Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Липецкая область


Ирина Лагунина: Сегодня речь пойдет о сравнительно небольшом регионе центрального Черноземья, который является одним из лидеров в черной металлургии, занимает первое место по выпуску холодильников и одно из первых мест по выпуску соков. В политической сфере в области известны владелец новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин и губернатор Олег Королев. В беседе принимают участие профессор, доктор географических наук Наталья Зубаревич и политолог Александр Кынев. Цикл Российские регионы ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Мой первый вопрос к Александру Кыневу. Александр Владимирович, в этом году президент Медведев назначил на четвертый уже срок Олега Королева. По мнению политологов, этому предшествовали попытки Владимира Лисина помешать этому назначению своего давнего оппонента. Почему ему это не удалось? В чем секрет политической живучести Олега Королева?

Александр Кынев: Липецкая область - регион очень своеобразный. То есть он исторически стоит на двух китах. Один кит – это НЛМК, от которого зависит экономическое благополучие региона в целом и который является доминирующим предприятием в самом городе Липецке, и вся остальная область, где в основном доминирует аграрный сектор и, скажем, другие промышленные предприятия, самое крупное из них - это лебедянский комбинат по производству соков, бывший консервный завод, который сейчас принадлежит компании "Пепси". Так сложилось, что было всегда две части элиты. Одна часть элиты – это комбинат и все, что рядом с ним, а другая часть элиты – это объединение всевозможных групп, в первую очередь аграрного бизнеса, которые всегда структурировались вокруг областной администрации. И понятное дело, что комбинат был заинтересован в первую очередь в городе, удаленные районы области по большому счету никакого реального интереса для комбината не представляли. Борьба скорее шла за определенные статусы, за формирование списка в Государственную думу, кто конкретно туда баллотируется. Поэтому, мне кажется, что это перманентное противостояние, то затухающие, то снова появляющиеся противоречия между комбинатом и властями региона - это такой определенный пинг-понг, в котором по большому счету может быть комбинат и не заинтересован в радикальной смене власти в области, он заинтересован лишь периодически подчеркнуть свою значимость и влияние. Мне кажется, это ключевой фактор. Потому что все те информационные войны, которые когда-то в регионе велись, они в какой-то момент заканчивались.
Если мы посмотрим эти вспышки, вспышки связаны в основном с выборами. То есть это был 2006 год, когда шла борьба за формирование списков в областной совет, это было начало 2000 годов, когда шла подготовка к выборам губернатора. То есть здесь все закономерно вполне определенная присутствует. А что касается конкретных фигур в области, вы знаете, в аграрном регионе преимущественно, если мы оставим за скобками элиты, традиционно тяжело появляться новым фигурам. Королев достаточно успешный публичный политик, довольно популярный, и как показывает практика, когда есть популярный губернатор, очень сложно появиться каким-то новым фигурам, для этого нужны независимые информационные площадки. Их в регионе практически нет, это только ресурсы НЛМК.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, что происходит в экономике области?

Наталья Зубаревич: До кризиса это был действительно относительно благополучный регион, в котором сочетались довольно большие доходы от локализации новолипецкого металлургического комбината. Потому что он основную часть налогов платил в регион – это специфика всех металлургических предприятий крупных, они не централизуют в штаб-квартирах в Москве, поэтому металлургические регионы жили не плохо. И Липецкая область считалась донором бюджета, то есть не получала специального трансферта на выравнивание. При этом регион дешевый, потому что он сельскохозяйственный. И еще третий момент – он стоял на двух ногах. Все-таки металлургия, плюс развитый АПК - это более устойчивая позиция. И Липецк вполне себе быстро трансформировался. И то, о чем рассказывает Александр, это классический конфликт за перераспределение. Потому что деньги зарабатывает город, губернатор отвечает за всю область, и вот этот клич "делиться надо", он общий для губернаторов, в Липецкой области обострялся каждую предвыборную ситуацию, но они договаривались.
Но тут начался кризис. В регион, где был устойчивый бюджет, очень низкая безработица, стабильный рост заработной платы, совсем не худшая экономическая ситуация, жизнь показала, что риски металлургической специализации велики. Сразу подчеркну, что из всех металлургических регионов Липецкая область чуть легче и, во всяком случае, быстрее начала выходить из кризиса, потому что новолипецкий комбинат в России самый современный, а Лисин, скажу сразу, один из лучших управленцев - это все повлияло на динамику. Но тем не менее, на пике кризиса спад промышленного производства был минус 30%, в области подросла очень существенно неполная занятость, почти 6% населения, хотя в той же Тверской она была еще выше. И если взять налоговую базу, то налог на прибыль базовый для области сократился в три раза. Это был удар.
А дальше самое интересное. Федеральная власть, помогая субъектам федерации в период кризиса через бюджетные трансферты, не баловала регионы, бывшие до кризиса сильными. Спад бюджета в Липецкой области был довольно существенным. Конечно, он был не таким жестким, как, например, у Вологды, где бюджет рухнул. Но тем не менее, до сих пор этот спад не преодолен. А доходы бюджета в целом сократились на 9%. На чем экономит область, здесь тоже очень интересные вещи. Первое, что неизбежно пришлось сделать - сократить расходы на национальную экономику, а это инвестиции в первую очередь. Они сейчас держатся на уровне минус 15%. Поэтому Липецкая область, которая была более благоустроена на фоне других областей Черноземья, сейчас имеет в этом проблемы. И второе, что очень печально, полетело здравоохранение, расходы на него сократились на 15%. Это проблема общероссийская, но в Липецкой области она проявилась сильнее. И для меня это нехороший сигнал - это означает, что здоровье населения не является приоритетом для региональных властей. Но это можно обсуждать. Но в целом я хочу сказать самое главное: кризис был жестким, выход из кризиса был достаточно адекватно управляем за отдельными дискуссионными исключениями.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, все-таки насколько удается Олегу Королеву реализовать свою программу диверсификации экономики области?

Наталья Зубаревич: Лучше других, коротко говоря. Во-первых, завод холодильников "Стинол" был построен в конце 80, и итальянцы купили практически то, что они строили раньше и обслуживали технически. Но это хороший знак все равно, потому что итальянцы согласились придти в регион. Да, российская охота на слонов, поиск больших инвесторов – это такой национальный спорт с небольшими результатами. Липецкой области удалось, но не только скорее благодаря институциональной политике, сколько благодаря активу - это итальянский завод. Но если взять малое предпринимательство, 8% занятых – это очень мало для области, располагающей хорошими аграрными ресурсами. Поэтому нет общей политики институционального улучшения, есть выборочный поиск крупного инвестора. Это тупиковая политика.

Игорь Яковенко: Александр Владимирович, если проследить управленческий, руководящий путь нынешнего губернатора Липецкой области, мы видим, что он весьма зигзагообразный. Потому что в 93 году он был один из тех, кто поддержал Руцкого и выполнял его указы довольно долго, может быть дольше всех. Затем коммунист, которого поддержала КПРФ, и первые свои выборы выиграл во многом благодаря прямой поддержке Зюганова. Затем вступление в "Единую Россию", куда уж тут деваться. И сейчас мы видим действительно высокую выживаемость его как управленца. Насколько он сейчас контролирует элиты Липецкой области и каков его лоббистский потенциал в Кремле?

Александр Кынев: Элиты, что касается городов, районов, элиты аграрные губернатор, конечно, контролирует. Эти элиты всегда традиционно ориентируются на власть. Та зигзагообразная судьба политическая Олега Королева, которую вы описали, она на самом деле говорит только об одном, она говорит об его высоком прагматизме. Хотя случаются определенные скандалы. Так, например, во втором городе области Ельце этим летом 25 июля прошли досрочные выборы мэра, когда ушел в отставку многолетний мэр, очень сильный руководитель Виктор Соковых. И выборы вместо него оказались очень такими для региона непривычными, когда выдвинулся крупный местный предприниматель господин Игорь Тиньков, это есть такое предприятие ОАО "Росинка", и что интересно, Тиньков является зампредом Владимира Лисина, того самого, который является хозяином новолипецкого металлургического комбината, так он его зампред по областной организации Союза промышленников и предпринимателей. Этот Тиньков выдвинулся, будучи членом "Единой России", начал активную раскрутку, за нарушение партийной дисциплины его вначале исключили из партии, а затем отказали в регистрации из-за большого количества недействительных подписей. Администрация областная сделала ставку на председателя госсовета Панова, который победил, но с невыдающимся результатом, чуть ли 50%. Кандидаты, которые до этого не воспринимались как сильные на фоне того же Тинькова, один из них господин Евграфов от ЛДПР получил аж 36,5%. Это говорит о том, что протест существует.
Мы видим, что бизнес местный проявляет свои амбиции, и в случае с Ельцом возможную победу Тинькова предотвратили, только не допустив его на выборы. А к следующему сроку уже будет действовать важный фактор количества времени пребывания у власти. Федеральный центр меняет зачастую вполне успешных и популярных губернаторов, именно исходя из того, что четырех сроков достаточно. А у него срок четвертый. Поэтому, я думаю, осознание этого в элите присутствует и это будет оживлять, наверное, и потенциальных внутренних наследников, и борьба за регион впереди. Я могу привести иллюстрацию, данные опроса Фонда общественного мнения, опубликованные весной прошлого года. По этим данным Липецкая область входила в очень небольшую группу регионов, где оценка губернатора "хорошо" существенно превышала оценку "плохо". По этому опросу 50% говорили, что губернатор работает хорошо, оценка "плохо" была очень небольшой, на уровне 34%, то есть положительное сальдо около 20.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, ваша завершающая реплика.

Наталья Зубаревич: Это не частый случай в России, когда регион управляется не просто прагматически, а с нормальным здравым смыслом и с пониманием того, что нужно делать, правда, только в ближайшее время, и умение находить взаимодействие с крупнейшими актерами крупного бизнеса – это плюс.
XS
SM
MD
LG