Ссылки для упрощенного доступа

Биография Манделы как повод поговорить с самим с собой


Нельсон Мандела
Нельсон Мандела
92-летний Нельсон Мандела, первый темнокожий президент Южно-Африканской Республики 12 октября выпустил книгу мемуаров "Беседы с самим собой"; издание вышло сразу на 20 языках.

Прежняя, вышедшая в 1995 году биография Нельсона Манделы кажется ему самому официозной и приглаженной. В новой книге объемом почти в семьсот страниц Мандела рассказывает о своих ошибках и заблуждениях – не только о ненасильственной борьбе, но и о том, как в начале 1960-х годов руководил боевиками из организации "Копье нации". Об этом эпизоде из биографии политика – известный этнограф, знаток Африки Аполлон Давидсон:

– В марте 1960 года в двух пригородах крупнейших городов Южной Африки – Йоханнесбурга и Кейптауна – были расстреляны мирные демонстрации. Это вызвало возмущение по всему миру; сейчас этот день называется по решению ООН Днем борьбы против расизма. В Южной Африке была создана организация, которая называлась "Копье нации", ее главнокомандующим действительно был Мандела – но очень недолго: начиная с 1962 года, он в основном сидел по тюрьмам. Находясь в тюрьме, он – в отличие от довольно многих людей, близких, казалось бы, ему по духу – считал, что нужны мирные методы, переговоры; и в этом его колоссальная заслуга.

– Вы встречались с Нельсоном Манделой. Какое впечатление он на вас произвел?

– Человек поразительно достойный. Человек, который все время стремился к мирным методам на протяжении всей своей жизни, если исключить этот довольно короткий период. Если в Южной Африке не произошло гражданской войны между белыми и черными, это в большой степени его заслуга. Представляете, сколько за 300 лет накопилось у черного населения Южной Африки протеста против белых?! Все политологи мира считали, что должна быть кровавая баня. А ведь ее не было! Ни одного погрома даже не было! В очень большой степени это – заслуга Манделы.

Каковы результаты борьбы Нельсона Мандела? Можно ли сказать, что в ЮАР создано общество без расовых предрассудков? На этот вопрос отвечает журналист-международник Борис Богданов, неоднократно бывавший в Южно-Африканской Республике:

– С одной стороны – да, такое общество создано. Нет никаких ограничений, которые препятствовали бы тому, чтобы люди разных рас жили в ЮАР, смешиваясь. Где-то, видимо, такое смешивание происходит. В каком-нибудь большом торговом центре, ресторане или просто на улице можно увидеть весьма пеструю в расовом отношении толпу. Если говорить о том, где люди живут, то, в основном, конечно, сохраняется уровень сегрегации – но уже не навязанной сверху, а просто традиционной. Менее имущие слои черного населения как жили в своих поселках, зачастую бедных, так и продолжают жить; в силу чисто экономических причин они не могут переехать куда-то еще. Да и к тому же, наверное, они как-то привязаны к этим местам: тут и семейные, и какие-то родоплеменные отношения... То же самое и с белыми людьми: трудно было бы ожидать, что белые люди возьмут и переедут жить туда, где живут черные.

– Можно ли назвать Южно-Африканскую Республику общим государством всех граждан этой страны?

– Это скорее цель, к которой они стремятся. В принципе – да, можно, наверное, и так выразиться: люди имеют равные права, могут избираться в органы власти, могут занимать какие-то государственные и прочие должности. По крайней мере, внешне можно видеть в учреждениях людей разных рас, работающих в одних и тех же местах. Белые полицейские дежурят вместе с черными полицейскими или с полицейскими индийского происхождения.

– Можно ли сказать, что авторитет Нельсона Манделы непререкаем среди всех слоев южноафриканского населения? Или у кого-то есть к нему свои вопросы и претензии?

– Те, кто был его противником в годы его активной борьбы – они же никуда не делись. Как среди белых, так и среди черных. Может быть, он не принимает активного непосредственного участия в политической жизни страны – в силу возраста, состояния здоровья. Но как некий отец нации - да, он по-прежнему уважаем, конечно.

– Вы назвали бы Южно-Африканскую Республику процветающим государством?

– На фоне остальной Африки – конечно, это процветающее государство. ЮАР вернулась в африканскую семью после того, как пал апартеид – развитым, по меркам Африки, государством. Конечно, догнать ее остальным непросто. Проблемы в ЮАР, безусловно, существуют – проблемы, связанные с безработицей, каким-то социальным неравенством, с иммиграцией по экономическим мотивам: когда Южная Африка открылась для остального континента, то народ туда хлынул отовсюду.

Можно сказать, что рождается новая межнациональная общность - южноафриканский народ, но это объединение достаточно хрупко. Надеюсь, что южноафриканские политики проявят достаточно такта, ума и дальновидности – и постараются сделать все, чтобы его сохранить.

Этот и другие материалы из итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги в Андреем Шарым".
XS
SM
MD
LG