Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Эдди Рознер – изгнанный Гитлером, преследовавшийся Сталиным


Немецкое издательство «Be.Bra» выпустило книгу об одном из создателей джазовой культуры в СССР, выдающемся трубаче, аранжировщике, авторе известных песен Эдди Рознере. Название книги, в переводе с немецкого «Изгнанный Гитлером, преследовавшийся Сталиным», описывает два важнейших крутых поворота в судьбе Эдди Рознера. Авторам книги - историку Гертруд Пикхан и музыковеду Максимилиану Прайслеру - удалось добавить немало подробностей в биографию музыканта, родившегося и умершего в Берлине.

В СССР Эдди Рознер прожил более тридцати лет. А родился он в Берлине в еврейской семье выходцев из Польши. В детстве был музыкальным вундеркиндом-скрипачом, но впоследствии предпочел освоить трубу и играть джаз. Именно как трубач-виртуоз он и прославился в Берлине и Европе, Однако приход к власти нацистов в Германии положил конец его карьере. До того, как судьба привела его в СССР, он успел еще с созданным им в Польше большим оркестром покорить Париж, где американская компания «Коламбия» выпустила с ним диск, в частности, с его версией «Каравана» Дюка Эллингтона и Хуана Тизоля.

Созданный им позднее в Минске, в основном из таких же, как он, бежавших от немцев эмигрантов, состав стал Государственным джаз-оркестром Белорусской ССР.

В 1946 году Рознер попытался вернуться в Европу, сначала легальным, а после отказа не совсем легальным путем, и угодил в сталинские лагеря, в частности, в Магадан, где провел 7 лет, последние несколько лет руководя лагерным оркестром. После смерти Сталина он был реабилитирован. Создал в Москве ставший очень популярным большой джаз-оркестр и руководил им до того, пока его в 1968 году не спровадили на пенсию тогдашние начальники советской культуры. Сделав последнюю, но неудавшуюся попытку создать новый оркестр в Гомеле и получив после многих лет усилий визу на посещение родственников в США, Рознер вместе с женой и ее дочерью прибыл в 1973 году в Западный Берлин, где вскоре получил немецкий паспорт и остался жить.

В книге «Изгнанный Гитлером, преследовавшийся Сталиным» немало свидетельств довоенной европейской популярности музыканта. Об этом говорят, например, приводимые в книге трогательные строчки письма из Австралии в Западный Берлин Рознеру руководителя ансамбля «Вайнтрауб Синкопейтерс», в котором Рознер впервые обрел известность, – Штефана Вайнтрауба. О Рознере Вайнтрауб, также убежавший от Гитлера, ничего не слышал почти 40 лет.

Один из авторов новой книги о музыканте Гертруд Пикхан рассказала Радио Свобода, что главной ее целью было вернуть Рознеру известность в Берлине и «вернуть городу прожившего столь бурную жизнь сына».

«Ведь жизнь Рознера началась и закончилась в Берлине и включила в себя восхождение на вершину европейского шоу-бизнеса, а затем советской эстрады, а также ГУЛАГ – так много событий одной жизни, – и я считаю, что наш город должен принять эту жизнь, как часть собственной истории, – говорит Пикхан. – Интересно, что глава «Рознер и ГУЛАГ» в момент составления плана книги мучила меня заранее, так как я не могла себе представить, как я смогу добыть материал на эту тему. Но помог счастливый случай, обративший наше внимание на молодого музыковеда из геттингенского университета, которая писала докторскую диссертацию на тему «Музыка в ГУЛАГЕ», и она, госпожа Инна Клаузе, любезно предоставила нам свои находки из магаданского архива».

Став в конце своей жизни снова берлинцем, Рознер открыл нечто вроде клуба легкой музыки, но, как и предсказывали ему многие, пожилая публика, пришедшая один раз, этим и ограничивалась, а для молодой аудитории Рознер был уже несколько старомоден. Затея не удалась, и это по приведенному в книге свидетельству редактора радио Лутца Адама удручающе подействовало на Рознера.

Между тем, авторы книги не идеализируют Рознера и отмечают многие противоречивые черты его характера. Например, по утверждению Гертруд Пикхан, музыкант был рассказчиком историй, баек.

«Ему нравилось это дело, и в своих историях он далеко не всегда следовал правде, как возможно в его рассказе, что он записывался с Марлен Дитрих в «Голубом ангеле», – подтверждений этому обнаружить не удалось. В нем было что-то от игрока и авантюриста и все это вместе, как мне кажется, многое объясняет в этой личности».

Рознер был трижды женат и у него три дочери. Одна из них живет в США, другая во Франкфурте, третья, приемная, в Берлине. Эдди Рознера авторы книги называют типичным Дон-Жуаном. Но, несмотря на это, Гертруд Пикхан добавила новый парадоксальный штрих к его портрету.

«Приемная дочь Рознера, Валентина, больше всего прожила рядом с ним, но музыкант всегда прилагал усилия, чтобы поддерживать контакт с двумя родными дочерьми – рассказывает Гертруд Пикхан. – Старшая дочь маэстро Эрика Рознер жила с матерью в Польше, но часто приезжала к отцу в СССР и проводила с ним лето на Черном море или в других местах отдыха, и другая дочь Ирина, пока Рознер жил в СССР, часто виделась с ним по его желанию. Рознер действительно очень старался быть хорошим отцом», – говорит Пикхан.

Отеческую заботу Рознера вспоминают и многие певцы, работавшие с его оркестром, например, Людмила Гурченко, дебют которой в фильме «Карнавальная ночь» прошел в сопровождении оркестра Эдди Рознера.

«Он должно быть был необыкновенно сильной и динамичной личностью, – предполагает Пикхан, – иначе невозможно объяснить то, что он сумел пережить ГУЛАГ без заметного вреда для своего душевного состояния. Это необычно. Он выглядел и вел себя так, как будто ГУЛАГ не оставил никаких следов в его психике, он был по своей натуре «ванька-встанька». И я предполагаю, что настоящим содержанием его жизни была музыка. Когда была возможность «делать музыку», он даже в ГУЛАГЕ мог оставаться самим собой, и все остальное становилось для него тогда менее важным».

Живя в Берлине, Эдди Рознер писал книгу воспоминаний на немецком языке, однако не успел ее закончить. Оглядываясь на годы, проведенные в СССР, он планировал ее назвать «Страна безграничных НЕвозможностей».

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG