В Вене уже довольно давно существует музей одного кинофильма – шпионского триллера "Третий человек" режиссера Кэрола Рида. Фильм снят во времена холодной войны, когда Австрия после разгрома нацизма была поделена на зоны оккупации четырех стран-победительниц.
В крошечном зале на 15 мест гаснет свет. Под шум старого кинопроектора и звуки знакомой мелодии на экране возникают герои классического детективного фильма "Третий человек". Стрельба, погоня, мрачные улицы послевоенной Вены, подземные туннели... Зажигается свет. Фрагмент знаменитого триллера длится всего две минуты. А потом посетитель венского музея под названием "Третий человек" окунается в атмосферу того времени, когда создавался фильм.
Британский режиссер Кэрол Рид снял свой шедевр в 1948 году в Вене. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и "Оскара" – за операторскую работу. "Третий человек" стал одним из самых знаменитых произведений мирового киноискусства. В Вене существует даже популярный туристический аттракцион – экскурсия по тем местам, где шли съемки картины. В музее можно увидеть фотографии создателей фильма, оригинальные рекламные плакаты того времени, книги, посвященные фильму, кинопрограммы и даже ту самую простенькую цитру, на которой австрийский музыкант Антон Карас сочинил мелодию, прозвучавшую в картине и известную по многочисленным обработкам – от Гленна Миллера до "Битлз". Все это передает обаяние легендарной ленты, истории, написанной Грэмом Грином и сыгранной выдающимися актерами.
Венский историк и экскурсовод Герхард Штрассгшвандтнер и его жена, переводчик с японского Карин Хёфлер создали этот музей пять лет назад. Это частный музей, не зависящий ни от спонсоров, ни от государства. Его основой стала коллекция, которую на протяжении многих лет собирал Герхард Штрассгшвандтнер. Карин Хёфлер рассказывает:
– Лет пятнадцать назад мой муж начал собирать все, что касалось фильма "Третий человек", а также послевоенного времени, которое является фоном этой картины. Сначала я не обращала на это особого внимания. В конце концов, он тратил свое время и свои деньги. Но однажды он пришел ко мне в бюро. Нужно сказать, что он – экскурсовод, а многие приезжают в Вену из-за этой картины и он хотел показать им кое-что и из своей коллекции. Так вот, он пришел ко мне в бюро и спросил, можно ли повесить у меня на стене четыре плаката. Я сказала: пожалуйста, нет проблемы. Но потом проблема все-таки возникла, так как "Третий человек" постепенно выжил меня из помещения, а мой письменный стол пришлось вынести. Это и стало началом музея, который располагался в этом бюро. Потом удалось снять соседнее помещение и сейчас у нас уже 10 комнат, в которых размещаются оригинальные экспонаты. Конечно, все это – оригиналы, потому что коллекционеру важно, чтобы были оригиналы, а не факсимиле и не копии. Ровно пять лет назад мы открыли музей...
Однако нужно ли посвящать целый музей одному, пусть даже великому, фильму? Ответ на этот вопрос посетитель находит во второй части экспозиции, посвященной жизни австрийской столицы того времени, когда снимался фильм. Оригинальные документы, газеты, письма, фотографии, плакаты рассказывают о периоде с 1945 по 1955 годы, когда Австрия и Вена были разделены на оккупационные зоны, находившиеся под управлением союзнических войск. Сегодня мало кто хочет вспоминать о том, к какому финалу привела австрийцев поддержка нацистского режима Германии и ее разгром в 1945 году. Карин Хёфлер продолжает:
– Прежде чем открыть музей, мы, конечно, думали о том, кто будет его посещать. И мы предположили, что, скорее всего, будут приходить венцы старшего поколения, которые пережили это время. Но, к нашему величайшему удивлению, именно эти люди прийти не захотели. Они говорят: "Мы все это знаем и вовсе не хотим увидеть это опять". К нам приходит интернациональная публика, в основном, люди от 30 до 55 лет. Ведь сам фильм – это замечательный исторический документ. В нем содержится масса информации о Вене того времени, о послевоенном периоде. Тогда, между 1945 и 1955 годами, Вена была занята войсками союзников и разделена на зоны. И этот город, проблемы послевоенного времени, послевоенная бедность, напряженность, связанная с началом холодной войны, – все это отражено в фильме. Для нас было важно большую часть экспозиции посвятить тому времени. И мы замечаем, что посетителей музея это очень интересует. Конечно, приходят они, прежде всего, ради фильма. Но потом, когда они попадают в эту часть экспозиции, многие проводят здесь еще час, потому что это очень увлекательно. Документы о том времени не найдешь даже в крупном венском музее, несмотря на его значение для сегодняшней Австрии. Но ведь то, что мы сегодня имеем, стало результатом решений того времени...
Когда выходишь из маленького музея, расположенного на узкой улочке в центре Вены, вновь попадаешь в сегодняшний день одного из самых красивых и спокойных городов Европы. Сегодня ничто не напоминает ту Вену, которую показал в своем фильме Кэрол Рид. Но история, рассказанная в картине, переплетается с подлинной историей. О значении и смысле исторических уроков и параллелей напоминает музей "Третий человек".
В крошечном зале на 15 мест гаснет свет. Под шум старого кинопроектора и звуки знакомой мелодии на экране возникают герои классического детективного фильма "Третий человек". Стрельба, погоня, мрачные улицы послевоенной Вены, подземные туннели... Зажигается свет. Фрагмент знаменитого триллера длится всего две минуты. А потом посетитель венского музея под названием "Третий человек" окунается в атмосферу того времени, когда создавался фильм.
Британский режиссер Кэрол Рид снял свой шедевр в 1948 году в Вене. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и "Оскара" – за операторскую работу. "Третий человек" стал одним из самых знаменитых произведений мирового киноискусства. В Вене существует даже популярный туристический аттракцион – экскурсия по тем местам, где шли съемки картины. В музее можно увидеть фотографии создателей фильма, оригинальные рекламные плакаты того времени, книги, посвященные фильму, кинопрограммы и даже ту самую простенькую цитру, на которой австрийский музыкант Антон Карас сочинил мелодию, прозвучавшую в картине и известную по многочисленным обработкам – от Гленна Миллера до "Битлз". Все это передает обаяние легендарной ленты, истории, написанной Грэмом Грином и сыгранной выдающимися актерами.
Венский историк и экскурсовод Герхард Штрассгшвандтнер и его жена, переводчик с японского Карин Хёфлер создали этот музей пять лет назад. Это частный музей, не зависящий ни от спонсоров, ни от государства. Его основой стала коллекция, которую на протяжении многих лет собирал Герхард Штрассгшвандтнер. Карин Хёфлер рассказывает:
– Лет пятнадцать назад мой муж начал собирать все, что касалось фильма "Третий человек", а также послевоенного времени, которое является фоном этой картины. Сначала я не обращала на это особого внимания. В конце концов, он тратил свое время и свои деньги. Но однажды он пришел ко мне в бюро. Нужно сказать, что он – экскурсовод, а многие приезжают в Вену из-за этой картины и он хотел показать им кое-что и из своей коллекции. Так вот, он пришел ко мне в бюро и спросил, можно ли повесить у меня на стене четыре плаката. Я сказала: пожалуйста, нет проблемы. Но потом проблема все-таки возникла, так как "Третий человек" постепенно выжил меня из помещения, а мой письменный стол пришлось вынести. Это и стало началом музея, который располагался в этом бюро. Потом удалось снять соседнее помещение и сейчас у нас уже 10 комнат, в которых размещаются оригинальные экспонаты. Конечно, все это – оригиналы, потому что коллекционеру важно, чтобы были оригиналы, а не факсимиле и не копии. Ровно пять лет назад мы открыли музей...
Однако нужно ли посвящать целый музей одному, пусть даже великому, фильму? Ответ на этот вопрос посетитель находит во второй части экспозиции, посвященной жизни австрийской столицы того времени, когда снимался фильм. Оригинальные документы, газеты, письма, фотографии, плакаты рассказывают о периоде с 1945 по 1955 годы, когда Австрия и Вена были разделены на оккупационные зоны, находившиеся под управлением союзнических войск. Сегодня мало кто хочет вспоминать о том, к какому финалу привела австрийцев поддержка нацистского режима Германии и ее разгром в 1945 году. Карин Хёфлер продолжает:
– Прежде чем открыть музей, мы, конечно, думали о том, кто будет его посещать. И мы предположили, что, скорее всего, будут приходить венцы старшего поколения, которые пережили это время. Но, к нашему величайшему удивлению, именно эти люди прийти не захотели. Они говорят: "Мы все это знаем и вовсе не хотим увидеть это опять". К нам приходит интернациональная публика, в основном, люди от 30 до 55 лет. Ведь сам фильм – это замечательный исторический документ. В нем содержится масса информации о Вене того времени, о послевоенном периоде. Тогда, между 1945 и 1955 годами, Вена была занята войсками союзников и разделена на зоны. И этот город, проблемы послевоенного времени, послевоенная бедность, напряженность, связанная с началом холодной войны, – все это отражено в фильме. Для нас было важно большую часть экспозиции посвятить тому времени. И мы замечаем, что посетителей музея это очень интересует. Конечно, приходят они, прежде всего, ради фильма. Но потом, когда они попадают в эту часть экспозиции, многие проводят здесь еще час, потому что это очень увлекательно. Документы о том времени не найдешь даже в крупном венском музее, несмотря на его значение для сегодняшней Австрии. Но ведь то, что мы сегодня имеем, стало результатом решений того времени...
Когда выходишь из маленького музея, расположенного на узкой улочке в центре Вены, вновь попадаешь в сегодняшний день одного из самых красивых и спокойных городов Европы. Сегодня ничто не напоминает ту Вену, которую показал в своем фильме Кэрол Рид. Но история, рассказанная в картине, переплетается с подлинной историей. О значении и смысле исторических уроков и параллелей напоминает музей "Третий человек".