Ссылки для упрощенного доступа

Стоит ли платить выкуп террористам – опыт Испании


Ирина Лагунина: Международная террористическая группировка "Аль-Каида исламского Магриба" отпустила недавно - за выкуп, уплаченный испанским правительством, и за освобождение из тюрьмы своего сторонника - двух ранее похищенных испанцев. Эта сделка с террористами вызывает полемику, как в самой Испании, так и в международных кругах. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: За двух соотечественников - Роке Паскуала и Алберта Вилалта, - похищенных девять месяцев назад в Мавритании, где они раздавали гуманитарную помощь, испанские власти, по сведениям обычно хорошо информированного международного телеканала на арабском языке "Аль-Арабийя", заплатили порядка 8 миллионов евро. Кроме того, Мавритания освободила из тюрьмы, по настоянию Испании, боевика Омара Сид Ахмеда. Официальный Мадрид не оглашает подробности этой сделки. Наблюдатели объясняют отсутствие информации тем, что платить выкуп террористам в международной практике считается неприемлемым. Кроме того, за несколько месяцев до уплаты выкупа министр иностранных дел страны Моратинос обещал не делать никаких уступок похитителям.

Мигель А. Моратинос: Мы подписали документы и разделяем позицию международного сообщества в области борьбы с терроризмом, в том числе, точку зрения Совета безопасности ООН. Мы полностью согласны с ней. Я лишь хочу еще раз подчеркнуть: наше правительство не платит выкупов. Это наша принципиальная и твердая позиция.

Виктор Черецкий: Тот факт, что, вопреки обещаниям, выкуп все же имел место, возмутил многих политиков – и в самой Испании, и за рубежом. Тем более, что речь идет о деньгах, уплаченных одной из самых кровавых террористических группировок на планете. Возникла она в Алжире, а поле ее деятельности – весь Магриб, другие страны Африки и Западная Европа. Руководитель банды - некто Абдельмалек Друкдель – прославился злодеяниями в Алжире. А ее верховный "авторитет" – Усама Бин Ладен. На счету террористов – сотни жителей арабских стран, а также европейцы. Одна из последних жертв – 78-летний французский турист Мишель Жерману, похищенный в Нигере. Он был убит в июле этого года. О степени фанатизма и злодейства группировки говорит хотя бы тот факт, что в 2006 году один из ее боевых отрядов уничтожил 26 детей собственных бойцов, якобы для того, чтобы они не достались войскам Алжира. О недопустимости идти на сговор с подобной публикой и, тем более, платить им выкупы, вновь заявил госдепартамент США, а власти Алжира даже обжаловали действия испанских властей в ООН. Сожалел о поступке Испании и президент Франции Николя Саркози:

Николя Саркози: Стратегия освобождения заложников не может заключаться в уплате выкупа террористам. В данном вопросе у демократических стран должна быть твердая единая политика. Выкупать заложников – не пригодная для нас политика.

Виктор Черецкий: В самой Испании представители парламентской оппозиции потребовали от правительства соцпартии дать четкий ответ, почему оно действует вопреки международным правилам и фактически финансирует международный терроризм. Ведь случай с последними двумя заложниками – далеко не первый. До этого, к примеру, правительство щедрой рукой платило деньги налогоплательщиков сомалийским пиратам – за освобождение испанских рыбаков, захваченных у восточных берегов Африки. Особое возмущение испанских оппозиционеров вызвал тот факт, что в связи с освобождением заложников премьер-социалист Родригес Сапатеро устроил пресс-конференцию, выдав это освобождение за крупное достижение своей администрации.

Хосе Л.Родригес: Это были девять месяцев страданий для похищенных и для их семей. Со своей стороны правительство Испании вело неустанную работу по политическим и дипломатическим каналам, а также по линии спецслужб. Поэтому сегодня я хочу поздравить все министерства и ведомства, которые были задействованы в этой работе и, особо, первого зампреда правительства, которая лично координировала эту труднейшую работу правительства.

Виктор Черецкий: Между тем, у международных наблюдателей есть целый ряд вопросов к руководству Испании. К примеру, кто поручится, что Аль-Каида исламского Магриба, боевики которой причастны к взрывам в мадридских электричках 11 марта 2004 года (около 200 убитых), не купит на полученные от испанских властей деньги, к примеру, тонну динамита, и не взорвет еще что-нибудь в Испании? Ведь известно, что одна из целей этих террористов – захватить Иберийский полуостров и восстановить существовавший здесь в Средние века халифат. И еще. Почему Испания даже не пыталась применить силовые меры против похитителей – ни до, ни после уплаты выкупа, как это практикуется другими государствами, чьи граждане становятся жертвами похищений? Кстати, получив деньги и выручив из тюрьмы своего подельника, моджахеды, которыми предводительствует подручный Друкделя – Мохтар Бельмохтар, тут же обратились с открытым письмом в испанскую проправительственную газету "Паис". Позицию Испании они похвалили и поставили в пример другим странам Евросоюза – тем, которые отказываются безоговорочно выполнять их требования. Политический обозреватель испанского оппозиционного канала "Либертад Дихиталь" Марта Рамирес считает, что, уплатив выкуп, Испания создала прецедент, который, кроме всего прочего, может спровоцировать новые похищения:

Марта Рамирес: После этого случая с Аль-Каидой террористы всех мастей воодушевятся на новые похищения и шантаж, зная, что правительство Испании идет у них на поводу и готово на выполнение всех их требований. Ведь в данном случае были выполнены все пожелания преступников: освобожден их сообщник и уплачены деньги. Во-вторых, террористы убедились, что похищение – отличное средство для самоутверждения и навязывания своих требований. В-третьих, они вбили клин в европейское единство - в общую борьбу с терроризмом. Но самое любопытное, что после всего этого позора наш премьер вроде бы гордится проделанной работой, называя ее "труднейшей". Что в ней было трудного? Может быть, пересчитать деньги налогоплательщиков, которые были отданы преступникам? Или может быть, ему кажется особым достижением тот факт, что Испания встала на колени перед международным терроризмом?

Виктор Черецкий: В деле с освобождением испанцев есть еще один спорный вопрос. Многие требуют раз и навсегда покончить с широко практикуемым в Испании так называемым "гуманитарным туризмом"? Речь идет о поездках, которые организуют разного рода общественные организации, занимающиеся оказанием помощи бедным странам. Их активисты отправляются в экзотические страны с грузом закупленной за государственные деньги гуманитарной помощью – раздают детишкам карамельки "чупа-чупс" и чувствуют себя от этого чуть ли не спасителями человечества. Правда, и об этом не раз писала испанская пресса, "командировочные" активистов-гуманистов часто бывают значительно большими, чем стоимость раздаваемых ими карамелек. Тем более, если за "гуманистов" частенько, в конце концов, еще приходится платить и многомиллионный выкуп. Демократическая оппозиция в испанском парламенте напоминает, что гуманитарная помощь – дело серьезное и не может быть забавой для скучающих авантюристов-любителей экзотики. Во-первых, она должна направляться лишь в те страны, которые в ней действительно нуждаются. А во-вторых, раздаваться помощь должна квалифицированным персоналом под охраной полиции или военных страны, принимающей эту помощь.
XS
SM
MD
LG