Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Андрей Шароградский – о диссиденте Лю


Лауреат Премии мира Лю Сяобо с женой. Дата съемки не известна, фото распространено семьей диссидента 3 октября 2010 года
Лауреат Премии мира Лю Сяобо с женой. Дата съемки не известна, фото распространено семьей диссидента 3 октября 2010 года
По сообщениям китайских правозащитных организаций, супруга находящегося в заключении лауреата Нобелевской премии мира 2010 года Лю СяобоЛю Ся – помещена под домашний арест. Скорее всего, власти Китая не разрешат ей принять участие в церемонии вручения Нобелевской премии 10 декабря в Осло.

Лю Сяобо отбывает одиннадцатилетний срок заключения по обвинению в "подрывной деятельности". Свою премию он посвятил жертвам разгона правительственными силами демонстрации протеста на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Какие изменения теперь могу произойти в судьбе диссидента? Об этом размышляет международный обозреватель Радио Свобода, эксперт по китайской проблематике Андрей Шароградский:

– Не думаю, что будут изменения к лучшему. Хотя, по идее, после присуждения Лю Сяобо такой премии можно было бы пойти навстречу мировому сообществу и освободить его. Ведь это человек, который не призывает к насильственной смене власти. Он выступает за изменения государственного строя, но подчеркивает, что речь идет исключительно об изменениях, производимых мирным путем.

Конечно же, Лю Сяобо не освободят. Поступают сообщения, что его супруга ограничена в свободе передвижения. Это произошло после того, как ей было предоставлено короткое свидание с мужем и она затем сообщила, что Лю Сяобо посвятил свою премию жертвам трагедии на площади Тяньаньмэнь. Правда, я должен отметить, что эта информация достаточно противоречивая. Со ссылкой на различные правозащитные организации рассказывают, что Лю Ся не может выйти из дома без сопровождения полиции. То есть, это не вполне домашний арест; видимо, полицейские просто контролируют, чтобы не было каких-то контактов с западными журналистами. Лю Ся сказала, что у нее забрали, а потом вернули в неисправности мобильный телефон. Однако она смогла связаться с кем-то по телефону своего брата. И еще одно сообщение, на которое я обратил внимание: ее якобы вынуждают уехать из Пекина, то есть фактически хотят, чтобы она перебралась в то место, где сейчас в колонии находится ее муж. Видимо, все это говорит о том, что ее, по крайней мере, не выпустят в Осло на вручение Премии мира.

– Когда китайские власти в конце минувшей недели выступили с довольно жестким заявленим в адрес Норвегии, угрожая чуть ли не разрывом дипломатических отношений, они должны были понимать, что Нобелевский комитет не изменит свое решение. Почему все-таки, на ваш взгляд, Китай повел себя так жестко?

– По моим наблюдениям, дело в психологии китайской власти. Нынешний китайский режим часто действует очень прагматично. Взять хотя бы отношения с Тайванем. Или то, что сейчас происходит в Гонконге, где международные правозащитные организации работают довольно открыто. Туда можно приехать, там издается книга с критикой нынешнего премьера Госсовета… И вот – заявление китайского МИДа в адрес властей Норвегии, которое может сильно повредить двусторонним отношениям. Были попытки, об этом писала газета "Таймс", официальных китайских лиц встретиться с представителями Нобелевского комитета и убедить их в том, что премию китайскому диссиденту давать нельзя. При том, что в Пекине не могут не понимать: бессмысленно давить на норвежский Нобелевский комитет, потому что если один из входящих в него людей поддастся этому давлению, в демократической стране это означает политическое самоубийство. Как только подобного рода скандалы приобретают международный размах, реакция следует отовсюду. В таких ситуациях китайский режим контролировать себя не может и идет на шаги, которые только вредят его репутации. Это совершенно очевидно.

– В Китае ограничивают информацию о том, что Лю Сяобо получил Нобелевскую премию…

– В Китае принимаются очень жесткие меры по ограничению Интернета. Нельзя выйти в Facebook, нельзя использоватьYouTube (хотя продвинутые пользователи это могут делать). Как только появилось известие о том, что присуждена премия Лю Сяобо, тут же были прерваны в Китае передачи СNN и ВВС. Если в поисковике ввести имя "Лю Сяобо", то блокировалась практически вся информация, кроме заявления МИД.

А что это за организация "Хартия 2008", в числе учредителей которой числится Лю Сяобо? Это серьезное оппозиционное движение?

– На волне подготовки к Олимпиаде 2008 года китайские власти пытались делать вид, что жесткого подавления диссидентского движения нет. В этот момент пытались заявить о себе диссиденты в разных областях – начиная от защитников прав людей, выселенных с территории, где строились олимпийские объекты, и заканчивая теми, кто выступал за изменение государственного строя. Тогда и возникла "Хартия 2008". Ее собирались презентовать в день, когда отмечалось 60-летие Всеобщей декларации прав человека. Но Лю Сяобо и нескольких его сподвижников задержали за два дня до этого. А в июне 2009 года был санкционирован уже арест Лю Сяобо. Потом, вскоре после предъявления обвинения, в начале декабря прошлого года, прошел судебный процесс. И в феврале 2010 года приговор ему был окончательно подтвержден

Этот и другие материалы из итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым".
XS
SM
MD
LG