Ссылки для упрощенного доступа

Что последует за выводом российских войск из грузинского села Переви


Ирина Лагунина: Переговоры в Женеве по безопасности в Закавказье проводятся с 2008 года с участием представителей США, Грузии, России, властей самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия, ООН, ЕС и ОБСЕ. Итогом прошедшего на прошлой неделе очередного раунда стало решение России вывести пограничные войска с территории грузинского села Переви. Материалы радио Эхо Кавказа на эту тему подготовил Александр Касаткин.

Александр Касаткин: Решение российской стороны о выводе войск из села Переви Сачхерского района оказалось вполне ожидаемым в Грузии, так как Москва неоднократно заявляла о таком намерении. Рассказывает из Тбилиси Нона Суварян.

Нона Суварян: Несмотря на то, что последний раунд Женевских переговоров считается сорванным, сделанное после переговоров заявление замминистра иностранных дел России Григория Карасина выделило этот раунд из всех остальных. Судя по словам дипломата, решение о выводе войск было принято довольно давно.

Григорий Красин:
В декабре 2008 года наши пограничники уже отходили от этого населенного пункта, когда туда армадой вошли спецназовцы Грузии. Выступил президент Саакашвили, который объявил о великой победе грузинского оружия над Россией. Пошла довольно дешевая медийная пропаганда, которая вынудила наших пограничников вернуться обратно. Наши пограничники провели большую работу, сделали дорогу, которая соединяет этот район с остальной территорией Южной Осетии, и сейчас настала пора отойти на территорию Южной Осетии, поскольку этот район, мы всегда признавали, был довольно спорным

Нона Суварян: При этом Карасин заявил, что российская сторона закрыла вопрос, стоявший на повестке дня в рамках договоренности Медведева-Саркози.
Комментируя сегодня решение России, грузинские политики подчеркивали, что это всего лишь первый шаг к полной деоккупации территории Грузии. В Тбилиси также считают, что решение Россия приняла, с одной стороны, исходя из жесткой позиции Грузии, с другой - из-за настоятельных требований международного сообщества. Говорит спикер парламента Давид Бакрадзе.

Давид Бакрадзе:
Переви - это всего лишь малый элемент из августовского договора по прекращению огня. Необходимо единой силой, поэтапно, вместе с международным содружеством достигнуть того, чтобы этот договор был выполнен полностью: выведены вооруженные силы со всей территории Грузии, и начат политический процесс с целью мирного объединения Грузии.

Нона Суварян: В то же время, к решению России скептически отнесся министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Первый дипломат Грузии утверждает, что подобные заявления российской стороной делались и ранее, поэтому его комментарии прозвучат «позже, когда российская сторона выведет своих военных из оккупированного села».
Несмотря на то, что официальный Тбилиси не говорит о вероятности ответных шагов, подобного рода вопросы все-таки возникают. По мнению руководителя Международного центра геополитических исследований Тенгиза Пхаладзе, если Россия выполнит все свои обязательства, Грузия в некоторых вопросах также пойдет на уступки:

Тенгиз Пхаладзе: Хотя у нас нет прямых дипломатических отношений с Российской Федерацией, но вместе с этим существует очень много международных форматов, где голос Грузии весомый и имеет очень большое значение. Если Россия начнет выполнение своих обязательств, это может послужить первым реальным поводом для того, чтобы состоялись переговоры, помимо Женевского формата, и мы вышли бы на другой уровень. И потом это может послужить началом позитивных для России переговоров по поводу вступления России в ВТО.

Нона Суварян: Для конфликтолога Пааты Закареишвили решение России было вполне ожидаемым, так как село Переви никогда не входило в состав бывшей югоосетинской автономной области. Эксперт также говорит о том, что подобного рода шагов со стороны России в будущем ожидать не стоит.

Паат Закареишвили: Россия решила сыграть какой-то пиар-ход на Женевских встречах и показать мировому сообществу, насколько она идет на уступки. Грузия в данном случае ничем не обязана. Это только обязательство России, которое она должна была давно выполнить, она вообще не должна была туда входить. Но раз вошла туда, должна была выйти. Об этом она заявляла всегда, и это не было связано ни с какими условиями.

Нона Суварян: Российские войска заняли село Переви в результате августовской войны. В начале октября российские войска покинули буферную зону вокруг Южной Осетии, однако оставили один контрольный пункт в Переви.

Александр Касаткин:
В Москве заявили, что вывод российских пограничников из села Переви закрывает вопрос о соблюдении Россией соглашения по Грузии Медведева-Саркози.
"С выводом российского пограничного поста из населенного пункта Переви вопрос о мнимом невыполнении нами договоренностей Д.Медведев - Н.Саркози окончательно закрыт", - говорится в заявлении МИД России, распространенном во вторник. О реакции на это заявление в Тбилиси – Беслан Кмузов.

Беслан Кмузов:
Грузинские эксперты однозначно утверждают, что точка на соглашении Медведева-Саркози еще не поставлена. Профессор дипломатической академии, политолог Сосо Цинцадзе считает, что заявление российского МИД было вполне ожидаемым, поскольку Россия никогда ничего не делает без требования компенсации.

Сосо Цинцадзе:
Адресатом этой дипломатической компенсации, которую потребовала сейчас Россия, является Париж. Россия заявила, что Париж и Запад после этого не имеют права требовать выполнения шестого пункта соглашения о выводе российских оккупационных войск за пределы Грузии.

Беслан Кмузов:
Однако, по мнению политолога, вряд ли Франция будет удовлетворена таким объяснением:

Сосо Цинцадзе:
Я не думаю, что Елисейский дворец сделает ответное заявление, что поставлена точка.

Беслан Кмузов:
Политолог Андро Барнов также считает, что мировое сообщество (США, Евросоюз, ОБСЕ и Генассамблея ООН) продолжит требовать от России выполнить соглашение до конца:

Андро Барнов:
Кремль хочет поставить вопрос таким образом и найти понимание хоть где-то. Если они добьются этого, то будут считать, что шаг был правильным. Но я не думаю, что они найдут поддержку.

Беслан Кмузов:
По мнению Сосо Цинцадзе, на самом деле заявление России преследует решение не долгосрочных, а ближайших задач. Как говорит политолог, российские дипломаты выбрали очень удачное время для этого заявления. Как раз сегодня проходила встреча президентов России, Франции и канцлера Германии.
Как отмечает Цинцадзе, самые крепкие позиции внутри страны у Медведева. Рейтинг президента Саркози крайне низок, а канцлер Ангела Меркель с трудом сдерживает политическую коалицию в Бундестаге.
Андро Барнов также считает, что заявление МИД России сделано с целью добиться уступок в других вопросах перед Всемирным экономическим форумом в Давосе:

Андро Барнов:
Они просто открыли какое-то пространство перед Давосом. У них есть сейчас что сказать. В Переви они же зря стояли. Что это им давало? А сейчас они сделали политический шаг.

Беслан Кмузов:
Как считает Цинцадзе, преследуя текущие задачи, Россия поставила себя в неудобное положение:

Сосо Цинцадзе:
Дипломаты заявляли, что соглашение выполнено полностью. А сейчас оказывается, что последнюю точку ставят, и это - маленькая деревушка Переви, а не 20 процентов грузинской территории, которые оккупированы российскими войсками.

Беслан Кмузов:
Андро Барнов не считает, что это станет прецедентом:

Андро Барнов:
Они всегда говорили, что временно стоят в Переви, пока ситуация этого требует. Это был самый легкий шаг для России.

Александр Касаткин:
Во вторник, на пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи глав России, Франции и Германии, Николя Саркози приветствовал вывод российских войск из Переви и призвал Грузию подписать соглашение о неприменении силы с самопровозглашенными республиками. О реакции на это в грузинской прессе – Мзия Паресишвили.

Мзия Паресишвили: Обращение президента Франции в адрес Тбилиси с призывом подписать договор о неприменении силы вызвало некоторую озадаченность в грузинском обществе. Ведь Грузия свой отказ подписывать этот договор объясняла тем, что невозобновление огня уже заложено в договоре Медведева-Саркози. Газета “Резонанси” обращает внимание на то, что российская сторона это требование постоянно предъявляла на всех 13 раундах Женевских дискуссий и получала отказ от грузинских официальных лиц. Причина - Тбилиси не рассматривает сторонами конфликта де-факто республики, но готова подписать договор с Россией.
Что может означать новое предложение Саркози: новую реальность или же новые попытки Европы допустить международных наблюдателей в пределы административных границ отколовшихся регионов Грузии? Ответы на эти вопросы газета «Резонанси» попыталась получить у экспертов и политологов. Конфликтолог Паата Закареишвили предполагает, что «Евросоюз сможет зайти на территорию Абхазии и Южной Осетии в том случае, если грузинская сторона подпишет с абхазской и осетинской сторонами договор о невозобновлении огня». Но версию Закареишвили не разделяет политолог Сосо Цинцадзе. Газете «Резонанси» он заявил, что не представляет, чтобы грузинская сторона когда-нибудь решила подписать такого рода договор с Сухуми и Цхинвали.
Газета «24 саати» и «Сакартвелос Республика», освещая вывод российских войск из села Переви, пишет, что это был микроскопический шаг в сторону исполнения договора Медведева-Саркози, который предусматривает отступление российских войск на позиции, которые они занимали до 7 августа 2008 года. Как отмечает газета «Сакартвелос Республика», сейчас русские ушли лишь с бесспорно грузинской территории.
В газетах «Ахали Таоба» и «Версия» опубликованы интервью оппозиционных лидеров, которые рассказывают о планах на ноябрь. Лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе газете «Версия» говорит, что его партия не намерена участвовать в проектах чужих партий. А один из лидеров новоиспеченной партии «Картули» Созар Субари говорит, что его партия на чужой площадке играть не собирается, имея в виду запланированные на ноябрь протестные акции Народного форума.
XS
SM
MD
LG