Ситуацию, сложившуюся в Университете (Санкт-Петербургском Государственном Университете) хочется назвать неспокойной и даже взрывоопасной. Но это, несомненно, будет публицистическим преувеличением. Обстановка в университете кажется вполне обычной: привычное самодурство администрации, отдельные эксцессы на местах, но учебный процесс и все ему сопутствующее идет своим чередом. Однако кое-что невиданное и тревожное в этом течении все же появляется.
Обо всем по порядку. Руководство Санкт-Петербургского университета уже больше года проводит масштабные реформы, результатом которых стала бюрократизация университетской жизни, ощущение которой лишь усиливается на фоне произвола ректора (увольнения преподавателей без видимых причин, снижение заработной платы из-за отмены почасовых выплат и т. д.).
Однако если проблему монополизации власти в университете как угрозу воспринимают исключительно тонко политически организованные натуры, то практические результаты неэффективности этого централизованного управления ощутили на себе все универсанты.
Еще в прошлом году на филологическом факультете, где я учусь, работало 5 столовых, в которых можно было недорого поесть, а с начала учебного года осталась только одна, которая работает из рук вон плохо, но зато может поднимать цены сколь угодно высоко: выиграла тендер и стала монополистом компания, которая естественным образом не справляется с организацией питания 23 факультетов.
Если преподаватели предпочитают не высовываться против начальства, то студенты в кои-то веки ощутили, что это касается их непосредственного (к сожалению, одного из немногих пока осознанных) интереса. И не только ощутили, но и оказались способны артикулировать свои требования касательно питания: перед этим создав группу в Интернете, а после того приняв решение бойкотировать столовые. Однако, как известно само чрезвычайное положение должно подкрепляться неким ресурсным буфером. В случае с профсоюзом такой инстанцией является профсоюзная касса, выплачивающая бастующим определенный процент от жалования. Что делать студентам, намеренным настаивать на своих требованиях, но нуждающимся в пище во время учебы?
Самоорганизовываться и создавать альтернативную структуру обеспечения.
Звучит, наверное, слишком неопределенно и утопично. Но именно это и произошло на филфаке СПбГУ. 24 октября во дворе факультета появились люди с баком еды, листовками и мегафоном, назвавшие свою акцию «подкармливанием радикальной субъективности студентов». Студенты университета из таких уже существовавших альтернативных сообществ как Уличный Университет и «Еда вместо бомб» решили продемонстрировать, как самоорганизация студентов может оказаться намного эффективнее, чем покорное ожидание разрешения проблемы администрацией - хотя бы на таком примере, как организация питания. Раздавая бесплатную вегетерианскую пищу всем желающим на большой перемене, когда в единственную уцелевшую столовую было не пробиться, а - по отзывам многих - и пробиваться не хотелось из-за цен и качества еды в ней, активисты также призывали филологов присоединяться к движению и в следующий раз самим готовить пищу, продолжая бойкотировать столовую и налаживая коллективную инициативу. Надо сказать, что студенты были не просто благодарны такому неожиданному «подкармливанию».
Больше того, очаровывал сам вид людей с мегафоном и листовками на территории факультета и перспектива делать что-то сообща и независимо от администрации, к чему те призывали. Собственно, этот стилистический эффект и сработал: уже на следующей неделе никто на филфаке не только не стеснялся участвовать в раздаче бесплатной еды, но за право готовить еду на следующий день стало соревноваться сразу несколько человек.
Все оказалось поразительно просто: скрестить практический опыт анархисткой «Еды вместо бомб» (возникшей впервые в Америке благодаря группе людей, раздававших бесплатную вегетарианскую пищу нуждающимся в ней людям, в то время как правительство расходовало миллионы на вооружение, декларируя это как «защиту граждан») с критической энергией Уличного Университета и вовлечь максимальное число студентов в самоорганизованную инициативу, наглядно и ежедневно помогающую студенту существовать в Университете. Поддержанием «минимального жизненного уровня» никто, разумеется, ограничиваться не собирается. Так, выше упомянутый критический запал Уличного Университета, возникший в марте 2008, когда петербургские студенты и преподаватели вышли на улицу (после эпизодического закрытия ЕУ) в поисках автономных форм производства знания и, убедившись в пригодности улицы, а точнее, Соляного переулка для этих целей, решили там регулярно собираться для теоретических семинаров и свободных дискуссий, связан не только с борьбой студентов и преподавателей за свои права, но и другим потенциальным истоком университетского движения – претензией эпистемологического характера.
Пресечение традиции общности не позволяло проявиться и другой базовой черте студенческого сообщества – оппозиционности. Знания, получаемые в университете, в ситуации преобладания стратегий индивидуального проекта не подвергались подозрению. На деле же cегодняшняя дисциплинарная автономия знания является ненадежной гарантией защиты от конъюнктуры рынка. Образование рискует стать только индустрией воспроизводства лояльных капиталистическому производству кадров, которых в лучшем случае можно будет считать специалистами в принудительно ограниченной сфере. Студенты же, возможно смутно чувствовавшие определенное недовольство перечнем дисциплин или качеством поставляемого образования, до последнего момента не предъявляли высшей школе самой сильной претензии – к свойству (а даже не уровню) воспроизводимого знания.
Как известно, червивое мясо обычно оказывается только удобным поводом для выражения накопившегося недовольства. Причиной же его являются значительно более серьезные, хотя и не всегда осознаваемые - после того, как они успели стать «само собой разумеющимися» - противоречия «между теми, кому надлежит управлять, и теми, кому подчиняться».
Больше по ссылкам:
Блог инициативы «Пища для ума» http://community.livejournal.com/food_for_brains
Группа Вконтакте http://vkontakte.ru/club20493062
Обо всем по порядку. Руководство Санкт-Петербургского университета уже больше года проводит масштабные реформы, результатом которых стала бюрократизация университетской жизни, ощущение которой лишь усиливается на фоне произвола ректора (увольнения преподавателей без видимых причин, снижение заработной платы из-за отмены почасовых выплат и т. д.).
Однако если проблему монополизации власти в университете как угрозу воспринимают исключительно тонко политически организованные натуры, то практические результаты неэффективности этого централизованного управления ощутили на себе все универсанты.
Еще в прошлом году на филологическом факультете, где я учусь, работало 5 столовых, в которых можно было недорого поесть, а с начала учебного года осталась только одна, которая работает из рук вон плохо, но зато может поднимать цены сколь угодно высоко: выиграла тендер и стала монополистом компания, которая естественным образом не справляется с организацией питания 23 факультетов.
Если преподаватели предпочитают не высовываться против начальства, то студенты в кои-то веки ощутили, что это касается их непосредственного (к сожалению, одного из немногих пока осознанных) интереса. И не только ощутили, но и оказались способны артикулировать свои требования касательно питания: перед этим создав группу в Интернете, а после того приняв решение бойкотировать столовые. Однако, как известно само чрезвычайное положение должно подкрепляться неким ресурсным буфером. В случае с профсоюзом такой инстанцией является профсоюзная касса, выплачивающая бастующим определенный процент от жалования. Что делать студентам, намеренным настаивать на своих требованиях, но нуждающимся в пище во время учебы?
Самоорганизовываться и создавать альтернативную структуру обеспечения.
Звучит, наверное, слишком неопределенно и утопично. Но именно это и произошло на филфаке СПбГУ. 24 октября во дворе факультета появились люди с баком еды, листовками и мегафоном, назвавшие свою акцию «подкармливанием радикальной субъективности студентов». Студенты университета из таких уже существовавших альтернативных сообществ как Уличный Университет и «Еда вместо бомб» решили продемонстрировать, как самоорганизация студентов может оказаться намного эффективнее, чем покорное ожидание разрешения проблемы администрацией - хотя бы на таком примере, как организация питания. Раздавая бесплатную вегетерианскую пищу всем желающим на большой перемене, когда в единственную уцелевшую столовую было не пробиться, а - по отзывам многих - и пробиваться не хотелось из-за цен и качества еды в ней, активисты также призывали филологов присоединяться к движению и в следующий раз самим готовить пищу, продолжая бойкотировать столовую и налаживая коллективную инициативу. Надо сказать, что студенты были не просто благодарны такому неожиданному «подкармливанию».
Больше того, очаровывал сам вид людей с мегафоном и листовками на территории факультета и перспектива делать что-то сообща и независимо от администрации, к чему те призывали. Собственно, этот стилистический эффект и сработал: уже на следующей неделе никто на филфаке не только не стеснялся участвовать в раздаче бесплатной еды, но за право готовить еду на следующий день стало соревноваться сразу несколько человек.
Все оказалось поразительно просто: скрестить практический опыт анархисткой «Еды вместо бомб» (возникшей впервые в Америке благодаря группе людей, раздававших бесплатную вегетарианскую пищу нуждающимся в ней людям, в то время как правительство расходовало миллионы на вооружение, декларируя это как «защиту граждан») с критической энергией Уличного Университета и вовлечь максимальное число студентов в самоорганизованную инициативу, наглядно и ежедневно помогающую студенту существовать в Университете. Поддержанием «минимального жизненного уровня» никто, разумеется, ограничиваться не собирается. Так, выше упомянутый критический запал Уличного Университета, возникший в марте 2008, когда петербургские студенты и преподаватели вышли на улицу (после эпизодического закрытия ЕУ) в поисках автономных форм производства знания и, убедившись в пригодности улицы, а точнее, Соляного переулка для этих целей, решили там регулярно собираться для теоретических семинаров и свободных дискуссий, связан не только с борьбой студентов и преподавателей за свои права, но и другим потенциальным истоком университетского движения – претензией эпистемологического характера.
Пресечение традиции общности не позволяло проявиться и другой базовой черте студенческого сообщества – оппозиционности. Знания, получаемые в университете, в ситуации преобладания стратегий индивидуального проекта не подвергались подозрению. На деле же cегодняшняя дисциплинарная автономия знания является ненадежной гарантией защиты от конъюнктуры рынка. Образование рискует стать только индустрией воспроизводства лояльных капиталистическому производству кадров, которых в лучшем случае можно будет считать специалистами в принудительно ограниченной сфере. Студенты же, возможно смутно чувствовавшие определенное недовольство перечнем дисциплин или качеством поставляемого образования, до последнего момента не предъявляли высшей школе самой сильной претензии – к свойству (а даже не уровню) воспроизводимого знания.
Как известно, червивое мясо обычно оказывается только удобным поводом для выражения накопившегося недовольства. Причиной же его являются значительно более серьезные, хотя и не всегда осознаваемые - после того, как они успели стать «само собой разумеющимися» - противоречия «между теми, кому надлежит управлять, и теми, кому подчиняться».
Больше по ссылкам:
Блог инициативы «Пища для ума» http://community.livejournal.com/food_for_brains
Группа Вконтакте http://vkontakte.ru/club20493062