Читатели сайта Радио Свобода свои ответы уже прислали, и нельзя сказать, что из этих ответов брызжут восторг и благодарность. "Зомби-ТВ не смотрю, - пишет "Россиянин". - Больше 2 минут не выдерживаю. Как попугаи скопировали все зарубежные не самые лучшие программы и пихают народу. Одни римейки и не самые лучшие. Плеваться хочется. Пусть их Путин с Медведевым смотрят". И еще одно сообщение от Фомы из России: "Я только на одну минуту включил телевизор и, увидев Киркорова, с негодованием выключил. Смотреть по нашему ТВ просто нечего... Видимо, весь этот дебилизм, который круглосуточно разносят радиоволны, бумерангом вернулся к авторам ТВ-программ".
Это неожиданный поворот сюжета: оказывается, радио оболванивает телевидение. Но смысл, в общем, тот же: смотреть было нечего. И, тем не менее, мы не теряем надежды получить от наших слушателей более подробные оценки новогодней телепродукции.
Представляю вам человека, который даже в праздник должен следить за ТВ по работе, и если вы что-то пропустили, или принципиально не захотели смотреть, этот человек все равно вам все это расскажет. Это Арина Бородина, телевизионный обозреватель газеты "Коммерсант".
Арина Бородина: Здравствуйте! Всех с Новым годом.
Елена Рыковцева: Арина, расскажите о своих маленьких радостях телевизионных. Начнем с хорошей новости. Были ли радости?
Арина Бородина: Были радости. Хотя, честно вам скажу, в этом году я почему-то физически ощутила сочувствие к самой себе. Я отчасти присоединюсь к тем мнениям, которые вы зачитали, что, в общем-то, нелегко смотреть телевизор в новогоднюю ночь. Но радости были!
Вот я знала это и анонсировала, как могла, - телеканал "Дождь", который с лета начала вещать на спутниковых платформах различных, и в том числе в интернете, приготовил такой нестандартный формат и тоже всячески его анонсировал – это был разговорный жанр новогодний, назывался этот формат "Бай-бай, нулевые", то есть "Прощай, нулевые". И два человека с половины десятого вечера – бывший главный редактор моей газеты "Коммерсант" Андрей Васильев и его друг и коллега, актер Михаил Ефремов – не в прямом эфире, правда, что, на мой взгляд, минус, но плюс в том, что они в течение 2,5 часов разговаривали с разными людьми, которые, видимо, по их мнению, и по мнению создателей этой программы, олицетворяли собой это десятилетие. И в реальном времени просто пили за столом, им накрывали такие фривольно одетые девушки. У них в гостях были Виктор Геращенко, Михаил Касьянов, Светлана Бахмина, Александр Мамут, Глеб Пьяных, Демьян Кудрявцев, Алена Долецкая, Михаил Куснерович и Армен Варданян, Дмитрий Быков и Александр Роднянский. Честно сказать, я смотрела с большим интересом и в силу того, что Андрей Васильев для меня не чужой человек, и в силу того, что я действительно отвыкла от разговоров и таких, достаточно интересных. Они пытались каждый по-своему вспомнить уходящие нулевые. И когда эта программа закончилась (я ее смотрела на диске, начала смотреть 31-го днем, потому что мне прислали ее рано утром 31-го, а закончила в половине 11-го вечера), уже почти в реальном времени она шла в это время в эфире, я с перерывами смотрела, и я вот как-то ощутила, что мне чего-то не хватать стало. Потому что параллельно у меня шел эфир Первого канала, и в силу моих технологических возможностей (дома у меня на третьем видеомагнитофоне не шла запись, а в силу своей профессии я эти все "Огоньки" в большинстве своем записываю), мне пришлось в реальном времени смотреть "Новогодний огонек" Первого канала, не в записи, и я испытала абсолютное мучение, было очень тошно. И поэтому я двойне скучала по проекту телеканала "Дождь".
Елена Рыковцева: Арина, у меня несколько реплик по ходу. Во-первых, телеканал "Дождь" мало кто видит. Вот у меня огромный пакет "Акадо", и он не входит даже в этот пакет.
Арина Бородина: Он в "НТВ-Плюс" входит, в базовый пакет.
Елена Рыковцева: Да, в "НТВ-Плюс", за который надо отдельно платить. При моем огромном пакете дома в 200 программ "Акадо" этого "Дождя" нет. Перед компьютером, конечно, мало кто сядет в новогоднюю ночь, чтобы все это смотреть через интернет. В-третьих, вы мне сказали до эфира (сознаемся слушателям) об этой программе, дали диск, и я увидела лица этих людей – Андрея Васильева и Михаила Ефремова. Вы знаете, я бы, конечно, все это в новогоднюю ночь смотреть не стала. Два опухших мужика с этими бутылками… Ну, то что они пьют бесконечно, они об этом без конца говорят и в жизни, и пишут только об этом, а жена Ефремова по этому поводу жалуется на него газетам. И вот еще раз в новогоднюю ночь смотреть, как они все пьют и пьют… Да, они разговаривают с интересными людьми. Но у меня ощущение, что и разговаривают-то, чтобы доказать, что мы еще не деградировали окончательно и способны вести умные разговоры.
Арина Бородина: Не деградировали "мы" – в смысле Васильев и Ефремов или "мы" как люди?
Елена Рыковцева: Васильев и Ефремов.
Арина Бородина: Ну, я не согласна, конечно.
Елена Рыковцева: Ну, это я так утрирую, разумеется.
Арина Бородина: Мне кажется, вы предвзято просто к ним относитесь.
Елена Рыковцева: В новогоднюю ночь я бы этого смотреть не стала. Хотя и Киркоров тоже…
Арина Бородина: Это не ночь, это с половины десятого вечера до 12 часов. А после 12-ти у них был прекрасный концерт Земфиры.
Елена Рыковцева: Вот, это уже может быть. Но скрасить этими двумя персонажами свой новогодний вечер - это надо быть огромным фанатом или любителем конкретного Андрея Васильева, как вы.
Арина Бородина: Так я об этом и говорю, это правда. Но это не только я. Я читаю отзывы на "Фейсбуке", и там очень много положительных отзывов, и я знаю, что многие мои коллеги с удовольствием смотрели, которые отнюдь не являются поклонниками ни Андрея Васильева, ни Михаила Ефремова. И более того, я настаиваю на том, что Андрей Васильев абсолютно профессиональный журналист!..
Елена Рыковцева: А никто не сомневается.
Арина Бородина: Я к тому, что это не просто пьющий мужик около телевизора, а абсолютно профессиональный журналист, и в любом своем состоянии он всегда это доказывал. Я просто, проработав с ним 10 лет, это знаю точно абсолютно в разных ситуациях. И вопросы, которые он задавал Бахминой, Мамуту (эти люди мне были наиболее интересны с ними в беседе), в моем настроении то, как я праздную Новый год, для меня это абсолютно легло на душу. И более того, там было несколько очень смешных вещей, и у Ефремова, и очень смешной был анекдот, рассказанный Варданяном в конце программы, и какие-то байки. Геращенко – абсолютно искрометный собеседник, замечательный.
Елена Рыковцева: Да-да, все собеседники замечательные, но эти двое опухших… Ну, что-то у меня они не пошли.
Арина Бородина: Это у вас личное что-то, Лена.
Елена Рыковцева: Наверное. Наш слушатель Евгений пишет: "Во время этой передачи на "Дожде" шла реклама водки". Это плохо?
Арина Бородина: Это правда. Ну, вы знаете, например, на канале НТВ была реклама, у них был спонсор, среди прочих, "Аэрофлот". Причем это была такая чудовищная реклама, когда ведущие "Новогоднего огонька" Максим Аверин и Денис Рожков, если я не ошибаюсь, говорили, как замечательно можно забронировать билеты и улететь без очереди "Аэрофлотом", - и когда ты смотрел это 31-го числа, а программа новогодняя записывалась недели за две-три до новогоднего вечера и до этого ужасного коллапса, который сложился в Шереметьево с "Аэрофлотом", эта реклама смотрелась чудовищно! Поэтому реклама водки меня в этом смысле совершенно… У них, кстати, была и реклама "Порше" на "Дожде", тоже, знаете, неплохая реклама.
Елена Рыковцева: Ну, я тоже не поняла, какой смысл вложил в это слушатель. Мне как-то совершенно все равно, какая реклама, мне главное, кто сидит. А вот другой наш слушатель пишет: "Как я мечтал смотреть в новогоднюю ночь российские каналы раньше. Прошло время, теперь и смотреть не хочу. Но так как я меломан 80-х, «Дискотеку» не пропущу. Фильмы те же самые каждый год смотреть уже надоело. Музыкальные программы смотришь – перед глазами те же самые морды на всех каналах. "Дождь" бы посмотрел, но он не в моем пакете, по интернету смотреть не могу, скорость слабая", - пишет Александр, Львов. То есть хотел бы посмотреть, но не может. Поэтому давайте переходить на те каналы, которые доступны всем.
Арина Бородина: К большому телевидению.
Елена Рыковцева: "Терпеть не могу первые 10 дней января, так как нет газет. По телевидению показывают тошнотворную развлекуху, рассчитанную на дебилов. Спасают Радио Свобода и ВВС". Александр из Сызрани пишет: "Новогоднее ТВ, оказавшееся скучнее будничного, подпадает под меткую фразу классика: "И даже розы от системы пахнут псиной"…" Не знаю, как насчет псины, но, Арина, давайте переходить к первому, второму, третьему, четвертому каналам. От того, что наши слушатели обзывают это все дебилизмом, конкуренция между каналами не уменьшается, все равно идет битва из года в год, кто выиграет новогоднюю ночь. И я хочу вас спросить: кто выиграл в ваших глазах все-таки новогоднюю ночь, в ваших телезрительских, телекритических глазах?
Арина Бородина: Сложные ощущения. Во-первых, рейтинги появятся только сегодня вечером, именно новогодней ночи, и я всегда их жду с интересом. Никто конкуренцию не отменял, это правда. Но вот я не согласна с такими очень резкими оценками. Я, на самом деле, люблю эти 10 дней. Вот лично я как зритель, не как телекритик. Потому что, если вывести за скобки новогоднюю ночь, я, например, люблю смотреть все равно старое кино. И не только дебилизм на экране. Прекрасная была совершенно диснеевская программа, например, на Первом канале. Я не смотрела в кино фильм "Алиса в стране чудес", и мне было интересно его посмотреть по ТВ. И мультфильмы там прекрасные были диснеевские. И я как раз считаю, что это здорово, что телевидение показывает такие качественные новые совершенно диснеевские мультики. Я, например, в тысячный раз с удовольствием смотрю 31 декабря "Иронию судьбы…", она мне не надоедает. И более того, я даже пересмотрела, к своему удивлению, 1 января "Иронию судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова, и, в общем, тоже не сильно плевалась.
Елена Рыковцева: Да, у нас с вами резко расходится отношение к этому произведению.
Арина Бородина: Ну, я сказала, что не сильно плевалась. В отличие от рязановского фильма это, конечно, две большие разницы. Я поняла, что мне там действительно нравится, как играет Сергей Безруков, это яркая удача этого фильма, пожалуй, единственная. Так вот, я повторю, что смотрела "Огонек" Первого канала в новогоднюю ночь, что называется, в режиме онлайн.
Елена Рыковцева: Это то, что называется "Оливье-шоу".
Арина Бородина: Да, фактически третий год делают они такой проект. Первый раз это называлось "Проводы старого года", в прошлом году – "Оливье-шоу", и вот опять – "Оливье-шоу". И я считаю, что это была очень скучная программа. Более того, Первый, на мой взгляд, зря пошел на компромисс с массовым зрителем, а я это так себе формулирую, потому что если два предыдущих года у них были эти замечательные номера, в основном из "Большой разницы", из "Прожекторперисхилтон", "Мульт личности", вот эти все юмористические вставки, то в этом году еще добавилась программа "Yesterday life", а также они в этом году стали вновь показывать наших популярных эстрадных исполнителей. Надо что-то одно: либо ты не показываешь их, либо ты их показываешь. На мой взгляд, ни Элтон Джон, ни Стинг, ни еще ряд известных зарубежных исполнителей в целом эту новогоднюю программу не спасали. Это было все равно с точки зрения режиссуры очень тягомотно. И если предыдущие два года вела четверка ведущих – это Сергей Светлаков, Гарик Мартиросян, Иван Ургант и Александр Цекало, то в этот раз были только Цекало и Ургант, и иногда еще Андрей Малахов.
В общем, на мой взгляд, даже частушки, - я ждала до этого момента, дальше у меня не хватило уже никаких физических сил - без пятнадцати час ночи это случилось - были эти частушки Путина и Медведева, которые с бубном и гармошкой опять веселили публику. И, вы знаете, если в прошлом году я ужасно смеялась просто от самих персонажей, мне показалось это весело, и, в общем, в этом году их частушки были не так плохи и даже забавны, но просто на фоне того, что 30-го числа эти два человека, сговариваясь или не сговариваясь, совершили в судьбе Михаила Ходорковского, вот на этом фоне их веселье и частушки мною воспринимались ужасно. Это был контраст, и мне было неприятно даже на это смотреть. Хотя, абстрагируясь от этого, сами по себе наши первые лица – Дмитрий Медведев и Владимир Путин – в анимационном исполнении были, в общем веселы.
Елена Рыковцева: Куда смешнее были еще новогодние "Новости".
Арина Бородина: В шесть часов.
Елена Рыковцева: Когда Медведев, либо его имиджмейкеры или режиссеры, выволокли, либо он выволок, министра Голикову на улицу в морозную ночь. Бедная женщина приготовилась встречать Новый год - в колготках, в коротенькой юбочке, без шапки, с голой шеей, а он медленно таскал ее по дорожкам своего этого парка и допрашивал ее о том, сколько же она полезного и хорошего сделала для людей.
Арина Бородина: Как будто бы они не могли в теплом доме сесть.
Елена Рыковцева: Да. И она, дыша на него вот этим вот морозным воздухом, отчитывалось, и видно было, что еще пять минут – и ее, как в фильме "Морозко", унесут, на санях вывезут с этой дорожки. А он терзал и терзал, и это длилось бесконечно. Ну, смешно до безумия! Мы уже ко всему привыкли, ко всякой глупости, но эта глупость превзошла все по масштабам!
Арина Бородина: Абсолютно! Меня всегда в этих ситуациях интересует, кто придумывал эту постановку в администрации президента. Потому что я с трудом представляю, что Медведев сказал: "Выведите меня с Голиковой на улицу, под камеры, это будет красиво". Хотя, зная министра Голикову теперь, после некоторых ее выпадов, я не исключаю, что, может быть, ей захотелось на публике продемонстрировать свою красивую прическу, красивую дубленку-шубку, колготки и прочие вещи из дамского гардероба.
Елена Рыковцева: То есть она добровольно на эту пытку пошла.
Арина Бородина: Я не думаю, но я не удивлюсь этому. Короче говоря, оставшиеся два "Огонька" федеральных телеканалов я смотрела уже 1 января, в записи. Но сразу скажу, что мои близкие, моя мама с ее мужем, они с удовольствием смотрели канал "Культура". Это, наверное, звучит уже очень банально, но тем не менее, они все-таки предоставляют альтернативу в новогоднюю ночь, и у них свой какой-то набор программ. Мои с большим удовольствием его смотрели, танцевали, там были романсы и все такое прочее. Я вам хочу сказать, что мне показалось, как это ни странно, что на канале "Россия-1" был наиболее адекватный «Огонек», и он был наименее пошлый, чем у этого же канала были новогодние проекты в предыдущие годы.
Елена Рыковцева: "Огонек" – это то, что после 12-ти?
Арина Бородина: «На Шаболовке», да. Я настаиваю именно на "Новогоднем огоньке на Шаболовке», потому что то, что они показывают с Галкиным до боя курантов, на мой взгляд, просто не выдерживает критики, я это тоже посмотрела, и это каждый год все хуже и хуже. И на одном номере я остановилась бы особенно. Я не знаю имени автора-юмориста, но пошлость текстов была запредельная! Там речь велась от имени какого-то шофера, таксиста, который, как я понимаю, оказался стриптизером на какой-то вечеринке в баре. И когда это показывают в районе 23:00, когда люди сидят у новогоднего стола, я вот просто думала: интересно, а кто-нибудь смеется вообще над этим? Мне было просто неловко за тех, кто писал Галкину эти репризы. А вот что касается самого "Новогоднего огонька" на Шаболовке, я повторюсь, что я не смотрела это в реальном времени, но я впервые себя поймала на том, что когда-то, как в прежние советские годы, ты смотрел "Новогодний огонек" и обращал внимание на то, в каком красивом платье пришла такая-то, какая-то новая песня… Помните, раньше звучали песни в "Новогодних огоньках", а потом они становились хитами, популярными какими-то, их обсуждали. Ну, я имею в виду, когда я училась в школе, "Новогодний огонек" – это был пик, самое популярное телевизионное шоу, вот так и теперь несколько номеров и песен там были вполне достойными.
Достаточно типовым было новогоднее шоу на канале НТВ, и оно было невозможно длинным – 4 часа, эта «Деревня Глухарево». В нем не было совершенно почти сценария, хотя я была уверена, что продуманный сценарий будет. И конечно, лично меня уже просто начинало подмучивать от количества времени, отведенного Максиму Аверину в этом огоньке.
Елена Рыковцева: Ну, да, он считает, что на своей улыбке способен вытянуть абсолютно все! Ну, не может человек на одной улыбке.
Арина Бородина: Да, невозможно. Более того, там перед основным шоу были новые серии сериала "Глухарь", и после шоу был повтор прошлой "Карнавальной ночи" с Максимом Авериным, которая, кстати говоря, в прошлом году мне очень понравилась. В этот раз Филиппа Киркорова у них было невозможно много! Пять номеров, по-моему - что-то запредельное. Но там был один очень смешной номер, прямо перед боем курантов, назывался "Песня про Медведева". Там белые плюшевые медведи, игрушечные, пели на Красной площади, их была где-то сотня, этих медведей, и они вроде бы актуальную, веселую песню с припевом: "Песня для Медведева". И пели голосами популярных исполнителей, а может, это пели они сами, но подписывали так: Примадонна, Лола, Сергей… То есть можно было понять, кто это, но поскольку это пели, видимо, не они сами, а пародирующие их люди, было довольно смешно. Я в нескольких местах даже просто засмеялась.
Елена Рыковцева: Продолжают радовать меня слушатели тем, что смотрят канал "Дождь". Значит, понимают, о чем речь идет.
Арина Бородина: Это давно уже стало событием.
Елена Рыковцева: Ну, событием для тех, кто в интернете сидит сутками, или у кого это в пакете. И продолжают жаловаться, что не в пакете. "Новогодняя ночь – полный кошмар! Смотреть невозможно, лица одни и те же. Обращение Медведева абсолютно никакое. В общем, впечатления самые мерзопакостные. Смотрел в итоге "Евроньюс" и "Дождь", хотя и то и другое – по интернету. Позор "Стрим-ТВ"!" – пишет Илья из Великого Новгорода. Вот я об этом же! Не могу я телевизор по интернету смотреть!
Арина Бородина: Лена, но кто же вам разрешит в большом объеме смотреть "Дождь", когда у них новости радикально отличаются от федеральных каналов? Слава богу, что в спутниковом пакете "НТВ-Плюс", а он все-таки у многих есть сегодня, этот канал присутствует. Нет, я не собираюсь опровергать эти тезисы, но события на Манежной площади и разные другие политические вещи канал "Дождь" показывает весьма достойно.
Елена Рыковцева: "Сочувствую Пугачевой и Моисееву за то, что подорвали здоровье на съемках программ новогодних", - пишет слушатель. Ну, да, в этом году это смотрелось…Не часто думаешь о том, что все это записывается еще осенью, все эти "Огоньки", а тут, когда видишь живого, улыбающегося Бориса Моисеева…
Арина Бородина: Моисеева, кстати, было очень много на НТВ.
Елена Рыковцева: Очень много на всех каналах, он был в полном здравии, вот тут-то эффект живого присутствия и разрушается.
Арина Бородина: И говорят, что у Юрия Антонова были какие-то приступы, и там его тоже было много. Да, я бы это отметила.
Елена Рыковцева: И по поводу частушек добавляет наш слушатель из Нижнего Новгорода, что "частушки Медведева и Путина оставили мерзейшее впечатление, хотя после приговора Ходорковскому уже ничему не удивляешься".
"Вообще не смотрел телевизор, просто противно было включать! Как бы убедить народ просто попеть и пообщаться за столом, проявить добросердечное отношение? Наше ТВ созвучно политике нашего тандема во всем. Самый низкий интеллектуальный уровень", - ругает телевидение Георгий из Геленджика.
Арина Бородина: Ну, уж не совсем, конечно, низкий интеллектуальный уровень. Это, на мой взгляд, перебор.
Елена Рыковцева: Вчера "Камеди Клаб" показал свое кинотворение, за этот показ их бы раньше бичевали батогами!" Николай, вы "Гитлер, капут" что ли имеете в виду?
Арина Бородина: Да, вчера был "Гитлер, капут".
Елена Рыковцева: Но это не творение "Камеди Клаб".
Арина Бородина: Это просто продюсерский центр "Камеди Клаб", это совсем разные вещи.
Елена Рыковцева: «Дождя» нет у меня, - пишет Сергей, - обходился доступными каналами. "Родные лица" увидел на ТНТ". Ну, я сейчас резко разойдусь, наверное, со слушателями Радио Свобода, но, может быть, объединюсь с Сергеем, потому что я считаю, что единственный пристойный новогодний год… вы будете смеяться, но меня всегда радует "Камеди Клаб".
Арина Бородина: Я, кстати, тоже смотрела.
Елена Рыковцева: Я его не смотрю в саму новогоднюю ночь, потому что там нужно все-таки вслушиваться. Все-таки это юмор. И я записываю обязательно этот "Камеди Клаб" и на следующий день с огромным удовольствием смотрю. Если в течение года я начинаю от них отключаться, пропускать, у них очень много проходного, то в новогоднюю ночь они всегда стараются, это всегда смешно. Мне смешно, я радуюсь.
Арина Бородина: И у них, кстати, были новые выпуски "Наша Раша" 31-го числа, я ее тоже записала и посмотрела – что-то более удачно, что-то менее, но я считаю, что ТНТ действительно старается.
Елена Рыковцева: По поводу "Наша Раша" - я не вижу никаких перспектив, ни малейших, для продолжения этого сериала.
Арина Бородина: Я тоже считаю, что надо закрывать его.
Елена Рыковцева: Мы посмотрели, действительно, первый выпуск из нового сезона, который будет в феврале, - по-моему, это все. Абсолютно выдохся проект, там ничего не получилось. Новые образы не пойдут. У них вместо этих замечательных подростков теперь – двое русских туристов, упившихся, в Турции, совершенно отвратительных.
Арина Бородина: Совершенно не смешно.
Елена Рыковцева: Они не смешные, и у них нет для развития никакой почвы, там нечему развиваться. Я не верю в дальнейшую жизнь «Нашей Раши».
Арина Бородина: Я вот как раз посчитала, что ребят – Гарика Мартиросяна и Сергея Светлакова – явно не хватало на Первом канале. Потому что при всем притом, что я очень люблю Ивана Урганта, у них довольно пресный был конферанс сам по себе, а вот на ТНТ это было очень динамично и весело. Они именно старались. И Гарик Мартиросян там был зажигательный абсолютно.
Елена Рыковцева: Я хочу сказать, что Гарик Мартиросян вообще очень большой молодец, потому что он не «звездит», его слава не портит. В отличие от Гарика (Бульдога) Харламова, который был абсолютной звездой, органичной, великолепной, в "Камеди Клаб" и ушел в так называемое большое плавание, делать большие проекты, которые с громким треском провалились…
Арина Бородина: Слава богу!
Елена Рыковцева: …и сейчас он сидит на какой-то подтанцовке, я видела его на MузТВ, даже специально включила посмотреть - он не способен ни на что в одиночку.
Арина Бородина: Но это было очевидно еще в "Бульдог-шоу" на НТВ.
Елена Рыковцева: Он был хорош в компании, и вот в этой компании "Камеди Клаб" он был бы хорош до сих пор, если бы его самолюбие или самовлюбленность…
Арина Бородина: Как я говорю, не снесло крышу, извините.
Елена Рыковцева: Да, если бы не снесло крышу. А Мартиросяну не сносит, и он хорош и там и там, за что ему отдельное спасибо.
Галина Павловна из Москвы, здравствуйте!
Слушатель: С Новым годом! Я 10 лет назад избавилась от телевизора, и за 10 лет ничего не изменилось. Но это говорит об общей тенденции, телевидение – это просто следствие. Не просто непрофессионалы, а круговая порука! Более того, это не просто круговая порука, а порука педерастов, и это извращенное меньшинство руководит большинством. Я уверена, есть специалисты, которые могли бы создать праздничный дух, но что может создать Моисеев? Ну, что?! Что сможет создать Киркоров и прочие?
Арина Бородина: Я не считаю, что вы правы, когда так резко раздаете оценки. Тем более если вы 10 лет физически не смотрите телевизор, как вы можете выносить такие резкие оценки? Я не понимаю людей, которые не видят, но считают. Я считаю иначе. Более того, я не очень понимаю, а что значит – должно быть развлекательное, искрометное телевидение, каким оно должно быть? Ведь люди, которые создают эти "Новогодние огоньки", это же не бездарные люди, они создают их по лекалам, просто иногда получается более удачно, иногда менее удачно. Невозможно каждый год на гора выдавать очень талантливые проекты. Кстати говоря, даже в "Оливье-шоу" на Первом канале одна-две пародии были действительно смешными, но в целом проект, на мой взгляд, был просто физически… Вот я смотрела его мучительно, было очень скучно.
Елена Рыковцева: Это правда. Василий из Москвы, здравствуйте!
Слушатель: Добрый день! Поздравляю вас с Новым годом! Насчет телевидения я полностью согласен с дамой, которая вам звонила, и со словом, которое она употребила, вполне литературное, кстати. Но все-таки разница между нами заключается в том, что вы находитесь в обойме, вы кого-то знаете лично. Допустим, вы знаете Васильева, я его не знаю. Но дело в том, что я не обязан церемониться с людьми, которые мне несимпатичны, а вы не можете ругать человека, с которым, может быть, выпивали шампанское под тот же Новый год. Из того, что я смотрел, я немножко посмотрел канал "Культура", там был Погудин замечательный, романсы исполнял кто-то из молодых.
Арина Бородина: Евгений Дятлов пел очень хорошо.
Слушатель: Да. А что такое наше телевидение… Мне пришла такая мысль в голову, что вот Максим Аверин, мне он, в общем, нравится как актер, он актер неплохой, но обаяние его заключается именно в отрицательном, то есть - полное отсутствие интеллекта.
Елена Рыковцева: Обаяние образа вы имеете в виду, который он создает.
Слушатель: Это как медицинский диагноз. То есть полное отсутствие интеллекта Максима Аверина является его обаянием. Вот парадокс. И в этом парадоксе заключается его популярность и вообще нынешней эпохи телевидения.
Елена Рыковцева: Я, Василий, очень вас поддерживаю в том, что понятие – междусобойчик, конечно, существует. Я когда увидела эту пару, пыталась смотреть, на канале "Дождь", Васильева и Ефремова, я все время думала, что Васильев, конечно, очень многим журналистам, которые его знают, симпатичен, но я пыталась посмотреть на него глазами обычного зрителя, и не факт, что для него он окажется обаятельным ведущим. Арина знает пример, когда блестящий газетный журналист пытался становиться телевизионным ведущим, но не получалось. Это совсем другая профессия, у одних получается, у других нет.
Второе, есть одна вещь по поводу Дмитрия Медведева, которого все сегодня ругают, я хочу выступить в его защиту с маленькой заметкой из "Комсомольской правды" новогодней. Оказалось (я этого не знала), что Дмитрий Медведев лично озвучил крошечную фразу в новогоднем фильме "Елки". Вы знаете, уважаемые слушатели, когда реклама этих "Елок" шла как «Фильм от создателей «Иронии судьбы"-2», я просто категорически не хотела на него идти, потому что вторая "Ирония» произвела на меня тяжелое впечатление. Но я спросила у нашего телекритика Анны Качкаевой, видела ли она "Елки", и она сказала, что не видела, но видела ее дочь, которой понравилось. Я решила довериться дочери Анны Качкаевой и повела свою семью на "Елки". Оказалось, это очень симпатичный, милый фильм! Лучше бы они его так не рекламировали. И по сюжету (не буду рассказывать) там вклинивается Дмитрий Медведев. И вот Наталия Тимакова, его пресс-атташе, сообщила "Комсомольской правде", что к ним обратился режиссер, рассказал идею фильма, и сюжет показался президенту настолько симпатичным, что он озвучил специально для этого фильма одну фразу. Если кто-то пойдет, увидите. Я не боюсь позвать вас на этот фильм, потому что, по-моему, смешной и милый. Не уверена, что второй раз стоит его смотреть…
Арина Бородина: Его наверняка покажут по телевизору.
Елена Рыковцева: Да. Я не уверена, что второй раз сяду его смотреть, но для одного раза это очень славное новогоднее времяпрепровождение. Никакого сравнения с кошмарной "Иронией судьбы-2" здесь нет, даже не думайте, ничего общего.
Игорь из Краснодара, здравствуйте!
Слушатель: Добрый день! И с Новым годом вас поздравляю! Арина, скажите, вы наверняка встречаетесь с кем-то, кто работает на телевидении, с руководством, неформально. У них какое-то беспокойство есть, что люди уходят от телевизора, переходят в интернет, на спутник? Они собираются что-то менять? Или это вообще скоро умрет, и как мебель будет телевизор?
Арина Бородина: Спасибо! Это очень хороший вопрос. Безусловно, мне приходится общаться, это моя работа, а люди, которые делают телевидение, - это мои ньюсмейкеры, если говорить деловым языком, люди, которые делают для меня новости. Конечно, их это беспокоит, и беспокоит очень сильно, что есть отток аудитории. Но я вам честно скажу, драматического оттока людей от телевизора, несмотря на то, что в моем кругу этот отток все больше, нет. И более того, - я вам скажу вещь, которая, может быть, не будет пользоваться популярностью у слушателей Радио Свобода, - я считаю, что альтернативы большому телевидению, вот массовому, Первому каналу, "России", НТВ в ближайшие годы не будет. И эта эра цифрового телевидения, о которой нам говорит, в том числе, Дмитрий Анатольевич Медведев, я считаю, что это такие иллюзии, и это наступит еще очень нескоро. Чтобы каждый из нас мог иметь доступ к 25 цифровым каналам – это тоже иллюзия в нашей стране. Слишком это дорогое удовольствие. Но, конечно, на каждом канале почти сейчас есть сайт, интернет-телевидение, и на том же Первом канале они выкладывают сразу все свои проекты. Есть какие-то социальные сети. Почти на каждом канале есть интернет-проекты, особенно на молодежных каналах, они сейчас большое внимание этому всему уделяют, и мобильному телевидению, какие-то специальные рубрики вводят.
Конечно, это беспокоит. Но есть такое понятие на телевидении – электоральное телевидение и неэлекторальное телевидение. Мы опять возвращаемся в этом смысле к телеканалу "Дождь" или к каналу РЕН – эти средства массовой информации не являются телевидением, которое воздействует на электорат.
Елена Рыковцева: Телевидение влияния – мы это так назовем.
Арина Бородина: И нашу власть волнуют только в основном три больших канала – Первый, "Россия" и НТВ. Именно по этим каналам нам показывают те новости, которые мы видим, ну, плюс-минус лучше, хуже. И все то, что вызывает ваше возмущение, мы видим именно по большим каналам, потому что их, к сожалению, смотрит по-прежнему очень большое количество людей.
Елена Рыковцева: "А еще на "Дожде", - пишет слушатель, - был великолепный предновогодний день, и их выпуски "Новостей", в том числе с Триумфальной. В общем, "Дождь" – открытие года. Еще понравилась "Культура". Неприятно удивил РЕН ТВ с криминальным новогодним вечером ужасов. Не ожидал", - пишет Тихон из Санкт-Петербурга.
Арина, как вы оценили подачу последних политических событий на телевизионных каналах – это приговор Михаилу Ходорковскому, события на Триумфальной, арест Бориса Немцова? Что прошло для большой, широкой аудитории, а что власть посчитала, что не должно быть достоянием общественности?
Арина Бородина: Во-первых, я хочу сказать, что в этом году впервые за долгие годы "Новостей" не было ни 31-го, вечерних, ни 1 января. Если 1 января уже давно не показывают нам главные вечерние "Новости"…
Елена Рыковцева: Вы имеете в виду в 9 вечера? В 6 вечера мы еще смотрели Медведева с Голиковой.
Арина Бородина: Да. 31-го последний выпуск "Новостей" на Первом канале был в 6, а на канале "Россия" – в 5 или в 4. 1 января тоже вечерних "Новостей" никаких не было. Поэтому, не дай бог, если бы что-то случилось, наверное, они бы включились со спецвыпусками, а может быть, и нет, не знаю. Поэтому, когда уже вся страна давно знала про трагедию в Сургуте с самолетом, который сгорел в секунды, они нам рассказывали об этом только 2-го и 3-го числа, и, в общем, это было как позавчерашние новости, что, собственно, на самом деле и произошло.
Что касается Триумфальной площади, конечно, этих событий близко не было на федеральных каналах. Но что меня поразило, в утреннем выпуске на НТВ 1 января, в 10 утра, о том, что Борис Немцов задержан на Триумфальной и арестован, и мировой судья вынес такой приговор, вообще впервые сказали об этом событии и назвали Бориса Немцова арестованным. То есть Владимир Кулистиков позволил себе в своих новостях чуть больше сократить этот драматический отрыв от интернета, о чем они говорили с президентом Медведевым в итоговом интервью руководителям трех федеральных каналов.
Что касается новостей с Михаилом Ходорковским, знаете, Лена, я очень внимательно смотрела все выпуски новостей на всех каналах, и такое у меня ощущение, вот я скажу о своем, что, видимо, все, что случилось, очень сильно все равно не нравится Дмитрию Медведеву. И максимально нейтрально, насколько может делать это государственное телевидение, подавался этот приговор. Есть не страх что ли перед общественным мнением Запада, но все равно с этим считаются. Потому что даже на канале "Россия-1" максимально подробно дали слово адвокатам. Канал НТВ позволил себе чуть больше, чем государственные каналы, они подверстали к большому сюжету, который был второй новостью после смерти солиста "Бони-М" в Питере, что, на мой взгляд, очень цинично выглядело, в 7-часовых новостях, они подверстали мнение Михаила Федотова и Владимира Лукина, которые, напомню, подчиняются все-таки президенту, один является уполномоченным по правам человека, другой возглавляет Комитет по правам человека. Они дали эти заявления по "Интерфаксу" о том, что это еще не конечная инстанция, что еще может быть оспорено решение, и что у президента есть право оспорить...
Елена Рыковцева: Подарили нам надежду под Новый год.
Арина Бородина: Я уверена, что это было сделано неслучайно. То есть нам дали понять через эти новости, я же читаю между строк, что президенту не очень это все-таки как-то, как минимум, симпатично, если такое слово здесь вообще может упоминаться, вся эта история с Ходорковским. И в 6 вечера программа "Время" дала это первой новостью, а в 9 вечера суд над Ходорковским запаковали, как я говорю, в самый хвост программы. То есть здесь вот это ощущение "между Путиным и Медведевым" – оно очень явно было в "Новостях", в этом приговоре. Но сами сюжеты, я подчеркну, я внимательно за этим слежу, вот таких оголтелых слов, каких-то комментариев, что там Ходорковский – убийца или что-то в этом духе, чтобы клеймили позором, не было. Потому что иначе бы не сдали слово защите и возможность оспаривать это решение.
Елена Рыковцева: Посмотрим. Поживем – увидим. Андрей спрашивает: "Было ли что-то по-новому отлито в граните в 23:55? Нам ведь из-за отключения электроэнергии пришлось слушать по батарейному приемнику Свободу". Поверьте, Андрей, вы ничего не потеряли. В 23:55 не произошло ничего такого, за что бы вы себя всю жизнь потом проклинали, что не услышали.
Арина Бородина: Кроме того, что Дмитрий Медведев вновь проявил свою заботу о детях, я ничего для себя не вычленила.
Елена Рыковцева: Да, и сказал, что «России всего 20 лет», как Евгений заметил. ""Дождь" – канал хороший, но много развлекухи", - пишут слушатели. "Здравствуйте! С Новым годом! Телевизор последние 8 лет использую как монитор для просмотра киноклассики по ДВД, телевизор смотрю один раз в год – 1 января – "Новогодний концерт" из Вены. Сочувствую горькому хлебу телекритиков. Вроде бы умные люди, а смотрят подряд всю эту ерунду, да еще умудряются находить в этой куче жемчужные зерна", - пишет Сергей. Да, у них такая работа.
Арина Бородина: Жемчужные зерна, кстати, есть, и это уже неплохо.
Елена Рыковцева: "Смотреть ничего невозможно! – пишет Светлана Ивановна. – Наверное, дело в том, что я абсолютная трезвенница, а ТВ в праздники рассчитано, видимо, на других". Вот, Светлана Ивановна, я расскажу одну личную вещь про Арину Бородину, которая сама про себя этого не скажет. Она тоже абсолютная трезвенница, она даже глотка шампанского, по-моему, не пьет. И в итоге, видите, что-то находит на телевидении.
Наталья пишет: "Абсолютно правы те, кто утверждают, что русская культура в загоне. Элита на ТВ в течение 20 лет обрыдла всем! Русские перемены в культуре необходимы. Страна бедна, страна темна, а на экране – два шута".
"Главная беда ТВ – отсутствие интеллектуального и культурного подхода к созданию программ". Но это не про Новый год, тут не должен быть, наверное, очень уж глубокий подход, интеллектуальный, культурный.
Арина Бородина: Мне кажется, да.
Елена Рыковцева: "В новогоднюю ночь все путинские каналы транслировали сплошной гламурный балаган. На "Культуре" повторили концерт великих теноров современности – впечатления на всю жизнь", - пишет Николай Павлович.
Арина Бородина: На "Культуре" было очень много хороших программ, концертных.
Елена Рыковцева: "Клан Пугачевой сделал из ТВ станицу Кущевскую", - пишет Роза. Ну, что же вы так уж...
Арина Бородина: Они что, детей что ли убивали? О чем вы говорите?
Елена Рыковцева: Ну, Минкин Александр сказал бы вам, что да, детей убивают.
Арина Бородина: Но не клан же Пугачевой!
Елена Рыковцева: "Никак не могу отогнать от себя мысль, - пишет Геннадий, - что мы живем в оккупации, и телевидение нынешнее это доказывает". Нет, Геннадий, вы же можете, правда, выключить. Оккупацию так просто не сбросишь, а телевидение – пожалуйста, не смотрите.
"Мне понравилась "Родина хрена", концерт Михаила Задорнова". Ну, хорошо, что вам понравилось. Рада, что что-то нравится.
Арина Бородина: Мне кажется, что на РЕН был очень предсказуемый Новый год.
Елена Рыковцева: Я тоже, кстати, Арина, хочу вам пожаловаться. Это как раз по поводу знакомых, о которых говорил наш слушатель. У меня есть один знакомый журналист, который приходил ко мне в эфир, и я очень хорошо знаю, что он один из авторов мюзикла "Морозко", который прошел на Втором канале. И вот что меня потрясло. Этот мюзикл сделан как настоящий фильм, с огромным количеством титров: сценография, продюсеры, костюмеры, грим, бог знает что! Но авторов нет, авторов исключили. А ведь там есть группа авторов, среди которых мой знакомый. Авторов не существует! Вы помните, как мы все удивились на ТЭФИ, что вышла группа авторов получать приз за "Прожекторперисхилтон", их никогда не пишут в титрах, но это ладно, потому что там гримеров тоже не пишут, и, в конце концов, правила игры таковы, что это как бы экспромт, бог с ним.
Арина Бородина: Лена, я прошу прощения, что перебиваю, но на канале "Россия" вообще был ужас! Они исполнителей "Новогоднего огонька на Шаболовке» - это единственный канал - не подписывали. Я нескольких вообще не знаю людей.
Елена Рыковцева: То есть они считают, что мы их всех должны наизусть знать.
Арина Бородина: Хорошо, я знаю еще Филиппа Киркорова, Людмилу Гурченко, это понятно, но там были девушки, которых я впервые в жизни видела! Они не подписали ни одного исполнителя! Я была изумлена сильнейшим образом.
Елена Рыковцева: Нет, Арина, мои авторы перебивают ваших исполнителей, потому что когда всех указали, а авторов не указали – это какой-то нонсенс.
Арина Бородина: Ну, может, они работают на какие-то еще каналы.
Елена Рыковцева: Ни на какие каналы они не работают. Всех остальных указали, а авторов – нет. В общем, я считаю, что это возмутительно.
Арина Бородина: Это возмутительно абсолютно! Но я считаю, что вообще это какой-то странный подход канала, который не указывает авторов, создателей, исполнителей… Возможно, как-то авторские права не так оформлены, я допускаю это. Хотя это неправильно.
Елена Рыковцева: Что касается других авторов, которые меня интересовали совершенно по другому поводу, это "Добрый вечер с Максимом" – новое шоу на канале "Россия".
Арина Бородина: Я смотрела. Чудовищно!
Елена Рыковцева: Чудовищные тексты! Вот тут я как раз не знала, кто же автор этих чудовищных текстов? И мне было очень интересно узнать. Неужели сам Галкин?
Арина Бородина: И вообще мне было неловко смотреть на Максима Галкина, которому было совершенно все равно, что говорят его гости. Когда я смотрела на его разговор с Олегом Табаковым и с Мариной Зудиной, это было в первый вечер нового года, конечно, Табаков, который на 10 голов выше Максима Галкина, что понятно, начал говорить что-то такое о судьбе страны, о людях, нечто социальное, не важно, согласна я с ним или нет, - я увидела совершенно пустой, скучающий взгляд артиста Галкина и подумала: боже мой, как же они его эксплуатируют, и как же он бесконечно соглашается на все, что ему предлагает этот канал, только для того, чтобы он мелькал в телевизоре. Ну, должен быть всему какой-то предел.
Елена Рыковцева: Вот когда он читал десятку чего-то «смешного», уже не помню чего…
Арина Бородина: Ужасно! Это в первый вечер было.
Елена Рыковцева: Он уже совершенно не способен оценить текст! Чужой, свой – не способен.
Арина Бородина: Мне трудно в это поверить, потому что он неглупый человек и артист.
Елена Рыковцева: Конечно, остроумный. И писал сам хорошо.
Арина Бородина: А это было очень глупо и пошло.
Елена Рыковцева: Забыла сказать, что концерт Задорнова понравился Вячеславу Суслину из Красногорска. И закончу смской про"Дождь": "Смотрели "Дождь" по ноутбуку, ибо от телеящика тошнит. "Дождь" понравился, но и у них минусы. Очень надеялись, что у них не будет президента перед боем курантов. Увы, просчитались!"
Арина Бородина: Это во всем мире так, дорогие друзья!
Елена Рыковцева: Бог с ним, с президентом, в конце концов, он один в России – пусть уже поздравляет! Мы завершаем на этом программу "Час прессы".