Вся обрядовая часть буддизма: изготовление ритуальных предметов, порядок и ведение различных служб, с этим связанных, – лежит на ламах-тантристах. Они получают образование на факультетах тантры в буддистских учебных заведениях, либо же необходимые знания могут передаваться напрямую от учителя? специалиста по тантре. И это – одно из главных условий для практикующих: тантристы придерживаются линии преемственности в передаче знаний от учителя к ученику. Проще говоря, если человек, прочитавший книгу по тантрическому буддизму, скажет: «Я изучаю тантру», – он лукавит. Без тантрической преемственности не может быть никакой передачи знаний.
Это и следует помнить, покупая и читая книги по тантрическому буддизму, многие из которых посвящены модной теме «тантрический секс». Ламы улыбаются, слыша это сочетание, поскольку тот смысл, который вносит в него обыкновенный человек, не соответствует смыслу буддистскому. Настоятель тантрического Жуд дацана (этот дацан входит в комплекс Иволгинского дацана, главного для буддистов России), Баин лама (Цыденжапов), с которым мы обсуждали эту тему, сказал: «Это словосочетание можно вычеркнуть из тантрических буддистских понятий. Если человек хочет заниматься сексом, пусть им и занимается. Но к буддизму это не будет иметь никакого отношения». Во время медитации не происходит физического контакта, здесь «работает» энергия, которая проходит через йидама и его супругу. «Когда человек медитирует, он держит супругу в сознании, а не у себя на коленях», – сказал Баин лама. Для таких резких слов у служителей культа есть основания. Ведь ламы часто сталкиваются с неприятными последствиями чтения книг по тантре - неподготовленными людьми.
Считается, что тантрическая линия идет от Будды Шакьямуни. В российской буддистской традиции существуют как минимум две школы тантрического буддизма: линия Калачакры и линия Жуд. Жуд – дословно с тибетского «поток» – обозначает, что вся тантра есть поток сознания, очищенного через ритуалы, через начитывание мантр. То, что тантрический дацан Жуд находится на территории Иволгинского дацана рядом с резиденцией главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы – не случайно, так называемой традиции «жуд-до» уже несколько веков. Существовало ранее и направление «жуд-мед», его представителями являются бродячие ламы-тантристы.
Приверженцы «жуд-до» должны придерживаться строгих правил, здесь можно встретить множество лам-гелонов (гелонгов), то есть монахов, принявших полный монашеский обет. Это важно для дальнейшей практики и проведения ритуалов и церемоний. Сами служители культа объясняют это тем, что человек должен быть полностью нравственно чист. Еще одно умение тантристов, необходимое им для проведения ритуалов, – горловое пение. Главное в практиках, как это определил Баин лама: сострадание, мотивация, нравственность и дисциплина.
Некоторые ритуалы и символы из арсенала тантристов выглядят с точки зрения непосвященных странными, нередко даже отталкивающими. Ведь во время ритуалов ламы через медитацию принимают образ гневного божества. Например, в 2009 году в петербургском дацане проходил обряд освящения мозаичного панно Белой Тары, его проводили Хамбо Лама Дамба Аюшеев в сопровождении лам тантрического Жуд дацана. Сначала ламы сделали подношения бодхисаттве Манчжушри и йидаму Ваджрабхайраве (Ямантаке), после чего Хамбо Лама, по его собственным словам, принял образ Ваджрабхайравы и от его имени провел ритуал. Сам Пандито Хамбо Лама объяснил это так: «Обряд посвящен утверждению и сохранению этой святыни для верующих. Войдя в образ гневного божества, мы от его имени отогнали всех злых духов, которые стремились принести зло, вред верующим и вообще всем живущим здесь. Теперь для панно Белой Тары создана хорошая защита, и с этого момента само наличие Белой Тары в петербургском дацане будет помогать людям быстрее справляться со злом».