Ссылки для упрощенного доступа

Чешский хоккей как национальная идея


Свобода в Клубе "Кааба" в Праге на Виноградах. Миф о чешском хоккее: чешский хоккей как национальная идея, метафизика и техника чешского хоккея, хоккей и национальный характер, хоккей и политика.

За нашим столом – мой коллега Андрей Шарый, редактор газеты "Hospodarske Noviny" Ондржей Соукуп, известный чешский публицист, собкор Чехословацкого радио в Москве в 63-67-ом году, в дальнейшем диссидент Ян Петранек, известный публицист и радиожурналист Либор Дворжак и хоккейный комментатор Чешского телевидения Михал Дусек.

Елена Фанайлова. Я предложила бы вам послушать интервью, которое наша коллега Александра Вагнер взяла у Ярослава Томаса, хоккейного обозревателя газеты "Mlada fronta Dnes", где он говорит об успехах чешского хоккея.

Ярослав Томас: Чешские игроки известны тем, что они умеют импровизировать. В этом они очень похожи на российских хоккеистов, которые даже более изобретательны, чем чехи. Хотя все наши слабые места с лихвой восполняются командной игрой и решимостью. Пример этого можно было видеть во время последнего чемпионата мира по хоккею в Германии, когда наша команда выиграла у россиян, даже несмотря на то, что у них были намного более прославленные и опытные игроки. Вообще последний чемпионат мира очень показательный для нашей команды, он как раз и раскрывает тот феномен чешского хоккея, о котором мы говорим. В самом начале казалось, что чехи даже не попадут в плей-офф, что за всю историю чехословацкого и чешского хоккея случалось только один раз. В матче с Норвегией Чехия проиграла со счетом 3:2. Тогда к хоккеистам обратился Яромир Ягр, который пользуется огромным уважением и авторитетом у игроков. Это настолько воодушевило всех участников команды, что во время следующих решающих матчей хоккеистам удалось сплотиться и выиграть даже у намного более сильных команд.

Михал Дусик
Андрей Шарый:
Чехия – это маленькая страна, чехи – небольшой народ, и иначе, как от обороны, жизнь их, и общественно-политическая, не строится. Этот народ десятилетиями, веками решал проблему, которую когда-то сформулировали в политической плоскости: "русские или прусские". Жизнь общественная, насколько я могу судить за полтора десятка лет, которые живу в Чехии, основана на очень бережном собирании всего чешского, боязни это чешское потерять. И отношение страны, например, к европейскому единству, к Европейскому союзу это еще раз подтверждает. Чехи не торопятся ни с введением евро, ни с открытием границ своей страны. И поскольку хоккей является частью чешского сознания, я бы сказал, одним из главных национальных мифов, на мой взгляд, то это не может не отражаться и в хоккейной психологии. На мой взгляд болельщика, чехи играют от обороны, вязкая, очень грамотно построенная линия защиты, не очень зрелищная игра. И если игра окончилась со счетом 1:0 Чехия и Россия, предположим, это значит, что русские атаковали три периода, а чехи один раз поймали в контратаке и забили гол, после чего благополучно отошли в оборону.

Но я бы в словах нашего коллеги Ярослава Томаса обратил внимание вот на какой момент. Когда он говорит о трудности, с которой чешская команда столкнулась во время чемпионата мира, когда начали проигрывать, и вот Яромир Ягр произнес речь – вся команда встала и после этого заиграла. Вот эта мифологизация игры, моделирование хоккея как национального, патриотического вида спорта – это очень характерно. Чехия за два десятилетия неполных своей независимости 6 раз выиграла чемпионат мира, один раз стала чемпионом Олимпийских игр. И каждая из этих побед была поводом для того, чтобы десятки тысяч людей вышли в Праге и в других городах на улицы. Ни одно другое событие во всей жизни Чехии – ни политика, ни культура, ни экономика, - не вызывают регулярного прилива патриотических эмоций. И слова "кто не прыгает, тот не чех" я на протяжении 15 лет, которые тут живу, несколько раз слышал на больших акциях, которые посвящены хоккейным победам сборной. Пару раз выходили по поводу футбола, но именно хоккей образует часть чешской идентичности, часть чешского патриотизма и часть того серебра фамильного, которое хранится в чешском шкафу вместе с пивом, Пражским Градом, президентом Гавелом и всеми остальными заслугами, которые являются ее экспортным товаром. Почему хоккей так воспроизводится в Чехии? Почему в этой маленькой стране так много талантов? Потому что это часть чешской жизни, это не только вид спорта. Это один из тех немногих видов спорта, где Чехия выступает на мировом уровне. Это маленькая страна, и здесь считается каждая медаль.

Елена Фанайлова. Если это так, то почему это так? Когда хоккей стал национальной игрой? Когда он превратился из просто спорта в некий поп-феномен?

Либор Дворжак
Михал Дусек:
Это началось в 1098 году, когда Чехия была маленькой частью Австро-Венгрии. И в том же году был основан Чешский союз Канадского хоккея. Он был основан в то время, когда здесь не было ни одного игрока. И он был основан только для того, чтобы он стал основным членом Международной хоккейной федерации, чтобы Чехия появилась на карте спортивной Европы. Здесь был только хоккей с мячом. Чехи не знали, что это канадский хоккей, но основали здесь федерацию, чтобы показать, что Чехия тоже в Европе, что мы не только Австро-Венгрия, что мы – Чехия. В то время был Чешский национальный Олимпийский комитет, Гут-Ярковский был одним из основателей Международного Олимпийского комитета, и Чешская федерация канадского хоккея. И может быть, с тех пор хоккей для нас – это что-то большее, чем только спорт. Для нас это была возможность показать, что мы здесь, что мы не только провинция Австро-Венгрии, что мы – народ, что мы можем что-то показать Европе, миру и всем остальным.

Елена Фанайлова. Насколько я знаю, затем расцвет чешского хоккея, первые его успехи – это 1947-49 годы, когда Чехия выигрывает мировые чемпионаты?

Михал Дусек: Можно сказать, что первые успехи были в 1938 году. Был очень известный матч между чехословацкой и германской командой. Это было после того, когда Гитлер сказал, что он пойдет на Восток, что Германии надо расширяться. И на следующий день Чехословакия играла с Германией на чемпионате мира – бронзовая медаль. И это было впервые, когда весь чешский народ болел за хоккеистов. Германцы пришли и поздравили себя гитлеровским: "Sieg Heil!". И чешская команда выиграла в этом матче. Второй такой матч был в 1940 году, когда Гитлер хотел сделать Зимние Олимпийские игры. Это была Неделя зимних видов спорта в Гармиш-Партенкирхен. И чешская команда сыграла с германской командой в Праге матч перед этой Неделей. И тогда они опять выиграли. Несколько игроков было на допросах в гестапо, чтобы они сказали, почему выиграли этот матч. И я думаю, что уже с тех пор хоккей для нас больше, чем только спорт. Это для нас возможность показать, что мы здесь, мы маленький народ, но мы можем сделать что-то, что весь мир увидит.

Андрей Шарый
Андрей Шарый:
Раз уж Михал начал говорить о годах, оканчивающихся на "8", то я вспомнил свое первое хоккейное детское впечатление. Это 69-й год, после 68-го, чемпионат мира в Гетеборге, где сборная Советского Союза проиграла два раза сборной Чехословакии, если я не ошибаюсь, со счетом 2:0, вторая игра - 4:3. Тогда родился лозунг "Вы нам – танки, а мы вам – голы". Сборная Советского Союза, надо сказать, выиграла этот чемпионат мира, Чехословакия была третьей. Но, конечно, эта игра была больше, чем спорт, это была политическая штука. И есть даже легенда о том, что во время этих матчей некоторые наиболее оппозиционно настроенные игроки сборной Чехословакии стирали себе звездочки с хоккейных свитеров, но это сделали не все. Я смотрел все это дело из Москвы, в 69-м году я был очень маленьким мальчиком, и страшно переживал, естественно, поражение советской команды. В Советском Союзе об этом не говорили тогда, конечно.

Ян Петранек
Ян Петранек:
Это было, действительно, 2:0 и 4:3. И вся Прага ликовала. И после 68-го года, когда был в Смихове советский танк, на нем нарисовали чехи "2:0" и "4:3". И сколько наших было с факелами, прошли по Праге. Это было национальное торжество. А один лозунг мне очень запомнился: "Чешские хоккеисты смыли частичку позора, что мы не сопротивлялись с оружием в 68-м году". Но было, конечно, бессмысленно тогда стрелять, если наша армия ничего не сделала, тогда было невозможно сопротивляться военным образом.

Либор Дворжак: Получается так, что уже со времен господства гитлеровской Германии у нас в Чехословакии тогдашней, или Чехии, или протектората и так далее, тут получались какие-то симулированные войны. Я думаю, что нормальная чехословацкая публика тогда именно вот так это воспринимала. И как рассказывал Михал про 38-40-е годы, в 69-м, я это прекрасно помню, тогда я был 22-летним парнем, действительно получалось, что на поле брани, поскольку вас, немцев, или вас, русских, столько, там мы победить не сможем. А вот на поле, где силы равны, там, оказывается, мы вполне приличные соперники.

Ян Петранек: Было бы очень интересно, если бы во время борьбы чешского общества против радара в Брды, если бы мы тогда играли в хоккей с шайбой с американцами, как бы это получилось. Но этого не состоялось.

Елена Фанайлова. Я слышала еще одну легенду, что была уволена комментатор Чешского телевидения, которая подняла бокал в прямом эфире за победу чехов в 69-м году. Это правда?

Ян Петранек: Да, это правда.

Ондржей Соукуп
Ондржей Соукуп
: Раз уже начались воспоминания, то у меня тоже одно воспоминание конца 80-х годов, когда в Праге проходил чемпионат мира. И тогда тоже был политический скандал хоккейный, потому что Советский Союз в то время играл только за третье место, и на этом матче началась страшная драка с американцами, если мне память не изменяет. Причем со скамеек запасных выпрыгивали. И все это идет, естественно, в прямом эфире по телевидению. Правда, камера отъезжает и смотрит куда-то в потолок, но они долго не выключали звук. И все местные болельщики болели отнюдь не за нашего "старшего брата", а наоборот. Я видел запись, люди, которые вели эту трансляцию, сделали для своего пользования запись с камер. И там были неприятные кадры, как, например, один американский игрок тащит за собой советского игрока одной рукой, а второй он как бы приветствует ликующую толпу. Сейчас это звучит достаточно дико, но в то время такое действительно было.
XS
SM
MD
LG