Ссылки для упрощенного доступа

Ирландия, Португалия и европейский бюджет


Ирина Лагунина: Министры финансов стран Европейского союза горячо обсуждали на этой неделе финансовые проблемы Ирландии. Дефицит госбюджета страны достиг почти трети объема национальной экономики – это вдвое больше, чем в прошлом году в Греции, оказавшейся в итоге в глубоком долговом кризисе.
Но если Евросоюз готов предоставить Ирландии экстренную помощь, то власти самой страны, наоборот, всячески пытаются ее предотвратить.
Подробнее об этом – в материале Сергея Сенинского...

Сергей Сенинский: ... В отличие от недавней ситуации в Греции, главной финансовой проблемой Ирландии считаются сегодня не столько долги самого государства – с ними оно пока справляется, сколько положение крупнейших ирландских банков, пострадавших, как и в других странах, от краха рынка недвижимости. В результате их поддерживают теперь миллиардными кредитами Европейского центрального банка. Из Мюнхена – главный экономист банка Unicredit Александр Кох:

Александр Кох: Главная проблема Ирландии - отнюдь не в низкой конкурентоспособности экономики или слабого интереса к ней инвесторов. С этим-то как раз у Ирландии все в порядке.
Страна оказалась в трудной ситуации после краха на рынке недвижимости, из-за которого и возникли проблемы у крупнейших банков, хотя правительство, как могло, пыталось и пытается их поддержать. Но дефицит госбюджета Ирландии уже превысил 30% ВВП...
Пока, как мне представляется, экстренная финансовая помощь Европейского союза Ирландии не так уж и необходима... Поэтому власти и пытаются любыми способами оградить национальную финансовую систему от неизбежного, в случае оказания такой помощи, внешнего влияния – то есть определенного вмешательства Евросоюза в финансовую политику Ирландии. Полгода назад с таким вмешательством была вынуждена согласиться Греция, у которой не оставалось выбора.
Но правительству Ирландии в любом случае придется в ближайшие недели представить Европейскому союза план своих дальнейших действий, а также прояснить ситуацию с балансами крупнейших банков страны, что особенно важно для международных инвесторов. Это - неотложные вопросы, решить которые Ирландии нужно как можно скорее...

Сергей Сенинский: В Ирландии у самого правительства деньги пока есть – по крайней мере, на исправное обслуживание собственных долговых обязательств до середины 2011 года, как минимум.
Тем не менее, долговые рынки запрашивают с него сегодня почти запредельные проценты по новым заимствованиям. Почему, на ваш взгляд? Может быть, полагая, что часть своих денег правительство будет вынуждено передать коммерческим банкам, чтобы удержать их от банкротства? И тогда могут возникнуть проблемы уже у самого правительства... Из Франкфурта – сотрудник исследовательского отдела Deutsche Bank Николаус Хайнен:

Николаус Хайнен: Долговые финансовые рынки явно спекулируют на том, что оказавшиеся в трудной ситуации ирландские банки просто вынуждены будут в ближайшие недели вновь обратиться за помощью к правительству. Но откуда правительству взять деньги? Разве что занять – либо на тех же финансовых рынках, либо у другой страны Евросоюза. Еще один вариант – воспользоваться средствами общеевропейского антикризисного фонда в 750 млрд евро, созданного полгода назад на пике долгового кризиса в Греции.
Но этот фонд рассчитан, прежде всего, на страны еврозоны. А крупнейшим кредитором Ирландии является Великобритания, которая в еврозону не входит, зато крайне заинтересована в помощи ирландским банкам. Поэтому один из главных вопросов дальнейших переговоров министров финансов Евросоюза с правительством Ирландии - в какой мере и как привлечь к спасению ирландской банковской системы и Великобританию...

Сергей Сенинский: По оценкам Банка международных расчетов в Базеле, накопленный объем кредитов, которые британские банки предоставили банкам Ирландии, составляет 222 млрд долларов. Банкам Германии ирландские банки должны 206 млрд долларов, а американским банкам – 114 миллиардов...
Весной этого года деньги Европейского союза потребовались для Греции – 110 млрд евро. Помня о греческом долговом кризисе, в ЕС спорят теперь, нужна ли подобная помощь Ирландии?.. Третьей страной в этом ряду многие эксперты называют Португалию.
Стоимость новых заимствований на долговых рынках для правительства Португалии уже почти сравнялась с теми процентами, которые рынки запрашивают для гособлигаций Ирландии. А дефицит платежного баланса Португалии - наихудший среди 16 стран еврозоны. Португалия потребляет в 12 раз больше импортных товаров и услуг, чем сама их экспортирует.
Одно из следствий – огромные долги перед зарубежными банками. Треть всего долга Португалии – как государственного, так и частного - приходится на банки соседней Испании, которую саму многие европейские эксперты относят сегодня к группе стран высокого финансового риска, и где безработица превысила 20%. А более половины всех португальских долгов приходится на банки трех крупнейших стран Европы – Германии, Франции и Великобритании.
Из Мюнхена – Александр Кох, главный экономист банка Unicredit:

Александр Кох: Проблем в банковском секторе здесь, пожалуй, еще больше. Но основная проблема Португалии – слабая конкурентоспособность экономики на европейском рынке и, конечно, давние структурные ее проблемы.
На мой взгляд, немалую долю ответственности за это несет португальское правительство меньшинства, которое было вынуждено постоянно маневрировать, не принимая решительных мер, в том числе – для консолидации госбюджета.
Теперь, хотя и с опозданием и под давлением Евросоюза, оно все же предприняло попытки выполнить требования Еврокомиссии, но по-прежнему неясно, окажутся ли эти меры успешными?..

Сергей Сенинский: На долю банков Ирландии сегодня приходится почти четверть всех текущих кредитов Европейского центрального банка, хотя доля страны в совокупном ВВП еврозоны составляет лишь 1,7%. Португалия – также один из крупнейших его заемщиков – при доле в совокупном ВВП в 1,8%.
Но теперь Европейский банк и Еврокомиссия хотели бы "заместить" эти кредиты Ирландии другими – из 750-миллиардного антикризисного фонда, созданного еще в прошлом году на пике кризиса в Греции.
Но что это меняет в принципе? Или те, или другие деньги все равно нужно возвращать... Николаус Хайнен, аналитик Deutsche Bank, Франкфурт:

Николаус Хайнен: На первый взгляд, и в самом деле не играет роли, чьи именно деньги придется потом возвращать. Однако Ирландия вовсе не стремится к тому, чтобы обрести клеймо страны, которая не в состоянии сама справиться со своими финансовыми проблемами.
Ведь, по сути, в стране – здоровая экономика, стремительно развивавшаяся в последние годы. Споткнулась она лишь на одном сегменте - финансовом пузыре на рынке недвижимости. Но, кроме этого, страну упрекнуть фактически не в чем – она своевременно и решительно проводила необходимые экономические реформы.
Так что Ирландию вполне можно понять: она не хотела бы оказаться в одном ряду с некоторыми другими странами ЕС, финансовая политика которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В глазах многих ирландцев прибегнуть к помощи Европейского союза означает что-то позорное, неприличное. Во всяком случае, по их мнению, это придаст стране имидж неудачника.

Сергей Сенинский: В четверг в Дублине начались переговоры представителей Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда с правительством Ирландии.
В тот же день председатель Центрального банка страны заявил, что эти переговоры могут завершиться предоставлением Ирландии крупного кредита, исчисляемого, по его словам, десятками миллиардов евро. А вице-премьер заявила, что правительство Ирландии не намерено даже обсуждать требования ряда стран Евросоюза о повышении действующей в стране ставки налога на прибыль компаний – 12,5%, одной из самых низких в Европе, которая считается едва ли главным стимулом привлечения в последние годы зарубежных корпораций...
На этой же неделе Европейский союз впервые за много лет вдруг оказался без утвержденного единого бюджета на будущий год. Этот бюджет составляет ныне примерно 130 миллиардов евро и формируется за счет перечисления ежегодно каждой из стран ЕС суммы, равной примерно 1% объема национальной экономики.
Спор возник вокруг не только предложенного Европарламентом 6%-го расширения расходов в будущем году - против чего выступили сразу несколько стран, считая достаточным и вдвое меньшее увеличение трат, но и самих принципов формирования европейских бюджетов в будущем, а также роли, на которую претендует в этом процессе Европейский парламент. А именно – существенного расширения своих полномочий...
Николаус Хайнен, Deutsche Bank:

Николаус Хайнен: Сложилась непростая ситуация... Некоторые страны действительно выступили против расширения компетенции Европарламента, особенно в том, что касается формирования в будущем национальных бюджетов.
Европарламент, несколько обидевшись, решил в ответ блокировать пока дальнейшие дебаты с этими странами. Так возник конфликт интересов.
Конечно, это прискорбное явление, но компромисса все равно не избежать. В ближайшие месяцы единый бюджет Евросоюза придется, видимо, утверждать ежемесячно. Но в перспективе, как мне представляется, Европарламент получит больше полномочий, и страны, выступающие сегодня против этого, будут вынуждены уступить...

Александр Кох: Здесь действительно много спорных вопросов... Прежде всего - расширение Евросоюза на восток и некое перераспределение общеевропейских денег в пользу новых участников. Великобритания, например, выступает против любых послаблений странам Центральной и Восточной Европы, требуя от них, прежде всего, сокращения раздутых, по мнению Лондона, бюджетных расходов. А Франция, главный получатель сельскохозяйственных субсидий из общеевропейской казны, также не стремится к тому, чтобы их перераспределили в пользу новых стран ЕС. Так что спорных пунктов немало, но к какому-то компромиссу так или иначе придется прийти...

Сергей Сенинский: Некоего промежуточного решения о бюджете Евросоюза, по крайней мере, на 2011 год, ждут теперь от очередного саммита ЕС, запланированного на середину декабря...
XS
SM
MD
LG