Сергей Гогин: "Поющий металл" - так называется фестиваль кузнечного искусства, который состоялся в Ульяновске уже в третий раз. Фестиваль собрал около ста кузнецов из разных городов России - от Санкт-Петербурга до Владивостока, а также из Украины и Белоруссии. Так что, его можно считать слегка международным. Во время предыдущих фестивалей кузнецы трудились над общими проектами. В частности, они сделали ветровой орган, который теперь стоит рядом с филармонией и - молчит, потому что его установили там, где нет ветра.
Но теперь концепция изменилась. В России, на родине авангарда, не хватает авангардной скульптуры, подумали организаторы и решили исправить эту несправедливость. Они провели всероссийский конкурс среди архитекторов, и из 67 скульптурных проектов, выполненных в духе авангарда начала прошлого века, в духе Татлина и Малевича, отобрали 20 самых интересных, из которых 12 было решено воплотить в металле.
Кузнец из Перми Ольга Стенно работала над фигурой из толстого листового железа, напоминающей роденовского "Мыслителя". Она соглашается, что архитекторы мало знакомы со спецификой кузнечного дела, но кое-чему научилась у них и сама.
Ольга Стенно: Они поделились с нами умением абстрактно видеть мир, с определенным юмором, присущим абстрактному мышлению. Мы видим все с другой стороны. Раньше для нас это были параллельные миры. А сейчас эти параллельные линии пересекаются, особенно в перспективе художественной.
Сергей Гогин: Архитектор из Самары Александр Филимонов придумал проект под названием "Не-Татлин". Это конструкция из десятка металлических стульев, от большого до малого, поставленных друг на друга. Наклонная пирамида из стульев отдаленно напоминает знаменитую "Башню Татлина", образец раннего советского конструктивизма. Говорит Александр Филимонов:
Александр Филимонов: Это такое философское размышление о преемственности поколений в авангарде. Каждый следующий стул в нашей композиции - это как бы следующая ступень поколений. Она стоит на плечах у предыдущего, воспринимая их опыт.
Сергей Гогин: У жителей Ульяновска есть другая интерпретация этого объекта, когда они на него смотрят, они думают...
- О чиновниках. Здесь, наверное, надо бы наоборот. Потому что все начинается с маленького стульчика и повыше.
Сергей Гогин: Готовы ли простые люди к восприятию абстрактной скульптуры в привычной городской среде? Нельзя недооценивать людей, считают архитекторы, супруги Александр и Ольга Филимоновы.
Александр Филимонов: Это должно входить в городскую среду и как-то горожан подтягивать. Если он видит что-то непонятное для себя, то это не значит, что это не красиво и уродливо. Это значит, что ему нужно окунуться в какие-то знания, залезть в Интернет, почитать литературу и понять, откуда это вышло, и тогда дорасти самому.
Ольга Филимонова: Нас научили жить в микрорайонах с бедной средой. И когда в городе появляются такие интересные штуки интересные, то это всегда позитив.
Сергей Гогин: Горожане с удовольствием фотографировались на фоне непонятных объектов, например, циклопического размера ложки - эта работа называется "Человек-продукт". Даже если Ника Самофракийская сварена из швеллеров и двутавровых балок (был и такой проект), жители Ульяновска готовы к восприятию такой странной новизны.
- Великолепно! Мне очень нравится. Здесь необычное отношение к жизни, к миру в этих формах. Это очень интересно. Мне кажется, город украсит.
- Сами идеи разнообразны и очень философские, чего сейчас не хватает в нашей жизни.
Сергей Гогин: В течение 4 дней, когда даже электрические кабели не выдерживали жары, кузнецы работали на площади Ленина, главной площади Ульяновска. Огромная статуя Ленина взирала не только на причудливые арт-объекты. Здесь же проходили соревнования по уличному баскетболу, здесь же молодежь катается на роликах и велосипедах. Апофеозом авангарда стала, пожалуй, рок-группа "Монгол Шуудан", которая на фоне Ильича спела гимн махновцев-анархистов "Яблочко": "Пароход идет, волны кольцам, будем рыбу кормить комсомольцами". В таком контексте и сам Ильич воспринимался уже не как исторический деятель, а как арт-объект.