Ссылки для упрощенного доступа

Путин: прямая линия с Медведевым


Владимир Путин
Владимир Путин
Премьер-министр России Владимир Путин провел 16 декабря очередную, уже девятую прямую линию общения с россиянами.

Еще до начала эфира Путину поступило, как сообщается, более 700 тысяч вопросов. Всего же число этих вопросов, согласно официальным источникам, достигло почти 2 миллионов. В основном они касались повышения зарплат, уровня жизни, жилищных проблем, пенсий, социальных льгот. В своем выступлении Владимир Путин коснулся и некоторых других тем - в частности, дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Владимир Путин опять поставил рекорд продолжительности телеобщения, проговорив с людьми, задававшими ему вопросы, почти четыре с половиной часа. Лидер "Единой России" прошелся по всем больным точкам - от межнациональных конфликтов до ЖКХ и мигалок на машинах чиновников. Практически в каждом своем ответе Владимир Путин был подчеркнуто консервативен, явно невысоко ценя мнение либералов по той или иной проблеме. Вот слова премьера о недавних беспорядках в Москве:

- Нельзя общей краской мазать ни кавказцев, ни людей других национальностей. Хотя такой национальности, как кавказец, нет. Вообще нельзя никого мазать общей краской. Но нужно жестко пресекать любые крайние проявления. Наша общественность, в том числе и либеральная общественность, должна понимать, и мне кажется, что это все почувствовали: порядок должен быть. И его нужно поддерживать. Государство на то и существует, чтобы обеспечить интересы большинства, это первое. Второе, мы много и справедливо высказываем критику в адрес правоохранительных органов. Неслучайно и реформы намечены такие серьезные в этой сфере. Но проводя борьбу с негативными проявлениями в органах правопорядка, нужно понять, что эти органы власти исполняют важнейшую функцию в государстве, и нельзя опускать их ниже плинтуса, а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим надеть каску и вперед, на площадь, воевать с радикалами. Я думаю, что это самый худший вариант развития событий.

Отдельно досталось демократической оппозиции. Подчеркнуто презрительно премьер отозвался об учредителях коалиции "За Россию без произвола и коррупции":

- Что на самом деле хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее? Денег и власти. Чего они еще хотят? В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с березовскими и с теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы здесь с вами вспоминали, немало миллиардов, их от кормушки оттащили, они поиздержались. Хочется вернуться и пополнить свои карманы. Но я думаю, что если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся, всю Россию распродадут.

Активисты "Стратегии 31" и организаторы "Маршей несогласных" тоже не были забыты Владимиром Путиным, который полагает, что выходящие на мирные акции протеста правозащитники на самом деле просто пиарятся:

- Им нужен не факт проведения мероприятия, им нужен конфликт с властями. Сам по себе факт им неинтересен, потому что внимание общества, общественности сразу пропадает к мероприятиям подобного рода. Им нужен конфликт. Поэтому для меня было неудивительно, когда новый мэр разрешил проведение таких мероприятий, они начали свои требования наращивать, потребовали еще чего-то дополнительно - шествия, увеличения количества, заборы убрать, туда пройти... Им нужен конфликт.

Многие политологи сомневались, что Владимир Путин будет отвечать на вопросы, связанные со вторым делом Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Однако премьер от вопроса уклоняться не стал, а ответил очень откровенно:

- То обвинение, которое ему предъявляют сейчас - там счет идет уже на сотни миллиардов рублей, там 900 в одном случае, во втором случае 800 миллиардов рублей. Тоже хищения. Вот если мы посмотрим практику других стран, - господин Мэдофф в США получил за аналогичное преступление, да и деньги примерно такие же, 150 лет лишения свободы. У нас, по-моему, гораздо все либеральнее смотрится. Тем не менее, мы должны исходить из того, что преступление господина Ходорковского в суде доказано.

Уже после телеэфира премьер уточнил, что назвал доказанными обвинения не по второму, а по первому делу. Однако адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает, что публичное высказывание премьера нарушает закон:

- В Конституции Российской Федерации записано, что суд независим и подчиняется только закону. Вмешательство в деятельность суда недопустимо. В Уголовном кодексе имеется статья 294-я, которая карает за вмешательство в деятельность правосудия, за оказание давления на суд. Все эти нормы сегодня в выступлении господина Путина были нарушены. Хотя они нарушались и ранее, но сегодня, когда суд находится в совещательной комнате и выносит приговор по второму делу, господин Путин беспардонно позволил себе сказать, что это обвинение в суде доказано. Это грубейшее нарушение всех норм, ранее мною перечисленных. И я полагаю, что Страсбургский суд мимо этого не пройдет.

Вообще, парадоксальные заявления премьера (например, о том, что отмена выборов губернаторов привела к прекращению проникновения криминала во власть) вызвали у многих экспертов ощущение того, что премьер говорил с народом не как премьер, а как вождь. Эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман считает, что у этого вождя есть поддержка:

- Путин в своем общении с гражданами России обращается в первую очередь и главным образом к тому электорату, который обеспечивает статус-кво, - это не самые продвинутые люди, это люди не самые предприимчивые в России, это люди главным образом зависимые от государства. Это люди, которые исходят из того, что у нас вроде как не все хорошо, но зато у нас настоящий правитель у руля. Путин сам стремится к сохранению статус-кво и опирается на этот электорат, который достаточно велик для того, чтобы Путин имел возможность смотреть на другие части общества как на маргинальные. Мне представляется, что это также и послание элитам, которое состоит в следующем: это большой и надежный электорат, это электорат Владимира Путина, он собирается на него полагаться, и положение его прочно.

Возможно, что нынешний разговор с Владимиром Путиным - это наиболее ясное послание другому члену правящего тандема, чтобы тот в своей модернизационной риторике не забывал: сторонников перемен в России не так уж и много.
XS
SM
MD
LG