Как обстоят дела с произволом чиновников у наших соседей, на Украине? Можно сказать, что так же как и в России.
- Как вы думаете, дети, нужна наша школа нашему государству?
- Нужна, нужна…
Дмитрий Мороз: Начало учебного года – особо волнующий момент как для детей? так и для взрослых. Но первое сентября 2010 приготовило для жителей села Елизаветовка, что в Запорожской области, неприятный сюрприз. Накануне местные власти сообщили, что школу закрывают, а детей будут возить на учебу в другие школы района. Это типичная история. Подобным образом многие школы были законсервированы до лучших демографических времен. Но елизаветовцы решили отстоять свою школу. Их не устраивает, что дети будут учиться далеко от дома. К тому же, не радует перспектива консервации учебного заведения. В области уже имеется горький опыт, когда восстановить помещение после такой консервации практически невозможно, говорит Тамара Венгер, глава родительського комитета.
Тамара Венгер: Первого сентября наши власти опустились так низко, что они даже отключили свет, чтобы мы не могли провести первый звонок. Мы, несмотря на это, все равно провели первый звонок. Пусть он был у нас без музики, без микрофонов, но наши детки пришли в свою школу. Пришли они второго сентября в школу и третьего. Мы будем ходить и сидеть на пороге нашей школы до тех пор, пока не откроют нашу школу. Мы хотим, чтобы была справедливость.
Дмитрий Мороз: Все проблемы елизаветовцы надумали, считает Светлана Кучерова, начальник управления образования Веселовской районной государственной администрации. В этой школе учатся три десятка детей. Это около тридцати процентов от необходимого количества. Большинство школьников овладевают науками по индивидуальной программе. Это вредит детям.
Светлана Кучерова: Это, конечно, не дает качественных показателей в образовательном процессе. Мы говорим о равном доступе для качественного образования, а это мы можем сделать подвозом детей к школе, которая находится в семи километрах от Елизаветовской школы.
Дмитрий Мороз: Но главная причина закрытия школы тривиальна – у районного совета нет денег, чтобы содержать это помещение для трех десятков детей.
Светлана Кучерова: Мы считаем, что в данной ситуации играет роль и финансовая составляющая. Посчитав, что по всем расчетам на одного ученика затрачивается в среднем 8 тысяч 200 гривен по району, то в этой школе выходит вдвое больше.
Дмитрий Мороз: Все бы ничего, но громада села русскоязычная. Местные жители привезены сюда из России еще в конце XIX века для работы на помещика. Люди хотят сохранить идентичность и желают, чтобы их дети учились в русской школе. Кроме того, они требуют, чтобы власти не меняли детям изучение иностранного языка. Всего этого сделано не было. Власти настояли на закрытии, и теперь двадцать детей возят на автобусе за семь километров в школу с изучением украинского языка. Русскоязычная находится дальше и подвозить детей туда дорого.
Справедливо заметить, что эта школа была не просто учебным заведением. Это, фактичекски, был социально-культурный центр села. Школа, детский сад, сельсовет, и даже избирательный участок. Все в одном. Когда-то власти района заверяли елизаветовцев в том, что закрытие клуба – временная мера. Но сегодня от него остались лишь развалины. На месте детского сада не сохранился даже фундамент, говорит Тамара Венгер.
Тамара Венгер: Мы боремся именно за школу. Это единственное государственное учреждение, которое осталось у нас в селе. Больше у нас ничего нет, кроме развалин. Если у нас заберут еще и школу, то все, село умрет!
Дмитрий Мороз: Скандал вокруг школы набирает обороты. Десять из тридцати детей фактически сидят дома. Родители отказываются отдавать их в украинскую школу и готовят детей индивидуально. Местные власти пытаются найти компромисс, но пока безрезультатно.
Все проблемы елизаветовцев выглядят странно на фоне обещаний действующей власти о всеобщей поддержке национальных меньшинств и свободного развития языков. К тому же, согласно украинскому законодательству, власти не имеют права закрывать сельскую школу без согласия на то громады.
Недавно депутаты Запорожского областного совета приняли решение о признании русского языка региональным. Это должно существенно облегчить жизнь русскоязычной громаде, считают депутаты. Но решить проблему маленькой Елизаветовки оказалось не так просто.