют на днище. Власти пытаются отследить всех подозрительных людей с помощью камер видеонаблюдения. Несколько раз нам удавалось предотвратить террористические акции, например, в стамбульском метро, когда террорист пытался засунуть в мусорный бак около пятисот граммов взрывчатки. Несколько лет назад власти объявили, что в ряде районов города будут установлены особо прочные баки, которые не будут разрываться на части, даже если там будет заложено мощное взрывное устройство. Но стоимость таких контейнеров оказалась муниципалитетам не по карману. каждый из них стоил по несколько тысяч долларов, инициатива завяла.

Елена Солнцева: А в семидесятых годах прошлого века в одном из рабочих пригородов Стамбула разразилась "мусорная война". Район Гази с населением около ста тысяч человек задыхался от запаха мусорных куч, которые образовывались прямо на обочинах, под окнами жилых домов. Не было канализации, электричества, водопровода, автобусного сообщения. Власти предпочитали этого не замечать. Полицейские жестко подавляли беспорядки. В знак протеста против ужасающих условий жизни местные жители стали поджигать мусорные кучи, чтобы "дать понюхать властям дым зарождающейся гражданской войны". Вот что говорит житель Стамбула Аймет Каан.

Аймет Каан: В те годы горели десятки мусорных куч. Стамбул начал задыхаться от дыма. Было госпитализировано много людей. Шум от пожарных сирен день и ночь не давал спать. Помню, мы даже ходили в масках. которые раздавали всем бесплатно на улицах. Власти призывали не выходить из дома, не выпускать на улицу детей.

Елена Солнцева: Сегодня стамбульские власти заявляют о своих амбициозных планах построить несколько заводов по переработке мусора в тепло- и электроэнергию. Стамбульская администрация уже обещала горожанам дешевую энергию от сжигания мусора и новые рабочие места. Предполагается, что каждый из заводов обеспечит выход 60 МВт зеленой энергии. Прибыль инвесторы намерены получать от поставок тепла, биогаза, и электроэнергии населению и промышленным предприятиям. Однако эксперты считают, что это слишком дорогой и несбыточный проект. Стоимость каждого из заводов составит примерно около двухсот миллионов евро, а окупаемость – не менее восьми лет.
XS
SM
MD
LG