В Турции в последние годы все более модными становятся татуировки. В крупных турецких городах – Стамбуле, Анкаре, Анталии открылись десятки новых тату-салонов и студий. Тату-индустрия расширяется, несмотря на довольно негативное отношение к ней со стороны государственных чиновников.
На каждом углу знаменитой "девме сокак" – улицы наколок в азиатской части Стамбула – маленькие и большие тату-салоны, где с раннего утра до поздней ночи трудятся десятки мастеров. Прохожие останавливаются, рассматривают фото моделей, тела которых украшают татуировки на любой вкус: львы, пантеры, утки, розы. Турки обожают изображать на своем теле портреты близких и даже дальних родственников – матерей, отцов, детей и сестер, говорит хозяин тату-салона сорокалетний Джем:
– Конечно все любят свою мать. Я вот например нанес на свою грудь ее портрет, она мне позировала в течении месяца, специально для этого приезжала ко мне на работу, терпеливо ждала, получилось очень похоже. Думаю, ей приятно чувствовать, что я всегда нахожусь под ее присмотром...
Тату-салоны впервые появились в Турции лет десять-пятнадцать назад. Татуировка стала модным атрибутом европейского стиля, как когда-то, на заре турецкой республики – галстук-бабочка, котелок, платье с заниженной талией. Модные тенденции превратили тату в неотъемлемый элемент светского стиля, несмотря на то, что официальный ислам отрицательно отнесся к подобной новинке моды. "Татуировки представляют угрозу нравственности, развращают молодое поколение", – заявили в конце девяностых годов чиновники министерства по делам религии.
– Аллах запрещает верующим алкоголь, сигареты, татуировки – это все харам, грех. Я верю в Аллаха, но не верю в то, что пытаются навязать нам религиозные чиновники. У нас есть один клиент, которому около шестидесяти лет. Он приходит сюда, чтобы вытатуировать что-нибудь из священного писания, ангелов, надпись "рай". У нас нет заготовок, надписи религиозного характера не пользуются популярностью у молодежи, но мы идем навстречу, – говорит мастер тату Айдын.
Айдын называет себя пионером турецкого тату, он занимается этим делом вот уже более восьми лет, около сорока процентов его тела покрыты изображениями зверей и птиц, символами, знаками.
– В каждой культуре есть свои символы. Наши мужчины любят подчеркивать свою значимость. Изображают на теле льва, орла, сокола, чтобы подчеркнуть собственную силу и мужество. Каждая татуировка – символ, оказывающий влияние на жизнь человека. Татуирование в какой-то степени превращает человека в носителя чужой воли. Человек рискует оказаться в ее власти, – говорит Айдын.
Националисты предпочитают наносить изображение злой волчицы, которая в мифологии древних тюркских народов символизировала очищение от злых сил. Самые отчаянные снабжают надписи свастиками и призывами вроде "Турция для турок". Национальный турецкий флаг со звездой и полумесяцем обычно выбирают патриоты, крайне политизированные жители больших городов. Студенты стамбульских вузов, демонстрируя свои левые взгляды, наносят изображение героев турецкого подполья, например, бывшего лидера Народно-освободительной армии Дениза Гезмиша, который был приговорен к смертной казни за попытку подрыва Конституционного строя.
И все же самым популярным "политическим брендом" остается Ататюрк. Его почитатели называют себя "детьми Ататюрка". Портрет "отца всех турок" обычно наносят на грудь, а на запястье – образец его росписи.
– В день смерти Ататюрка – 10 ноября – у нас проходит акция его памяти. Мы бесплатно наносим его изображение всем желающим. Выстраиваются очереди! Приходит много людей, которые в знак почтения и памяти хотят увековечить его образ на себе, – продолжает Айдын.
На вопрос, есть ли желающие нанести тату с изображением нынешнего лидера правящей партии, премьер-министра страны Реджепа Эрдогана, сорокалетний Мурат, владелец маленькой тату-студии отрицательно качает головой:
– Вряд ли кто-то согласится выкалывать на теле его изображение, даже за очень большие деньги. Придут государственные чиновники, начнут гонения на все салоны. Этот человек может все...
Правящая исламистская партия Справедливости остается очень консервативной. Поддерживает социальные табу, активно выступает против курения и алкоголя. Пару лет назад, после того, как один известный турецкий журнал опубликовал карикатуру на Реджепа Эрдогана, он подал в суд на издание. Так что портрет премьера, вытатуированный на чьей-то груди, вполне может привести к полной ликвидации индустрии тату в Турции.
На каждом углу знаменитой "девме сокак" – улицы наколок в азиатской части Стамбула – маленькие и большие тату-салоны, где с раннего утра до поздней ночи трудятся десятки мастеров. Прохожие останавливаются, рассматривают фото моделей, тела которых украшают татуировки на любой вкус: львы, пантеры, утки, розы. Турки обожают изображать на своем теле портреты близких и даже дальних родственников – матерей, отцов, детей и сестер, говорит хозяин тату-салона сорокалетний Джем:
– Конечно все любят свою мать. Я вот например нанес на свою грудь ее портрет, она мне позировала в течении месяца, специально для этого приезжала ко мне на работу, терпеливо ждала, получилось очень похоже. Думаю, ей приятно чувствовать, что я всегда нахожусь под ее присмотром...
Тату-салоны впервые появились в Турции лет десять-пятнадцать назад. Татуировка стала модным атрибутом европейского стиля, как когда-то, на заре турецкой республики – галстук-бабочка, котелок, платье с заниженной талией. Модные тенденции превратили тату в неотъемлемый элемент светского стиля, несмотря на то, что официальный ислам отрицательно отнесся к подобной новинке моды. "Татуировки представляют угрозу нравственности, развращают молодое поколение", – заявили в конце девяностых годов чиновники министерства по делам религии.
– Аллах запрещает верующим алкоголь, сигареты, татуировки – это все харам, грех. Я верю в Аллаха, но не верю в то, что пытаются навязать нам религиозные чиновники. У нас есть один клиент, которому около шестидесяти лет. Он приходит сюда, чтобы вытатуировать что-нибудь из священного писания, ангелов, надпись "рай". У нас нет заготовок, надписи религиозного характера не пользуются популярностью у молодежи, но мы идем навстречу, – говорит мастер тату Айдын.
Айдын называет себя пионером турецкого тату, он занимается этим делом вот уже более восьми лет, около сорока процентов его тела покрыты изображениями зверей и птиц, символами, знаками.
– В каждой культуре есть свои символы. Наши мужчины любят подчеркивать свою значимость. Изображают на теле льва, орла, сокола, чтобы подчеркнуть собственную силу и мужество. Каждая татуировка – символ, оказывающий влияние на жизнь человека. Татуирование в какой-то степени превращает человека в носителя чужой воли. Человек рискует оказаться в ее власти, – говорит Айдын.
Националисты предпочитают наносить изображение злой волчицы, которая в мифологии древних тюркских народов символизировала очищение от злых сил. Самые отчаянные снабжают надписи свастиками и призывами вроде "Турция для турок". Национальный турецкий флаг со звездой и полумесяцем обычно выбирают патриоты, крайне политизированные жители больших городов. Студенты стамбульских вузов, демонстрируя свои левые взгляды, наносят изображение героев турецкого подполья, например, бывшего лидера Народно-освободительной армии Дениза Гезмиша, который был приговорен к смертной казни за попытку подрыва Конституционного строя.
И все же самым популярным "политическим брендом" остается Ататюрк. Его почитатели называют себя "детьми Ататюрка". Портрет "отца всех турок" обычно наносят на грудь, а на запястье – образец его росписи.
– В день смерти Ататюрка – 10 ноября – у нас проходит акция его памяти. Мы бесплатно наносим его изображение всем желающим. Выстраиваются очереди! Приходит много людей, которые в знак почтения и памяти хотят увековечить его образ на себе, – продолжает Айдын.
На вопрос, есть ли желающие нанести тату с изображением нынешнего лидера правящей партии, премьер-министра страны Реджепа Эрдогана, сорокалетний Мурат, владелец маленькой тату-студии отрицательно качает головой:
– Вряд ли кто-то согласится выкалывать на теле его изображение, даже за очень большие деньги. Придут государственные чиновники, начнут гонения на все салоны. Этот человек может все...
Правящая исламистская партия Справедливости остается очень консервативной. Поддерживает социальные табу, активно выступает против курения и алкоголя. Пару лет назад, после того, как один известный турецкий журнал опубликовал карикатуру на Реджепа Эрдогана, он подал в суд на издание. Так что портрет премьера, вытатуированный на чьей-то груди, вполне может привести к полной ликвидации индустрии тату в Турции.