Дорогие Авраам и Игорь из Владивостока, спасибо, что начали разговор про Тару. И неважно, что вас пока заинтересовала семантика этого слова, я расскажу об этом божестве поподробнее. Вернее, сегодня разговор пойдет про одну из Тар – Белую. Вообще Тара («Спасительница») – это самый популярный женский образ в буддизме. Среди прочих, две являются мирными – Белая Тара и Зеленая Тара.
Тара родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары в тот момент, когда он оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, из него появилась богиня Тара, ставшая спутницей Авалокитешвары. Белая Тара – божество медитации в практиках долгой жизни, обычно ее изображают с распустившимся цветком лотоса в руке, восседающей в позе лотоса на лотосовом троне. У нее семь глаз: кроме обычных, есть глаз мудрости во лбу, по глазу на ладонях и в центре ступней. Эти глаза позволяют ей видеть всех живых существ с проницательной мудростью и состраданием.
Практика и мантра Белой Тары способствует продлению жизни и преодолению угрожающих жизни помех. Белая Тара особо почитаема у российских буддистов, ее образ олицетворяет руководство страны. Эта история уходит корнями в 1764 год, когда Екатерина II признала за бурятскими ламами главенство в российской буддийской иерархии. Два года спустя - за благожелательность к буддизму - бурятские ламы объявили императрицу воплощением Белой Тары на земле. Такое отождествление правительницы с божеством не единично.
В Тибете считают, что воплощением Белой Тары на земле была некогда непальская принцесса Бхрикути, вышедшая замуж за тибетского царя Сонгцена Гампо. С тех пор российские буддисты почитают в виде Белой Тары каждого правителя России. Революция сломала эту традицию, вместе с уничтожением религии уничтожив и 14 000 лам.
Впервые о том, что российские буддисты готовы возродить традицию и признать Белой Тарой главу современной России я услышала в 2008 году в Иволгинском дацане, когда Хамбо Лама Дамба Аюшеев выступал на Вторых Доржиевских чтениях. Он, в частности, отметил, что сейчас, когда государство вновь поддерживает религии, в том числе и буддизм, стоит подумать о восстановлении прежних традиций. На следующий год мы в петербургском дацане готовились к первой Декаде буддистской культуры в Санкт-Петербурге. Художница-мозаичистка Регина Дербенева завершала работу над мозаичным изображением Белой Тары, и мы с настоятелем дацана Будой Бадмаевым полетели в командировку в Улан-Удэ просить Пандито Хамбо Ламу освятить это панно. Хамбо Лама согласился не сразу, на согласие в итоге подействовал мой довод о том, что он сам хотел возродить давнюю традицию признания Белой Тарой главу государства.
И вот ведь совпадение: в июне 2009 года в Петербурге состоялось освящение мозаичного изображения Белой Тары, а в августе того же года Дмитрий Медведев посетил центр буддизма России – Иволгинский дацан. Особых церемоний, как это было до революции, с простиранием главы буддистов перед земным воплощением Белой Тары и зачитыванием текста специальной клятвы, не было. Хотя, по некоторым признакам, ламы были готовы к этому. Для российских буддистов президент теперь считается воплощением Белой Тары. Конечно, провозглашение Дмитрия Медведева Белой Тарой породило множество шуток и нареканий. Во многом из-за того, что божество Белой Тары – женское. Многие критики также упрекали российских буддистов в подхалимаже перед властью. Предвидя ваши комментарии и вопросы, приведу слова настоятеля Санкт-Петербургского дацана Буды Бадмаева из его интервью «Новой газете»: «Белая Тара – это всего лишь образ, и Белой Тарой признавались все императоры после Екатерины Великой.
Замечу, это вовсе не означает, что в лидерах государства воплотилась личность божества, это символизирует лишь воплощение в них божественных качеств. Точно также Далай-лама XIV – воплощение качеств Будды, но не его самого как Сидхартхи Гаутамы. Любой правитель любой страны обладает огромными властными полномочиями. Если он действительно служит своей стране, то, используя выгоды своего положения, может быстро и эффективно помочь народу – например, снизить налоги, повысить качество жизни. Божество Белой Тары тоже обладает огромными возможностями. Поэтому земное воплощение божества должно стремиться помочь живым существам, хотя правители, как мы знаем, бывают разные – могут, наоборот, ввергнуть народ в нищету. Тем самым, они отпадают от собственной божественной природы, предают ее. Только тот, кто работает для народа, является воплощением Белой Тары».
Тара родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары в тот момент, когда он оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, из него появилась богиня Тара, ставшая спутницей Авалокитешвары. Белая Тара – божество медитации в практиках долгой жизни, обычно ее изображают с распустившимся цветком лотоса в руке, восседающей в позе лотоса на лотосовом троне. У нее семь глаз: кроме обычных, есть глаз мудрости во лбу, по глазу на ладонях и в центре ступней. Эти глаза позволяют ей видеть всех живых существ с проницательной мудростью и состраданием.
Практика и мантра Белой Тары способствует продлению жизни и преодолению угрожающих жизни помех. Белая Тара особо почитаема у российских буддистов, ее образ олицетворяет руководство страны. Эта история уходит корнями в 1764 год, когда Екатерина II признала за бурятскими ламами главенство в российской буддийской иерархии. Два года спустя - за благожелательность к буддизму - бурятские ламы объявили императрицу воплощением Белой Тары на земле. Такое отождествление правительницы с божеством не единично.
В Тибете считают, что воплощением Белой Тары на земле была некогда непальская принцесса Бхрикути, вышедшая замуж за тибетского царя Сонгцена Гампо. С тех пор российские буддисты почитают в виде Белой Тары каждого правителя России. Революция сломала эту традицию, вместе с уничтожением религии уничтожив и 14 000 лам.
Впервые о том, что российские буддисты готовы возродить традицию и признать Белой Тарой главу современной России я услышала в 2008 году в Иволгинском дацане, когда Хамбо Лама Дамба Аюшеев выступал на Вторых Доржиевских чтениях. Он, в частности, отметил, что сейчас, когда государство вновь поддерживает религии, в том числе и буддизм, стоит подумать о восстановлении прежних традиций. На следующий год мы в петербургском дацане готовились к первой Декаде буддистской культуры в Санкт-Петербурге. Художница-мозаичистка Регина Дербенева завершала работу над мозаичным изображением Белой Тары, и мы с настоятелем дацана Будой Бадмаевым полетели в командировку в Улан-Удэ просить Пандито Хамбо Ламу освятить это панно. Хамбо Лама согласился не сразу, на согласие в итоге подействовал мой довод о том, что он сам хотел возродить давнюю традицию признания Белой Тарой главу государства.
И вот ведь совпадение: в июне 2009 года в Петербурге состоялось освящение мозаичного изображения Белой Тары, а в августе того же года Дмитрий Медведев посетил центр буддизма России – Иволгинский дацан. Особых церемоний, как это было до революции, с простиранием главы буддистов перед земным воплощением Белой Тары и зачитыванием текста специальной клятвы, не было. Хотя, по некоторым признакам, ламы были готовы к этому. Для российских буддистов президент теперь считается воплощением Белой Тары. Конечно, провозглашение Дмитрия Медведева Белой Тарой породило множество шуток и нареканий. Во многом из-за того, что божество Белой Тары – женское. Многие критики также упрекали российских буддистов в подхалимаже перед властью. Предвидя ваши комментарии и вопросы, приведу слова настоятеля Санкт-Петербургского дацана Буды Бадмаева из его интервью «Новой газете»: «Белая Тара – это всего лишь образ, и Белой Тарой признавались все императоры после Екатерины Великой.
Замечу, это вовсе не означает, что в лидерах государства воплотилась личность божества, это символизирует лишь воплощение в них божественных качеств. Точно также Далай-лама XIV – воплощение качеств Будды, но не его самого как Сидхартхи Гаутамы. Любой правитель любой страны обладает огромными властными полномочиями. Если он действительно служит своей стране, то, используя выгоды своего положения, может быстро и эффективно помочь народу – например, снизить налоги, повысить качество жизни. Божество Белой Тары тоже обладает огромными возможностями. Поэтому земное воплощение божества должно стремиться помочь живым существам, хотя правители, как мы знаем, бывают разные – могут, наоборот, ввергнуть народ в нищету. Тем самым, они отпадают от собственной божественной природы, предают ее. Только тот, кто работает для народа, является воплощением Белой Тары».