Ссылки для упрощенного доступа

Ходорковскому и Лебедеву предложено сидеть 14 лет


Михаил Ходорковский (справа) и Платон Лебедев
Михаил Ходорковский (справа) и Платон Лебедев
Гособвинитель на процессе Ходорковского и Лебедева попросил суд приговорить обвиняемых к 14 годам лишения свободы каждого.

Корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова передает из зала суда:

- Этот срок образовался из частичного сложения наказаний за такие преступления как легализация преступно нажитых средств и хищение нефти, размеры которой в последние дни были заметно сокращены. Кроме всего прочего, в срок вместился тот год, который Михаил Ходорковский и Платон Лебедев еще не отбыли по первому приговору Мещанского суда Москвы. По мнению государственных обвинителей, следует прекратить уголовное преследование Ходорковского и Лебедева в части эпизода, связанного с хищением акций ВНК за истечением срока давности, а гражданские иски, заявленные в рамках этого уголовного разбирательства потерпевшими, подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Государственные обвинители просили суд никаких решений в настоящее время по ним не выносить. Защита подсудимых выступит в прениях 27 октября.

При назначении наказания Ходорковскому и Лебедеву прокуратура просит учесть наличие смягчающих обстоятельств. Речь - о наличии у подсудимых малолетних детей. Гособвинитель обратил также внимание суда на заболевания, которыми страдает Платон Лебедев. Малолетние дети и болезни, впрочем, не сильно смягчили прокуроров.

Справка РС

Второе уголовное дело в отношении экс-владельцев ЮКОСа слушается председателем Хамовнического суда Виктором Данилкиным, со стороны обвинения в процессе принимает участие пять прокуроров. Интересы подсудимых в ходе процесса представляли около 10 адвокатов. Судебный процесс в Хамовническом суде начался 3 марта 2009 года, за 19 месяцев прошло около 280 заседаний. В суде выступил 81 свидетель.


В интервью Радио Свобода Ирина Ясина, член Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и бывший директор программ фонда "Открытая Россия" так прокомментировала требование гособвинителей:

- Я не хочу обсуждать это в терминах "экономические преступления, тяжелые экономические преступления". Потому что любому человеку, кто ходил на суд, абсолютно понятно, что это даже не обвинение, это просто набор слов. Там не с чем спорить. Потому что, как можно спорить с глупостью?! Как можно спорить с набором слов? По закону это обвинение рассыпается одним щелчком. Судья Данилкин должен сдернуть с себя мантию, сказать - слушайте, кончайте надо мной издеваться, это немыслимо, они оправданы, они свободны прямо сейчас! Вот только так я могу на это реагировать.

Естественно, как нормальный человек, я до последнего надеюсь. Я надеюсь, что давления государства на суд не произойдет, что судья Данилкин примет решение в соответствии с законом и совестью.

Вынесение приговора по делу Ходорковского и Лебедева - лучше не придумаешь теста при ответе на вопрос: происходит в стране модернизация или нет.

Григорий Чхартишвили, писатель и переводчик, автор интервью с Михаилом Ходорковским для журнала "Эсквайр" считает:

- Прокуратура меня совершенно не удивила. И вообще, по-моему, ее позиция сейчас уже никакого интереса для общества не представляет. С ней все ясно. Сейчас наступает момент истины для судьи Данилкина. Этот человек - хочет он того или не хочет - обречен войти в историю. Человек он профессиональный. Он не может не понимать всю абсурдность обвинения. Сейчас он окажется перед очень тяжелым выбором. Так или иначе, фамилия Данилкин станет в российской истории именем нарицательным. Она просто может стать или синонимом мужества и достоинства, или синонимом государственного и личного позора. Вот о чем и о ком я сейчас думаю.

Я подозреваю, я даже уверен, что на судью Данилкина оказывается очень серьезное давление. Очень вероятно, что существуют заранее какие-то согласованные договоренности. И вместе с тем, все мы люди. У каждого из нас есть одна жизнь, есть одна ответственность перед собой, перед детьми, перед историей. И когда человек оказывается в ситуации, пусть даже невольно, исторической ответственности, в нем могут пробудиться какие-то внутренние ресурсы и силы. Только на это, собственно говоря, я сейчас и надеюсь.

В России самым влиятельным человеком в политике является Владимир Путин. А его отношение лично к Михаилу Ходорковскому известно. В последнее время он дважды повторял совершенно абсурдную, дикую с правовой точки зрения вещь - какие-то обвинения в убийствах, то есть в том, в чем даже прокурор Лахтин его не обвиняет. На мой взгляд, это давление и ясный сигнал суду, как следует относиться к этим обвиняемым. Поэтому иллюзий у меня особенных нет. Я еще раз говорю, что моя последняя надежда на то, что чувство человеческого достоинства и мужество - все-таки не пустой звук.



"Кто боится Михаила Ходорковского?" - комментарий обозревателя Радио Свобода Михаила Шевелева.

Сегодня на сайте пресс-центра адвокатов Ходорковского и Лебедева опубликован видеокомментарий политолога Дмитрия Орешкина, который прогнозирует исход суда.

"Судья скостит два-три года и вынесет обвинительный приговор"
XS
SM
MD
LG