Ссылки для упрощенного доступа

Флешмоб как припадок солидарности


Феномен флешмоба, обладая некой удивительной притягательностью для "простого" человека и не требуя ничего взамен, помалкивает о том ресурсе, откуда он черпает эту поразительную кредитоспособность. Дело идет о солидарности. После того, как повалились все традиционные формы изъявления и практики солидарности, и "просто" человек уже не только не чувствует органической необходимости, но и не ощущает на себе ритуального принуждения участвовать в демонстрациях или митингах, он все равно периодически востребует неких массовых форм коллективности.

Флешмоб дарит возможность израсходовать эту потребность, не заключая никаких долгосрочных обязательств. Однако в самой этой форме спонтанной солидарности есть некое самоотрицание. Прежде всего, то, что он, исчерпав припадок солидарности, должен закончиться - без заключения каких бы то ни было архаических резолюций, программ, манифестов. К тому же это противоречило бы самой сути флешмоба как терапевтической формы борьбы с рефлексом солидарности. Все программы уже существуют, они написаны транснациональными корпорациями. Все резолюции уже приняты за спиной нашей отчужденной повседневности, а новые манифесты ежедневно выкрикиваются аудиовизуальными медиа. Требуется только периодически справляться с эпилептическими припадками солидарности, которые к тому же и сами становятся все мягче и незатейливее.

Один из наиболее распространенных видов флешмоба - фризмоб. Толпа, застывшая на площади или в супермаркете. Каждый остается в той позе и за тем занятием, которые только что у него были. Эта негативная солидарность основана на том, что каждый остается при своем - действии, положении, направлении. Коллективность конституируется разобщенностью социальных атомов. Кинетический потенциал этих действий также удачно коннотируется статичностью этих не-коллективных не-действий. Ничто ни к чему не ведет.

Эффект фризмоба - в отсутствии какого бы то ни было эффекта, помимо документации. Подобные вещи и существуют преимущественно в собственной документации, которая видео-, фото здесь, разумеется, не подходит. Но для того, чтобы документация была убедительна и, соответственно, конструировала бы прецедент фризмоба, необходимо чтобы кто-то не участвовал в затее, чтобы кто-то оспаривал неподвижную солидарность своим передвижением. Таким образом, флешмоб существует только в модусе самоотрицания.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG