Различные ритуалы и обряды сопровождают буддистов от рождения и до самой смерти.
Я уже рассказывала, как поступают с телами больших учителей и просветленных, также в странах с теплым климатом принято сжигать и тела обычных людей. В России распространено и сжигание тел (кремация), и предание их земле. Но в буддизме не приняты пышные похороны, большие процессии на кладбищах, рыдания у гроба. Буддисты верят в то, что человеческое тело – это лишь временная оболочка для той сложной субстанции, которую мы называем душой. А смерть – это переход души на следующий уровень существования.
В дацанах еженедельно проводится специальная служба – Юроол, когда молитвы произносятся за лучшее перерождение умерших. Хочу еще раз обратить внимание, что буддистское понятие «перерождение» тесно связано с понятием «душа». Andrew из SLC, UT, USA снова спросил, в чем же смысл кармических перерождений и почему определенной кармой наказывают (с точки зрения Andrew) невиновного человека. Дело в том, что, как уверены буддисты, душа помнит все свои прежние перерождения, даже помнит, что она сделала в них хорошего (это тоже очень важно!) и что плохого. Вы утверждаете, что человек не помнит своих прежних рождений, но ведь это вовсе не означает, что их не было. Для примера: вы не помните даже своего собственного рождения, не помните себя в возрасте месяца или даже в годовалом возрасте. Но верите, когда вам рассказывают, чем болели, какие качества вам были присущи в детстве, каким вы были: плаксивым, спокойным, веселым. А эти ваши качества и склонности, были даны вам как дар за те хорошие поступки, которые вы совершили в прошлых жизнях (не только же плохое мы делали в прошлом, правда?) И наша настоящая, нынешняя жизнь – сумма наших прошлых хороших и отрицательных деяний. Вот почему буддисты говорят, что есть тесная кармическая связь между тем, что вы совершили в прошлой жизни плохого и вашими страданиями в этой, и если в прошлой жизни вы «накопили» достаточно много добродетелей, то и в этой жизни они уберегут вас от каких-то плохих событий, катастроф и бедствий. Еще раз хочу сказать: я не служитель культа, поэтому вопросы по буддистской философии либо какие-то специфические вопросы лучше задавать на сайте, например, петербургского дацана www.dazan.spb.ru в рубрике «Ваши вопросы», где Вам ответят на них ламы.
У буддистов нет понятия «кладбище» в общепринятом понимании. Даже в традиционных буддистских регионах России (Бурятия, Калмыкия, Тува) есть лишь места, где хоронят тела скончавшихся людей. В календаре нет специальных дней для посещения могил близких, более того, на кладбище не принято ходить вообще, часто бывает, что родственники даже не знают, где покоится тело умершего. В церемонии погребения участвуют лишь мужчины, женщины не допускаются, они в это время готовят поминальный стол. Конечно, бывают исключения. Например, когда хоронили моего деда, я была далеко от Бурятии и не смогла прилететь на похороны. А моя мама взяла мою младшую сестру и попросилась с мужчинами на кладбище, чтобы внучка знала, где похоронен дедушка.
Еще одно отличие от привычного уклада: день и время, благоприятные для похорон, назначает лама, этот выбор зависит от года рождения человека и даты его смерти. Причем похороны могут быть назначены на следующий день после смерти, а могут – через неделю. Лама также говорит, в какой стороне (к примеру, на северо-западе) переродится душа человека, может указать на пол ребенка и обязательно скажет, попадет ли человек туда, где живут боги. Лама указывает родственникам, в какие цвета нужно обрядить тело, кто должен и кто не может присутствовать при церемонии похорон. В день смерти в доме зажигается лампада, ее огонь поддерживается в течение 49 дней поминовения – это срок, за который душа находит свое перерождение.
Само перерождение в зависимости от числа набранных при жизни добродетелей (той самой карме) может случиться уже в первый день после смерти, но в любом случае все эти 49 дней ламы, родственники и близкие в доме умершего или в дацане совершают молебны (хуралы). При этом в молебнах не должно быть чувств и слов утраты и горести. Считается, что чрезмерные страдания по умершему мешают душе побыстрее переродился. Душа 49 дней не имеет телесной оболочки, но находится рядом с родственниками, и открытое выражение привязанности близких мешает ей стать свободной. Буддисты верят, что слезы близких образуют некую реку, которая становится препятствием на пути к перерождению. На молебнах не плачут, а наоборот радуются тому, что человек наконец-то найдет свое следующее перерождение.
Лучшее, чем то, которое было. Но об этом – на следующей неделе.
Я уже рассказывала, как поступают с телами больших учителей и просветленных, также в странах с теплым климатом принято сжигать и тела обычных людей. В России распространено и сжигание тел (кремация), и предание их земле. Но в буддизме не приняты пышные похороны, большие процессии на кладбищах, рыдания у гроба. Буддисты верят в то, что человеческое тело – это лишь временная оболочка для той сложной субстанции, которую мы называем душой. А смерть – это переход души на следующий уровень существования.
В дацанах еженедельно проводится специальная служба – Юроол, когда молитвы произносятся за лучшее перерождение умерших. Хочу еще раз обратить внимание, что буддистское понятие «перерождение» тесно связано с понятием «душа». Andrew из SLC, UT, USA снова спросил, в чем же смысл кармических перерождений и почему определенной кармой наказывают (с точки зрения Andrew) невиновного человека. Дело в том, что, как уверены буддисты, душа помнит все свои прежние перерождения, даже помнит, что она сделала в них хорошего (это тоже очень важно!) и что плохого. Вы утверждаете, что человек не помнит своих прежних рождений, но ведь это вовсе не означает, что их не было. Для примера: вы не помните даже своего собственного рождения, не помните себя в возрасте месяца или даже в годовалом возрасте. Но верите, когда вам рассказывают, чем болели, какие качества вам были присущи в детстве, каким вы были: плаксивым, спокойным, веселым. А эти ваши качества и склонности, были даны вам как дар за те хорошие поступки, которые вы совершили в прошлых жизнях (не только же плохое мы делали в прошлом, правда?) И наша настоящая, нынешняя жизнь – сумма наших прошлых хороших и отрицательных деяний. Вот почему буддисты говорят, что есть тесная кармическая связь между тем, что вы совершили в прошлой жизни плохого и вашими страданиями в этой, и если в прошлой жизни вы «накопили» достаточно много добродетелей, то и в этой жизни они уберегут вас от каких-то плохих событий, катастроф и бедствий. Еще раз хочу сказать: я не служитель культа, поэтому вопросы по буддистской философии либо какие-то специфические вопросы лучше задавать на сайте, например, петербургского дацана www.dazan.spb.ru в рубрике «Ваши вопросы», где Вам ответят на них ламы.
У буддистов нет понятия «кладбище» в общепринятом понимании. Даже в традиционных буддистских регионах России (Бурятия, Калмыкия, Тува) есть лишь места, где хоронят тела скончавшихся людей. В календаре нет специальных дней для посещения могил близких, более того, на кладбище не принято ходить вообще, часто бывает, что родственники даже не знают, где покоится тело умершего. В церемонии погребения участвуют лишь мужчины, женщины не допускаются, они в это время готовят поминальный стол. Конечно, бывают исключения. Например, когда хоронили моего деда, я была далеко от Бурятии и не смогла прилететь на похороны. А моя мама взяла мою младшую сестру и попросилась с мужчинами на кладбище, чтобы внучка знала, где похоронен дедушка.
Еще одно отличие от привычного уклада: день и время, благоприятные для похорон, назначает лама, этот выбор зависит от года рождения человека и даты его смерти. Причем похороны могут быть назначены на следующий день после смерти, а могут – через неделю. Лама также говорит, в какой стороне (к примеру, на северо-западе) переродится душа человека, может указать на пол ребенка и обязательно скажет, попадет ли человек туда, где живут боги. Лама указывает родственникам, в какие цвета нужно обрядить тело, кто должен и кто не может присутствовать при церемонии похорон. В день смерти в доме зажигается лампада, ее огонь поддерживается в течение 49 дней поминовения – это срок, за который душа находит свое перерождение.
Само перерождение в зависимости от числа набранных при жизни добродетелей (той самой карме) может случиться уже в первый день после смерти, но в любом случае все эти 49 дней ламы, родственники и близкие в доме умершего или в дацане совершают молебны (хуралы). При этом в молебнах не должно быть чувств и слов утраты и горести. Считается, что чрезмерные страдания по умершему мешают душе побыстрее переродился. Душа 49 дней не имеет телесной оболочки, но находится рядом с родственниками, и открытое выражение привязанности близких мешает ей стать свободной. Буддисты верят, что слезы близких образуют некую реку, которая становится препятствием на пути к перерождению. На молебнах не плачут, а наоборот радуются тому, что человек наконец-то найдет свое следующее перерождение.
Лучшее, чем то, которое было. Но об этом – на следующей неделе.