Он самый обыкновенный двадцатилетний дагестанский парень с грустными глазами. Его зовут Бадави Тагиров. Повторяю, он обычный парень. Но для меня он герой. Он бросил вызов всей системе дедовщины и, будучи сам старослужащим, не захотел быть "дедушкой" и "учить" армейской жизни "духов". Более того, он пошел против своих земляков, встав на защиту молодых русских пацанов, призванных в его часть.
Конечно же, за свое непослушание он был бит и переведен в самый низший солдатский ранг своими сослуживцами. Пока "не поумнеет". Его хотели вновь заставить пройти через одно издевательство. Старослужащий спит себе на кровати, а над ним, упершись руками и ногами в стойки кровати, Бадави должен был висеть. Продержаться в таком состоянии надо было столько, сколько спит "дедушка". Не выдержишь и упадешь на него, жди моментальной экзекуции. Бадави отказался и попал в лазарет. Но, говорят, он улыбается. Потому что молодые, за которых он заступился, постоянно навещают его. Он не одинок.
Все это я узнал из письма, которое мне отправил один из тех, кто прочитал первую часть моей "армейской саги". К письму был приложен "устав старослужащего". Это любопытный документ. И жестокий по своему содержанию, потому что реально отражает происходящее в армии. Подробный свод правил, составленный старослужащими одной из частей, для беспрекословного исполнения вновь призванными ребятами. Конечно же, в нем красным шрифтом выделены пункты о полном подчинении воле старослужащих и непременном наказании при их неисполнении. Я тоже помню "пункт №1. Дедушка всегда прав. Пункт №2. Если дедушка не прав, смотри пункт №1". Все статьи этого устава хорошо известны тем, кто раньше служил в армии, и ничего нового в них нет. В него лишь добавлены дополнительные пункты наказаний. Человек всегда и везде готов наказать, но редко помочь.
Я в свое время спросил своего ротного, почему нельзя просто потренироваться несколько часов. Тогда мы всему научимся без синяков и плохо скрываемых слез.
– Нет, не научитесь, – был тогда ответ. – Тренировать и объяснять – это очень долго. Если кулаком наказать, то да, до ужина быстро научитесь.
Армия, как зеркало общества, отражает современные тенденции. Решение проблем грубой силой присутствует практически везде. А в армии это усилено самой обстановкой. Беспредельщик диктует свои правила поведения посредством составления своих "уставов". Пока на низшем, солдатском, уровне. Усилилось исламское влияние в армии. Стало модно "дедушкам" сниматься на фоне рисунков (какой-нибудь армейский знак) и слов ("дагестан – сила", "ингуш"), составленных из тел "духов". Такие фотографии можно встретить в интернете в достаточном количестве. Только что призванные на службу ребята, морально и физически задавленные, не могут дать отпор такому беспределу. В такие минуты настоящей помощью может стать офицер. Его одного слова достаточно, чтобы поставить на место зарвавшихся "командиров" среди солдат. Но чаще такая помощь либо запаздывает, либо ее нет. Верховенство в армии по национальному признаку – явление не новое, но все еще не изученное. Русские ребята, столкнувшись с суровой армейской жизнью в совокупности с новыми теперь уже "исламскими" (от этого вообще непонятными) порядками, ломаются моментально. Не самая сильная психологическая подготовка дает сбой. Ребята превращаются в безвольных исполнителей чужой, преступной, воли. В армии мы видим в действии закон природы: выживает сильнейший и приспосабливающийся. Ведь оба призваны служить не по своей доброй воле. И в новых для себя социально-материальных условиях ищут пути выживания. Сильнейший диктует свою волю, а другой ходит под его тенью. И таким образом оба выживают в незнакомой среде.
В России чрезвычайно развит комплекс веры в "доброго царя" и отсутствие собственной вины в происходящем. Вот придет спаситель и всем поможет, думаем мы. И люди просто ждут перемен. Мы удивляемся тому, почему любое доброе начинание в России растворяется в желчи тех, кто не верит в победу, и цинизме наблюдателей. Все понимают, что проблема есть и ее надо решать, но мало кто рискнет признать и свою долю вины в происходящем и, естественно, приложить свои усилия в борьбе за искоренение проблемы. За границей любое насилие над человеком становится предметом тщательного расследования и обязательного наказания виновных. У нас же человек не воспринимается как личность и проблема рассматривается только тогда, когда возникает массовость насилия, когда эмоции выходят за рамки дозволенного и проливается кровь невинных. Почему именно тогда? Да потому что у нас не видят проблему такой, какой надо видеть: как немедленную угрозу человеку. Я не говорю, что на западе нет проблем и двойных стандартов. Но там нет такого явного перекоса в отношении к проблеме, как здесь, где ее либо вовсе не замечают при наличии явных фактов, либо так рьяно берутся за ее искоренение, что последствия бывают хуже, чем сама проблема.
Что предложить в такой ситуации? Мои мысли опять будут приняты в штыки некоторыми комментаторами. Ведь я не предлагаю ничего революционного. И тем более не ищу виноватых на стороне. Потому что виноватых на стороне нет. Виноваты мы сами, часто потакая злу. В комментариях к первой части было предложено несколько отличных рекомендаций, как бороться с дедовщиной. Методы были различны, но все они основаны на воспитании человека. Да, это самая известная истина. Это самое простое, что можно предложить и сделать. Но именно воспитанием мы занимаемся меньше всего. Все остальные инструменты воздействия – законодательные, репрессивные, – не будут иметь желаемого эффекта, пока человек не воспитан не унижать себе подобного. На востоке почитают пожилых, и поэтому мало кому из молодых придет в голову шальная мысль унизить стариков. Потому что там есть почитание пожилым. И, думаю, такое воспитание можно расширить в отношении женщин, молодежи. В отношении армии, наконец. Вот Бадави Тагиров получил такое воспитание и поэтому остался человеком в самых суровых армейских условиях. Простые слова и не такие сложные для понимания. Надо лишь начать воспитывать. И ждать результатов. В Японии говорят "каждому овощу свое время созревания".
У дедовщины и ее покровителей простая логика. Словом долго учить, кулаком быстрее. Мыслящих таким образом становится много. Но бороться с ними не сложно. Дать раз отпор. Ведь они стая. А в стае главное завалить вожака. Остальные разбегутся или признают свое поражение. И, повторюсь, продолжать воспитание ненасилия среди людей.
Вот, дагестанец Бадави отказался быть насильником. Он не испугался пойти против сложившейся системы солдатских отношений, не стал ждать, что кто-то решит проблему дедовщины в его части. Он не принял "устав старослужащего" за основу своей службы. Обыкновенные человеческие ценности остались для него главными ориентирами.
Надеюсь, что он не "поумнеет", как того хотят старослужащие его полка. Да, он наказан и переведен в низшее солдатское сословие. Но он стал примером всем молодым солдатам. Природа победы все-таки не в физической силе, а в силе духа.
И писать надо именно о нем, а не о "героях", строящих из солдатских тел слова в свое восхваление. Я запомню его имя. Бадави Тагиров. Честь и хвала ему и его родителям. За его воспитание.
Конечно же, за свое непослушание он был бит и переведен в самый низший солдатский ранг своими сослуживцами. Пока "не поумнеет". Его хотели вновь заставить пройти через одно издевательство. Старослужащий спит себе на кровати, а над ним, упершись руками и ногами в стойки кровати, Бадави должен был висеть. Продержаться в таком состоянии надо было столько, сколько спит "дедушка". Не выдержишь и упадешь на него, жди моментальной экзекуции. Бадави отказался и попал в лазарет. Но, говорят, он улыбается. Потому что молодые, за которых он заступился, постоянно навещают его. Он не одинок.
Все это я узнал из письма, которое мне отправил один из тех, кто прочитал первую часть моей "армейской саги". К письму был приложен "устав старослужащего". Это любопытный документ. И жестокий по своему содержанию, потому что реально отражает происходящее в армии. Подробный свод правил, составленный старослужащими одной из частей, для беспрекословного исполнения вновь призванными ребятами. Конечно же, в нем красным шрифтом выделены пункты о полном подчинении воле старослужащих и непременном наказании при их неисполнении. Я тоже помню "пункт №1. Дедушка всегда прав. Пункт №2. Если дедушка не прав, смотри пункт №1". Все статьи этого устава хорошо известны тем, кто раньше служил в армии, и ничего нового в них нет. В него лишь добавлены дополнительные пункты наказаний. Человек всегда и везде готов наказать, но редко помочь.
Я в свое время спросил своего ротного, почему нельзя просто потренироваться несколько часов. Тогда мы всему научимся без синяков и плохо скрываемых слез.
– Нет, не научитесь, – был тогда ответ. – Тренировать и объяснять – это очень долго. Если кулаком наказать, то да, до ужина быстро научитесь.
Армия, как зеркало общества, отражает современные тенденции. Решение проблем грубой силой присутствует практически везде. А в армии это усилено самой обстановкой. Беспредельщик диктует свои правила поведения посредством составления своих "уставов". Пока на низшем, солдатском, уровне. Усилилось исламское влияние в армии. Стало модно "дедушкам" сниматься на фоне рисунков (какой-нибудь армейский знак) и слов ("дагестан – сила", "ингуш"), составленных из тел "духов". Такие фотографии можно встретить в интернете в достаточном количестве. Только что призванные на службу ребята, морально и физически задавленные, не могут дать отпор такому беспределу. В такие минуты настоящей помощью может стать офицер. Его одного слова достаточно, чтобы поставить на место зарвавшихся "командиров" среди солдат. Но чаще такая помощь либо запаздывает, либо ее нет. Верховенство в армии по национальному признаку – явление не новое, но все еще не изученное. Русские ребята, столкнувшись с суровой армейской жизнью в совокупности с новыми теперь уже "исламскими" (от этого вообще непонятными) порядками, ломаются моментально. Не самая сильная психологическая подготовка дает сбой. Ребята превращаются в безвольных исполнителей чужой, преступной, воли. В армии мы видим в действии закон природы: выживает сильнейший и приспосабливающийся. Ведь оба призваны служить не по своей доброй воле. И в новых для себя социально-материальных условиях ищут пути выживания. Сильнейший диктует свою волю, а другой ходит под его тенью. И таким образом оба выживают в незнакомой среде.
В России чрезвычайно развит комплекс веры в "доброго царя" и отсутствие собственной вины в происходящем. Вот придет спаситель и всем поможет, думаем мы. И люди просто ждут перемен. Мы удивляемся тому, почему любое доброе начинание в России растворяется в желчи тех, кто не верит в победу, и цинизме наблюдателей. Все понимают, что проблема есть и ее надо решать, но мало кто рискнет признать и свою долю вины в происходящем и, естественно, приложить свои усилия в борьбе за искоренение проблемы. За границей любое насилие над человеком становится предметом тщательного расследования и обязательного наказания виновных. У нас же человек не воспринимается как личность и проблема рассматривается только тогда, когда возникает массовость насилия, когда эмоции выходят за рамки дозволенного и проливается кровь невинных. Почему именно тогда? Да потому что у нас не видят проблему такой, какой надо видеть: как немедленную угрозу человеку. Я не говорю, что на западе нет проблем и двойных стандартов. Но там нет такого явного перекоса в отношении к проблеме, как здесь, где ее либо вовсе не замечают при наличии явных фактов, либо так рьяно берутся за ее искоренение, что последствия бывают хуже, чем сама проблема.
Что предложить в такой ситуации? Мои мысли опять будут приняты в штыки некоторыми комментаторами. Ведь я не предлагаю ничего революционного. И тем более не ищу виноватых на стороне. Потому что виноватых на стороне нет. Виноваты мы сами, часто потакая злу. В комментариях к первой части было предложено несколько отличных рекомендаций, как бороться с дедовщиной. Методы были различны, но все они основаны на воспитании человека. Да, это самая известная истина. Это самое простое, что можно предложить и сделать. Но именно воспитанием мы занимаемся меньше всего. Все остальные инструменты воздействия – законодательные, репрессивные, – не будут иметь желаемого эффекта, пока человек не воспитан не унижать себе подобного. На востоке почитают пожилых, и поэтому мало кому из молодых придет в голову шальная мысль унизить стариков. Потому что там есть почитание пожилым. И, думаю, такое воспитание можно расширить в отношении женщин, молодежи. В отношении армии, наконец. Вот Бадави Тагиров получил такое воспитание и поэтому остался человеком в самых суровых армейских условиях. Простые слова и не такие сложные для понимания. Надо лишь начать воспитывать. И ждать результатов. В Японии говорят "каждому овощу свое время созревания".
У дедовщины и ее покровителей простая логика. Словом долго учить, кулаком быстрее. Мыслящих таким образом становится много. Но бороться с ними не сложно. Дать раз отпор. Ведь они стая. А в стае главное завалить вожака. Остальные разбегутся или признают свое поражение. И, повторюсь, продолжать воспитание ненасилия среди людей.
Вот, дагестанец Бадави отказался быть насильником. Он не испугался пойти против сложившейся системы солдатских отношений, не стал ждать, что кто-то решит проблему дедовщины в его части. Он не принял "устав старослужащего" за основу своей службы. Обыкновенные человеческие ценности остались для него главными ориентирами.
Надеюсь, что он не "поумнеет", как того хотят старослужащие его полка. Да, он наказан и переведен в низшее солдатское сословие. Но он стал примером всем молодым солдатам. Природа победы все-таки не в физической силе, а в силе духа.
И писать надо именно о нем, а не о "героях", строящих из солдатских тел слова в свое восхваление. Я запомню его имя. Бадави Тагиров. Честь и хвала ему и его родителям. За его воспитание.