Сергей Хазов: 10 ноября в Самаре и Тольятти прошли массовые митинги протеста учителей в рамках общероссийской акции протеста работников бюджетной сферы. На митинг в Тольятти вышло 700, а в Самаре – 500 учителей. "Одним из главных требований митингующих педагогов стало повышение минимального размера оплаты труда"— рассказала председатель профсоюза работников образования Самарской области Антонина Гудкова.
Антонина Гудкова: Мы проводим пикет, бюджетные профсоюзы, профсоюзы работников образования, профсоюзы работников здравоохранения, профсоюз работников культуры. В первую очередь этот пикет – протест против того, что на сегодняшний день мы два года не имели индексации заработной платы и та индексация, которая на сегодняшний день предполагается в бюджете 6.5 процентов с 1 июня почему-то только, несмотря на то, что за прошедший год у нас 6,5 процентов инфляция уже объявленная. То есть и полгода даже эти проценты в бюджете не собираются индексировать. Мы просим власти провести с нами переговоры.
Сергей Хазов: Зарплата начинающего самарского учителя – три с половиной тысячи рублей. В условиях, когда коммунальные платежи за однокомнатную квартиру превышают одну тысячу рублей в месяц, такая зарплата становится издевательством. Некоторые учителя, как например, Ирина Петрова, вынуждены кроме работы в школе, подрабатывать. Ирина в свободное время продает пирожки и говорит, что понимает коллег, которые занимаются подработкой.
Ирина Петрова: Учитель и вообще преподавательская среда – это есть такой духовный срез общества. Полностью вычистили людей от 30 до 40 лет. Я лично пекла пирожки и беляши и продавала на вокзале. Я к этому очень хорошо отношусь, я считаю, что любой труд не позорен. Надо свести концы с концами, заработать хотя бы на буханку хлеба. Проблема, конечно, очень низкий уровень заработной платы. То, что сегодня платят учителям – это порядка трех тысяч рублей, реальных трех тысяч рублей – жить на эти деньги, конечно, невозможно.
Сергей Хазов: На митинге протеста в Самаре студенты педагогического вуза держали плакаты с текстом: "Нищий учитель – позор России!" О том, что учителя Тольятти также получают крохотные зарплаты, рассказывает педагог Оксана Алексеева.
Оксана Алексеева: Если пойдет это снижение зарплаты, естественно, пойдем на забастовку, у нас нет другого выхода. Я понимаю, страдают дети, следовательно, мы будем звать на забастовку их родителей, пусть родители скажут, что им нужны учителя не только во время уроков, но и экзаменов, потому что дети должны заканчивать школу.
Сергей Хазов: Не лучше, чем у учителей и финансовое положение работников высшей школы. Рассказывает преподаватель самарского госуниверситета Виктор Долонько.
Виктор Долонько: В апреле преподавателям многих самарских вузов сообщили: выплаты надбавок из средств, поступивших за обучение студентов-платников, начисляться не будут. Реальные доходы педагогов уменьшаются в два раза, при этом доходы сотрудников, занимающих административные должности, не изменились. К этому моменту соотношение между доходами администратора, декана, проректора и профессора уже было три к одному, доцента – пять к одному. Следствием же принятого решения станет и замораживание оплат всевозможных хозяйственных счетов, и неизбежные сокращения не только вакансий, но и живых людей. Ректорское совещание в одном из вузов. Реплика одного из участников: "Воровать нужно меньше!" Выскочку урезонили, а проблемы остались. Все так называемые инновации в сфере образования от нашего правительства давно опробованы в развитых странах и признаны нецелесообразными. Потому педагоги решили устроить звонок протеста по всей стране.
Сергей Хазов: По словам чиновников министерства образования, повысить зарплату учителям в Самарской области сегодня невозможно, потому что федеральный бюджет и региональные бюджеты сводятся с большим дефицитом. Самарские учителя намерены отстаивать свое право на достойную зарплату через суд. Для защиты своих интересов педагоги планируют создать независимый учительский профсоюз.